ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура Древней Индии
Одновременно с древними цивилизациями Египта и Месопотамии возникают первые земледельческие общества, положившие начало развитию индийской культуры. В эволюции культуры Древней Индии, которая охватывает период III тыс. до н.э. – V в.н.э., выделяют несколько периодов: 1) ХХХ–ХV вв. до н.э. Протоиндийская цивилизация (культура Хараппы): культура Хараппской цивилизации (2500–1700 гг.), центры цивилизации - города Хараппа (в районе современной Хараппы в Пенджабе) и Мохеджо-Даро (в Синде) в долине Инда, высокоразвитая цивилизация, письменность которой до сих пор нерасшифрована, обнаруженные в ходе археологических раскопок остатки городских построек, инженерных сооружений, орудия труда, оружие, керамика, изделия декоративно-прикладного искусства, позволяющие судить о высоком уровне развития культуры, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах, 2) ХV в. до н.э. – V в. н.э. Индо-арийская культура: начинается с приходом в долину Инда ариев, индо-арийский период состоит из трех культурно-исторического этапа: - Ведический (ХV в. до н.э. – сер. I тыс. до н.э.): à арийские кочевые племена переходили к оседлому образу жизни, земледелию, в том числе ирригационному, à основа духовной культуры зафиксирована в Ведах (санскр. – знания), состоящих из четырех сборников: Ригведа (книга гимнов), Самаведа (сборник ритуалов и песнопений), Яджурведа (молитвы при жертвоприношениях), Атхарваведа (книга заклинаний и магических формул). à Веды отражают политеизм индоариев – пантеон ведических богов, олицетворявших силы природы и качества души, огромен (от 33 до 3000) и слабо систематизирован, à выделяются две группы богов: асуры и дэвы (которые позднее стали злыми и добрыми духами), à в культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения. Святилищ и храмов, а также изображений богов не было. - Брахмано-буддийский (сер. I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.): à формулируются основные идеи религиозных концепций брахманизма, джайнизма и буддизма, содержащих идеи «осевого времени», à оформляются религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады (санскр. - сидящий у ног учителя), Брахманы (истолкованиями обрядов) и Араньяки (санскр. - лесными книгами – руководствами для отшельников, соединившими ритуальную и философско-этическую сторону религии) стали основой для формирования брахманизма, à главное положение брахманизма (сохранившего черты политеизма) –представление о Брахмане как безличном абсолютном духовном начале (немыслимое, невидимое, неслышимое, непознаваемое, непроявленное, лишенное образа, безначальное, бесконечное), из которого возникает мир, à Брахманизм представлен тремя богами: Брахмой (создателем мира), Шивой (разрушителем), Вишну (хранителем). Вишну и Шива представлены также их земными воплощениями – аватарами, à формируется кастовый строй - бог Брахма создает варны: брахманы (жрецы), кшатрии (князья, воины), вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы), шудры (слуги). Три первые варны были арийского происхождения, четвертая включала потомков покоренных арийцами аборигенов Индии. Законодательно закреплено «Законом Ману» (полулегендарного правителя Индии V в. до н.э.), à по брахманизму принадлежность к касте и человеческая жизнь является частью мирового круговорота сансары (санскр. – блуждание, круговорот) – непрерывного круговорота жизней и смертей кармы (санскр. – действие и его результат), совокупности поступков человека, достижение мокши – состояния, когда индивидуальная душа (атман как часть мировой души) сливается с Брахмой. à в «осевое время» в сер. I тыс. до н.э. возникли два новых религиозных направления – джайнизм и буддизм: Джайнизм: - проповедовал аскетический образ жизни и соблюдение ахимса (ненанесения вреда живым существам), - главное занятие джайнов – торговля и ростовщичество, доходы от которых они направляли на благотворительные цели и возведение храмов. Буддизм: - самая древняя мировая религия, - основоположник Сиддхартха Гаутама Шахья Муни, который стал называться Буддой (санскр. – просветленный), - опираясь на учение о сансаре, карме, мокше, выступал против кастового строя, - в основе учения Будды лежат «четыре благородные истины»: 1. в жизни есть страдание, 2. страдание имеет причину – привязанность человека к внешнему миру, рождающая желания, 3. страдание можно прекратить, уничтожив причину, 4. причина страдания – человеческие желания. Достижение нирваны, когда человек освобождается от страданий, происходит через восьмеричный путь (путь нравственного совершенствования). - два направления буддизма: хинаяна (малая колесница, узкий путь) и махаяна (большая колесница, широкий путь), - Индуистский период (IV в. до н.э. – VI вв. н.э.): à связано с созданием империи Гуптов в IV в. н.э., à развит культ богов брахманистской триады (тримурти): Брахмы, Шивы, Вишну, при этом основное внимание уделяется Шиве и Вишну à два крупнейших направления индуизма: шиваизм и вишнуизм,
à эпическая литература – источники изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений: - «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты» - 107 тыс. двустиший), - «Рамаяна» («Сказание о подвигах Рамы» - 24 тыс. двустиший), которые в индийской культуре выполняют также роль священных книг. - «Панчатантра» («Пятикнижие») – сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка, обращенных к событиям повседневной жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|