Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки развития учения о ландшафте




И. И. Счастная

ОБЩЕЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

Минск

БГУ

 

УДК 911.52

 

Рецензенты:

кафедра физической географии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка;

профессор кафедры динамической геологии Белорусского государственного университета В.Н. Губин

 

 

Рекомендовано

Ученым советом географического факультета

27 июня 2002 г., протокол № 9

 

 

Счастная И.И.

Общее ландшафтоведение. Курс лекций. / И.И. Счастная. – Мн.: БГУ, 2002. – 90 с.

 

Рассмотрены основные теоретические положения учения о географическом ландшафте. Наиболее подробно представлено вертикальное и горизонтальное строение ландшафтов на разных уровнях исследования. Освещены природные и природно-антропогенные комплексы Беларуси, предложена схема их районирования.

Для студентов географического факультета специальности Н.05.01.00 «География».

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ландшафтоведение – направление физической географии, начавшее формироваться в конце XIX в. Основная идея физической географии XIX в. – идея взаимосвязи и взаимообусловленности природных географических компонентов, составляющих наружные сферы нашей планеты. Исторически она конкретизировалась в двух направлениях и привела к представлениям о географической оболочке с одной стороны и о природном территориальном комплексе (ПТК) – с другой.

В понятии о географической оболочке получили свое законченное выражение мысли о целостном географическом комплексе в глобальных масштабах, что определило предмет изучения общей физической географии. Понятие о природном территориальном комплексе как конкретном региональном или локальном сочетании компонентов легло в основу ландшафтоведения.

Выделяя ПТК как качественно особый уровень организации земной природы, следует сразу же сказать, что в его рамках существуют своя внутренняя иерархия, свои структурные уровни. Необходимо различать три главных уровня их организации (или три размерности): планетарный, региональный и локальный, или топический (местный).

Планетарный уровень представлен на Земле в единственном экземпляре – географической оболочкой. К ПТК регионального уровня относятся крупные и достаточно сложные по строению структурные подразделения – от ландшафтных зон до видов ландшафтов.

Под системами локального уровня подразумеваются относительно простые ПТК, из которых построены региональные системы – урочища, фации и другие. По мнению многих ландшафтоведов, эти уровни объединяет основная или узловая ступень: ландшафт.

Региональные и локальные системы, или природные территориальные комплексы, представляют собой объекты ландшафтного исследования. Таким образом, мы можем определить ландшафтоведение как направление физической географии, которое изучает ПТК регионального и локального уровней. Это определение подчеркивает неразрывную связь ландшафтоведения и общей физической географии.

географическая оболочка является единой, целостной материальной системой, но в ней отчетливо выделяются разнородные структурные части. Географическая оболочка пространственно дифференцирована как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали она имеет ярусный характер и выражается в расположении основных частных геосфер в соответствии с плотностью слагающего их вещества. На контактах атмосферы, гидросферы и литосферы происходит их наиболее активное взаимодействие, именно здесь наблюдается концентрация жизни, формируется производный компонент – почвы. Узкую контактную и наиболее активную пленку географической оболочки иногда называют ландшафтной сферой. Понятие о ландшафтной сфере было предложено Ю.К. Ефремовым (1950).

Ф.Н. Мильков в своих трудах 1970–1980-х гг. развил представление о ландшафтной сфере, являющейся зоной прямого соприкосновения и активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы, совпадающей с биологическим фокусом географической оболочки Земли.

Ф.Н. Мильков дал определение ландшафтной сферы как совокупности ландшафтных комплексов, выстилающих сушу, океаны и ледниковые покровы. В нее входят современная кора выветривания, почвы, растительность, животные организмы и приземные слои воздуха. В результате прямого соприкосновения и активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы здесь образуются специфические природные комплексы – земные ландшафты.

Вопрос о границах ландшафтной сферы вызывает споры. По разным авторам ее мощность различна. Д.А. Арманд считает, что верхняя граница этой сферы проходит на высоте 8–16 км, нижняя – на глубине 12–70 км (1975). По мнению Ф.Н. Милькова, она ограничена по вертикали от нескольких десятков до 500 м (1986).

Именно ландшафтная сфера и составляет предмет изучения ландшафтоведения. Для нее характерны также основные закономерности развития географической оболочки: зональность, провинциальность, азональность.

Задачи ландшафтоведения ограничиваются расмотрением наземных геосистем, т. е. природных территориальных комплексов. Они состоят во всестороннем познании ПТК – в изучении закономерностей их дифференциации и интеграции, развития и размещения, их различных свойств, структуры, функционирования, динамики и эволюции.

Ландшафтоведение как часть физической географии входит в систему физико-географических наук и составляет ядро этой системы. Естественно, что между ландшафтоведением и частными физико-географическими науками существуют тесные связи. Они имеют двухсторонний характер. идеи природного территориального комплекса приобрели методологическое значение для всей системы физико-географических наук и легли в основу ландшафтного подхода к изучению отдельных компонентов. именно ландшафтный подход, требующий изучать климат, почвы и другие компоненты как структурные части природного географического комплекса, объединяет все частные географические науки в единую систему.

Помимо собственно географических дисциплин к ландшафтоведению близки другие науки о Земле, в особенности геология, а также геофизика и геохимия. На стыке ландшафтоведения с геохимией и гео-физикой возникли новые отрасли науки – геохимия и геофизика ландшафтов. Специфика объекта ландшафтоведения требует прочной опоры на фундаментальные природные законы, установленные физикой, химией, биологией.

Вопрос о соотношениях географии и экологии в последние годы привлек особое внимание географов. Со словами «экология» часто ассоциируются надежды на обуздание стихийного процесса деградации жизненной среды человечества. Географический взгляд на природу шире, чем экологический, и это обстоятельство выдвигает ландшафтоведение как ее наиболее синтетический раздел на ведущую роль в разработке научных основ рационального использования, охраны и улучшения природной среды. Но это не должно служить основанием для противопоставления ландшафтоведения экологии. Существуют большие возможности для взаимного обогащения обеих дисциплин научными достижениями, подходами и методами.

Для познания ПТК методологическое значение имеет представление о движении как форме существования материи. Проблема развития ландшафтов не может быть решена без опоры на закон единства и борьбы противоположностей, без понимания соотношений внутреннего и внешнего в процессе развития, без изучения процесса накопления количественных изменений и перехода количества в качество.

Ландшафтоведение на протяжении всей своей истории было связано с практическими потребностями общества. Социальная значимость ландшафтоведения особенно возрастает в современную эпоху научно-технической революции. ПТК в совокупности составляют жизненную среду человечества, они обеспечивают как все биологические потребности людей, так и необходимые энергетические и сырьевые источники для развития производства. От благополучия ландшафтов зависит бесперебойное воспроизводство жизненных ресурсов человечества. Реальная угроза истощения и сокращения воспроизводства естественных ресурсов и вместе с тем ухудшение экологических качеств среды со всей остротой поставили проблему рационального использования и охраны природной среды.

 

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ЛАНДШАФТЕ

Предпосылки развития учения о ландшафте

Появление новых теорий подготавливается всем предшествующим ходом науки. Всякая научная теория закономерно возникает лишь при наличии определенных исторических предпосылок. Учение о ландшафте не могло возникнуть без предварительной стадии в развитии географии, т. е. углубленной разработки отраслевых географических дисциплин, изучающих отдельные компоненты природы Земли. Вместе с тем, перейти от анализа к синтезу, т. е. к представлению о природном географическом комплексе, невозможно без опоры на фундаментальные законы естественных наук. Но условия для этого появились лишь к концу прошлого столетия. В частности, важными импульсами для ландшафтоведения явились эволюционное учение в биоло-гии – дарвинизм (1859) и становление биогеографии и почвоведения.

Изучая историю науки, нельзя забывать и о важности социально-экономических предпосылок. Всякая наука выполняет социальный заказ, т. е. обеспечивает определенные общественные потребности. Вся история ландшафтоведения непосредственно связана с общественной практикой, с нуждами производства; ландшафтоведение с самого начала стало одновременно теоретической и прикладной дисциплиной. В последние десятилетия XIX в. наиболее дальновидные русские ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших проблем сельского, а также лесного хозяйства того времени требует понимания взаимосвязей между компонентами природной среды и синтетического охвата природы конкретных территорий.

Таким образом, в конце прошлого столетия сложились как естественнонаучные, так и социально-экономические предпосылки для зарождения учения о ландшафте. Это, однако, не значит, что ландшафтоведение возникло внезапно и «на пустом месте». Корни его более глубоки, они уходят в глубины народного опыта и истории естествознания и географии.

 

1.2. Начало ландшафтоведения: школа В.В. Докучаева






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных