Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ




2.1 Взаимосвязь государственной власти и органов местного самоуправления: принципы, направления и формы

Процесс осуществления органами государственной власти своих полномочий нуждается в организационном сотрудничестве государства и его субъектов с местным самоуправлением. Такое взаимодействие является необходимым для обеспечения успешного функционирования муниципальных образований. В данной главе будет рассмотрен вопрос о сущностной базе взаимосвязи органов государственной власти и местного самоуправления.

Под взаимодействием органов государственной власти и местного самоуправления понимают «совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение задач общегосударственного и местного характера» [14, с. 126]. Данное сотрудничество осуществляется ради достижения более высокого уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Местное самоуправление является независимым звеном в системе публичной власти РФ. Конституция закрепила его организационную обособленность от органов государственной власти, однако представляется невозможным исключить местное самоуправление из процесса управления государством. Большинство значимых государственных решений, затрагивающих интересы граждан, проходят через местные органы власти. По этой причине вопросы местного значения не могут остаться без внимания и контроля со стороны государства. Одной из форм взаимодействия государственных и муниципальных властей сейчас является возложение на муниципальные органы некоторых обязательств, ранее относившихся к сфере государственной регулирования. Так, например, переход от одной общественно-экономической формации к другой на сегодняшний момент осуществляется при активном содействии органов местного самоуправления.

На сегодняшний день проблема формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является актуальной для нашей страны. Наблюдается все более возрастающая необходимость в четком, организованном и согласованном сотрудничестве, ведь структура государственной власти не будет успешно функционировать до тех пор, пока ее не подтвердит жизнеспособная система местного самоуправления. Важным моментом также является достижение баланса интересов данных уровней публичной власти, что в свою очередь требует их качественного и организованного взаимодействия.

На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. Обеспече­ние гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправле­ния также относят к ведению федеральных органов власти.

Большую роль в осуществлении местным самоуправлением своих функций и задач играют органы государственной власти субъектов. От качества такого сотрудничества во много зависит эффективность осуществления регио­нальной политики, возможность решения экономических, политичес­ких и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. Взаимодействие данных органов имеет следующие организационные особенности:

· С целью решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные комиссии;

· Для решения вопросов постоянного характера создаются постоянные рабочие комиссии

· Для решения вопросов, затрагивающих деятельность всех муниципальных образований, возможно создание ассоциации муниципальных образований с приданием ей необходимого статуса.

 

Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается на протяжении всей истории развития российского государства. Например, функционировавшие на Руси общинные самоуправления и земства всегда находились в тесной взаимосвязи с городским вече и княжеской властью. Своими особенностями также обладало взаимодействие советских органов власти. В данный период времени существовала строгая иерархия властных структур, что объяснялось необходимостью в жестком централизованном управлении всеми процессами в стране. Местные Советы осуществляли те же функции, что и центральные органы власти. Таким образом обеспечивалось единство государственной власти и государственного управления.

В настоящий момент ситуация приняла иной оборот. Сегодня взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления строится на основе следующих принципов:

· Принцип законности. Данный принцип является основополагающим, ведь только при неукоснительном соблюдении законов можно говорить о реальном правовом управлении.

· Принцип целесообразности. Его суть заключается в том, что любое взаимодействие данных структур власти должно иметь определенный смысл, направлено на достижение общегосударственных целей.

· Принцип самостоятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия в рамках своих предметов ведения, без вмешательства других органов, однако не исключается возможность контроля со стороны в определенных ситуациях. Данный принцип также предполагает юридическую, организационную и финансовую самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

· Принцип равноправия. Его суть заключается в том, вышеперечисленные структуры публичной власти вступают во взаимоотношения как равные субъекты права. Органы местного самоуправления различных муниципальных образований также равноправны между собой.

· Принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований

· Принцип согласования интересов. Данный принцип предполагает, что субъекты Федерации муниципальные образования должны учитывать права и интересы друг друга, содействовать нормальному функционированию.

· Принцип обеспеченности ресурсами. Здесь подразумевается наличие у органов местного самоуправления необходимых для реализации своих полномочий ресурсов, не только финансовых, но и материальных, человеческих, правовых.

· Принцип гласности. Данный принцип подразумевает открытость, гласность при заключении различных договоров и соглашений, что в свою очередь является гарантией защищенности прав муниципальных образований.

Данные принципы являются основой, на которой должны строиться все взаимоотношения между органами, государственной власти и местного самоуправления. Они призваны урегулировать и упорядочить формы взаимодействия вышеперечисленных властных структур.

Сфера полномочий местного самоуправления закреплена в Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вышеперечисленный нормативно-правовой акт имеет множество расплывчатых терминов, определений и понятий, в силу чего возникают многочисленные проблемы с разграничением компетенции, что существенно осложняет возможность взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти. По этой причине сейчас наблюдается острая необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу деятельности.

Васильев А.А считает, что «с целью выявления взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например — Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения».

Этот закон должен закрепить основные принципы и формы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта Российской Федерации. В нем особенно должны регламентироваться организационные и информационные взаимодействия между данными органами власти. Также должны быть определены предметы ведения, требующие совместной деятельности при решении необходимых задач.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных