Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение государственного управления и исполнительной власти




В данной главе будет уделен вниманию вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти, без рассмотрения которого представляется невозможным понять саму сущность категории исполнительной власти.

После принятия Конституции 1993 года в правовой системе России произошли некоторые изменения. В частности, данный документ закрепил 3 ветви государственной власти: исполнительную, законодательную и судебную, каждая их которых призвана независимо и самостоятельно осуществлять свою деятельность. До этого в течение долгого периода в науке административного право главенствующие позиции занимала категория «государственное управление».

В связи с вышеперечисленными переменами органы государственного управления различных уровней стали называться органами исполнительной власти. Как следствие, произошло практически полное изъятие из законодательной терминологии понятий «управление» и «государственное управление». Такая замена в некоторой степени осложнила деятельность государственного аппарата и нарушила преемственность в наименовании властных структур. Понятие же управления приобрело гражданско-правовой характер и скорее стало применительно к сфере государственной собственности.

Исполнительная власть является специфической ветвью в системе разделения властей. Исполнительную власть в Российской федерации осуществляет Правительство Российской Федерации [1, ст.110]. «Единую систему исполнительной власти в РФ образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов» [1, ч. 2, ст.77]. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также иные федеральные органы исполнительной власти. Исполнительная ветвь власти в основном выполняет организующие и распорядительные функции. Она является необходимой для регулирования и налаживания сложной системы общественных связей в различных сферах жизнедеятельности. Ее основные функции связаны с прак­тической реализацией законов, так как для их исполнения со стороны государства необходимы координирующие и контролирующие действия, осуществляемые, например, государственной администрацией. «Отличительным при­знаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в отношении к различ­ным (коллективным или индивидуальным) элементам государствен­но-организованного общества, то есть в общегосударственном мас­штабе и в качестве специфической государственной функции, правоприменительного характера» [5,с. 7]. В непо­средственном распоряжении субъектов исполнительной власти находятся такие важнейшие атрибуты государственной власти, как финансы, средства коммуникации, армия, милиция, службы внутренней и внешней безопас­ности и т.д.

Не смотря на то, что в Конституции РФ не существует каких-либо упоминаний о государственном управлении, оно не перестает оставаться важнейшим атрибутом государства, без которого властный механизм просто не может эффективно функционировать. Понятия государственного управления и исполнительной власти являются близкими категориями, но их отождествление представляется мне невозможным. Исполнительная власть – прежде всего категория политико – правовая, в то время как государственное управление –организационно – правовая.

Государственное управление является тем видом государственной деятельности, в рамках которого практически осуществляется исполнительная власть. Она же в свою очередь приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата (т.е. исполнительных органов), которые по существу являются органами государственного управления. Таким образом, данные понятия не противопоставляется, а наоборот находятся в тесной взаимосвязи.

В настоящее время в науке административного права доминирует положение о том, что понятие государственного управления является более широким по отношению к исполнительной власти.

Исполнительная власть производна oт государственного управления. Это объясняется тем, что эффективность осуществления органами исполнительной власти своих полномочий также находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Также исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур. Таким образом, исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление.

С другой стороны, исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность. Она определяет объем и характер властных полномочий, осуществляемых в процессе государственного управления.

В науке административного права существует и другая позиция на предмет соотношения государственного управления и исполнительной власти. Часть ученых считает два данных понятия своего рода синонимами, объясняя это тем, что государственное управление осуществляется посредством наделения соответствующей компетенцией исполнительных органов власти. Они также подкрепляют свои доводы тем, что после принятия Конституции 1993 года органы государственного управления различных уровней стали именоваться органами исполнительной власти. Существует мнение о том, что термин «государственное управление» постепенно и вовсе исчезнет из лексикона российского права. Конечно же, данные позиции имеют право на существование, но все-таки государственное управление никогда не утратит своей актуальности, оно является важнейшей составляющей для успешного функционирования и развития любого государства. По своей природе оно значительно шире, чем понятие исполнительной власти, в связи с чем не может быть им заменено или вытеснено.

Проанализировав соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти, мне представляется невозможным замена одного термина другим. Исполнительная власть активно использует в процессе осуществлении своих полномочий государственное управление, но её цели, функции и задачи все-таки носят иной характер. В свою очередь, государственное управление определяет качественные характеристики исполнительной власти, но по своей природе является более широким понятием, ведь в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление. Таким образом, данные понятия, несомненно, находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, но их не следует отождествлять.


Заключение

Исходя из проделанной работы, можно осуществить следующие выводы:

· Каждая система для успешного функционирования нуждается в регулировании и упорядочении своей деятельности посредством организации эффективной системы управления. По этой причине государственное управление является важнейшим атрибутом любого государства. Благополучие общества и судьбы множества людей зависят от состояний данной сферы. Государственное управление в России в настоящий момент находится на стадии развития. Сейчас особенно активно принимаются меры по формирова­нию эффективного механизма государственного управления на всех уровнях власти, что позволит России построить динамично-развивающуюся, социально ориентированную экономику.

· Существование и развитие общества также зависят от хорошо организованной структуры государственной власти, которая позволяет чётко управлять государством, принимать законы и другие нормативные правовые акты. Она вносит упорядоченность в систему общественных отношений. Также государственная власть призвана обеспечивать свободу и равноправие граждан. По этим причинам, поддержание благополучного состояния данной сферы представляется первостепенной задачей.

· Государственное управление и государственная власть являются взаимосвязанными явлениями. Управление тесно связано с властью, оно исходит и опирается на нее. В свою очередь, государственная власть определяет объем и характер властных полномочий, осуществляемых в процессе государственного управления.

· Одной из важнейших форм взаимосвязи данных органов публичной власти является взаимодействиегосударственной власти и органов местного самоуправления. Такое сотрудничество является необходимым для обеспечения успешного функционирования муниципальных образований. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается все более возрастающая необходимость в четком, организованном и согласованном взаимодействии, ведь структура государственной власти не будет успешно функционировать до тех пор, пока ее не подтвердит жизнеспособная система местного самоуправления.

 


Список литературы

Нормативная литература:

1. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2013 г.)

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014)

Научная литература

4. Авакьян С.А. Муниципальное право России / С.А. Авакьян – М.: Проспект, 2009. – 544 с

5. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов – М.: Зерцало-М, 2003. — 608 с.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 578 с

7. Васильев, В.И. Местное самоуправление – М.: «Статут», 2010 г.

8. Венгеров А.Б. Теория Государства и права: Учебник /А.Б. Венгеров – 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с

9. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева – Тамбов: ТГТУ; 2009. – 304 с

10. Кисилев С.Г. Государственная гражданская служба: Учебное пособие/С. Г. -М.:Проспект;2010. -190 с

11. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.:Юристъ, 2004. – 512 с

12. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / А.В.Пикулькин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с

13. Сморогунов Л.В. Государственная политика и управление:Учебник. В 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления /Л. В. Сморгунов – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2009. – 384 с.

14. Чаннов С.Е. Муниципальное право: Краткий курс лекций /С.Е. Чаннов – 3-е изд. 2006. – 192 с

15. Шахмалов Ф.И. Основы теории государственного управления: Учебник –М.: Юнити, 2010. 382

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных