Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема и природа психического.

Лекция № 2.

Тема 2: Психика человека как предмет системного исследования.

План:

1. Проблема и природа психического.

2. Развитие психики в животном мире.

3. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания человека.

4. Структурные компоненты сознания.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996, с. 169-198.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981, с.219-272.

3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1976.

Проблема и природа психического.

Чтобы понять природу психики вообще и психики человека в частности, необходимо дать ответы на такие вопросы как: когда и почему в ходе эволюции возникла психика? Существует множество теорий, отвечающих на этот вопрос. Например, теории

«панпсихизма», приписывающая психику всей природе, в том числе и неживой;

«биопсихизма», приписывающая психику всему живому, включая растения;

«антропсихизма» приписывающая психику только человеку;

«нейропсихизма» психика существует у тех организмов, которые обладают нервной системой.

Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? Материалистически точно ответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле давно уже не осталось практически никаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа – обладатели элементарных форм психического отражения – это не те, с которых вероятно начиналась эволюция психическая. Одной из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психики предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных.

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающую целесообразность поведения и деятельности человека.

Существует как бы две истории развития психики.

Функции психики: 1. Отражение Адаптация человека к

2. Регуляция поведения и деятельности окружающей среде

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития, эволюции психики от простейшего организма и до современного человека.

Онтогенез – развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Почему же оказывается полезным их отражать, или на них реагировать?

Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.

Пример. Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе — важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их — значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Вся история развития психики и поведения животных делится на ряд стадий и уровней. Таблица 2.

Опыт 1. (н.с. сетевидная) В трубку с водой помещались простейшие (инфузории).

Одна сторона трубки нагревалась. Инфузории быстро перемещались в более

теплую часть трубки. Далее нагревание совмещалось с освещением того же

конца трубки. Инфузории, в обычных условиях нейтрально относясь к свету,

при сочетании света с нагреванием уже независимо от температуры передвигались к свету.

Т. о., простейшее животное обнаруживает тенденцию к активному ориентированию во внешней среде и к образованию временных связей на сочетание света и тепла. Прочных условных связей не существует.

Опыт 2. (ганглиозная н. с.)

Дождевые черви, например, прежде схватывают упавшие листья за острые концы, а уже потом втягивают их в свою норку. Как показали исследования ряда учёных, «целесообразное» поведение червей не является непосредственной реакцией на форму листа, а скорее реакцией на химические вещества, которые заключены в верхушке листа.

У червей более четко выражена родовая память, проявляющаяся во врожденных безусловных рефлексах.

Опыт 3. В условиях эксперимента черви должны были найти в Т-образном лабиринте выход в гнездо. Если первая часть имела свободный выход, а в левой червь получал удар электрическим током, то после 120—180 опытов червь приучался поворачивать направо. Если же после выработки условных связей провода под напряжением ставили в правое колено, а проход к гнезду шел через левое колено, то черви переучивались. Причем переучивание происходило в два-три раза быстрее, чем научение.

Т. о., уже ганглиозная нервная система представляет собой достаточно сложный инструмент реагирования на бесконечное число влияний. Поведение животного, обладающего ганглиозной нервной системой с ведущим головным ганглием, существенно отличается от поведения животного, обладающего диффузной, сетевидной нервной системой. У червей намечаются наследственно закрепленные, программированные формы поведения (в генезисе — предтеча инстинктов) и вместе с тем обнаруживается более пластичная форма отражения — условные рефлексы.

 

3ащитное поведение животных, если оно носит исключительно инстинктивный характер, также отличается крайней костностью.Примеров тому множество.

Пример. Известно, что в Америке обитает небольшой зверек с темной шерстью, который практически застрахован от нападения всех зверей — животные его узнают издали по белой полоске на спине. Это скунс. Природа наградила скунса мускусной железой которая вырабатывает чрезвычайно ядовитую пахучую жидкость. При малейшей опасности скунс поворачивается к противнику спиной, поднимает хвост и выпускает облако жидкости. На несколько часов самые большие хищники «падают в обморок». Все животные на американском континенте обходят скунса. В СССР решили акклиматизировать этого зверька. Вначале молодняк держали в вольерах, а чтобы служители имели возможность ухаживать за зверьками, всем скунсам удалили мускусные железы. Выпущенные на свободу скунсы свободно расхаживали по лесам. Когда же их начали преследовать собаки, то скунсы не убегали, а останавливались, поворачивались к преследователям спиной и оказывались легкой добычей преследователей. В дальнейшем скунсов не оперировали — нашли способы ухода за ними.

 

Двигательные элементы, входящие в состав навыков животных, могут состоять из движений как врожденных, воспроизводящих видовой опыт, так и закрепленных в процессе повторения случайных двигательных проб. Примером первого рода движений может служить следующий факт.

 

Дрессировщик легко выучивает зайца бить по барабану. Это движение видовое: все зайцы в определенное время года «барабанят» в лесу по пенькам, стволам упавших деревьев и т. п.

 

Примером второго рода движений могут служить двигательные реакции, которые можно наблюдать у цепной собаки. Опыт проводился следующим образом. Перед собакой клали кусочек мяса, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо было привязано к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После ряда неудачных роющих движений, возникших в результате возбуждения животного, собака случайно подтянула веревку и таким образом овладела мясом. Это движение закрепилось, и впредь собака всякий раз уверенно подтягивала веревку с. пищей. Однажды веревка была положена на недосягаемое для передних лап собаки расстояние. После нескольких неудачных проб передними лапами собака изменила поведение, она перевернулась и наступила задней ногой на веревку.

Этот факт, подтверждает положение о том, что усвоенные животным навыки могут переноситься в измененную ситуацию. В данном случае условия эксперимента усложнились, собака отрегировала на новое обстоятельство переносом навыка с передней лапы на заднюю, которой в этой ситуации было, возможно дотянуться до веревки.

Т. о., навыки могут существенно отличаться друг от друга: в одном случае по своему автоматизму они приближаются к инстинктам, в другом -приближаются к интеллектуальным проявлениям.

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельны предметами Пример интеллектуального поведения дает следующий опыт.

Опыт. Прибор, на котором проводился опыт, состоял из двух полых трубок. На глазах у вороны в одну полую трубку вводилась на веревочке приманка — кусок мяса. Птица видела, как приманка входила в трубку, появлялась в просвете между трубками и снова скрывалась во второй трубке. Ворона тут же бежала к концу второй трубки и дожидалась появления приманки. (Так же поступали и другие хищные птицы, кошки, собаки.).

Данный пример показывает, что высшие животные способны предвосхищать результат данной ситуации, т. е. учесть где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является типом разумного поведения.

Особое место среди высших животных отводят приматам (человекообразным обезьянам). Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами. Подобный интерес называют «настойчивой» и «бескорыстной» любознательностью, «исследовательским импульсом». Активность этого рода деятельности у обезьян, наряду с высоким развитием зрения необычайно расширяет круг их восприятия, чрезвычайно увеличивает запас опыта и создает гораздо более мощную, чем у других животных, базу для формирования навыков, для зарождения сложных форм поведения.

Интеллект обезьян характеризуется не только сложностью решаемых ими задач, но и направлением их деятельности. Обезьяны могут часами расщеплять попавший им в руки предмет, всевозможными приемами подманивать к клетке человека, наблюдать ползающих насекомых и т. д. Такие особенности поведения обезьян объясняются способом их существования. В природных условиях обезьяна в поисках пищи должна непрерывно заниматься «обследовательской» деятельностью. У диких шимпанзе насчитывается восемьдесят одно «блюдо». Наполовину это фрукты, на четверть — листья. Остальное—семена, цветы, стебли, кора. Кроме того, шимпанзе питаются насекомыми. /

Чтобы ответить на вопрос как возникло сознание человека и чем оно отличается от психики животного, давайте рассмотрим несколько опытов. (опыты Павлова с обязьянами).

Пример. Разберем один из моментов серии опытов над шимпанзе Рафаэлем. Перед фруктами, запрятанными глубоко в ящик, зажигалась спиртовка. После многочисленных попыток достать плоды Рафаэль случайно задел крае от бака с водой, который помещался над горящей спиртовкой. Вода погасила огонь. Действие закрепилось. В новой ситуации бак стоял в стороне. После нескольких проб Рафаэль справился и с этой задачей: он набрал воду в рот и выплеснул ее на огонь. В следующей ситуации ящик с приманкой находился на плоту посреди водоема. Бак с водой был уставовяея на другом плоту. Для того чтобы погасить огонь, Рафаэль кинулся по шатким мосткам к соседнему плоту.

Животное перенесло усвоенный способ действия (навык) в новую ситуацию; :Конечно такое действие представляется нецелесообразным: вокруг плота вода. Но между тем биологически оно оправдано. Передвижение по шатким мосткам для обезьяны не составляет чрезмерных физических трудностей, и поэтому заданная в эксперименте ситуация не стала для шимпанзе проблемной ситуацией, которую она была бы вынуждена решать в интеллектуальном плане. Инстинкты и навыки как более стереотипный способ реагирования охраняют животный организм от перенапряжения.

Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом — интеллектуальным решением задач. Однако для животных возникшие ситуации редко становятся проблемами и, следовательно, не появляется выраженной необходимости в отражении на более высоком, интеллектуальном уровне.

Интеллектуальное поведение остается для животных чаще всего как потенциальная возможность.

 

Интеллектуальное поведение является вершиной психического поведения животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции. Интеллект обезьян качественно отличается от мышления человека. Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами (наследственность и естественный отбор).

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и которое достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная только человеку,—история развития человеческого сознания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ТЕМА 5. Спеціалізовані соціальні корекційно-реабілітаційні служби Міністерства охорони здоров'я


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных