Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия как учение о научном методе (Ф. Бэкон, Р. Декарт).




На первый план философских исследований в Новое время вышла проблема метода. Но вскоре выяснилось, что однозначные методологические рецепты выработать не удастся. Одни философы считали, что разум может открывать новое и без участия опыта, другие полагали, что сам по себе, без помощи чувств, он не может справиться с этой задачей. Расхождения по этому вопросу привели к возникновению рационалистической и эмпирической линий. Первая идет от Декарта, вторая — от Бэкона. Свою задачу на поприще науки Бэкон видел в том, чтобы превратить процесс научного познания в практическое занятие, совершающееся при опоре на человеческие способности: разум, воображение и чувства. Успех в деле познания заключается не в природном таланте или собственном уме ученого, действие с помощью инструмента больше зависит от самого инструмента, чем от умелости руки. Познание должно освободиться от всего того, что разум отводит в сторону, от стихийности. суть бэконовского эмпиризма в том, что работа разума должна опираться на чувственный материал, разум должен следовать природе самих вещей и не пытаться действовать самостоятельно, в отрыве от них.Естественными трудностями, мешающими познанию, Б. считал идолы, т.е. особенности чел. природы. Всего Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода (отожествление собственной природы с природой вещей – антропоморфизм), идолы пещеры (субъективность), идолы рынка и идолы театра (авторитет унаследованных теорий) Декарт был убежден в единстве научного знания. Подобно тому, как в геометрии взаимосвязаны длинные цепи доказательств и выводов, точно так же и все вообще научные знания, которые способен найти человеческий разум, вполне могли бы быть выстроены в виде обширного ряда необходимых умозаключений. Объекты познания можно расположить в определенной последовательности, соответствующей порядку их правильного изучения. Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины.Для познания нужен метод. Поскольку все научные истины взаимосвязаны, особое значение принадлежит «первым началам» человеческого познания, которые составляют предмет изучения отдельной дисциплины — метафизики («первой философии»). Прежняя метафизика не была действительной наукой, т.к. философами не применялся истинный метод исследования вещей. Осн. м. – рационалистический: Сущность вещей может быть постигнута разумом, но не чувствами. Ясное познание разума всегда дает более надежную информацию, чем чувства; так, например, люди хорошо видят солнце, но лишь благодаря разуму они знают, что его размеры значительно больше тех, которые подсказываются чувственным восприятием. два «действия разума» по познанию вещей: интуиция и дедукция. четыре правила метода: считать истинным только очевидное, делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения, придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных; составлять общие обзоры и полные перечни — для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса. Важно отметить, что Декарт вовсе не отрицал необходимости использовать в процессе научного познания чувственный опыт. Конечно, с его точки зрения, сущность вещей раскрывается только разуму, однако опыт для философии также имеет большое значение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных