Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмпиризм и рационализм в философии 17-18 веков.




По Бэкону, знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента, к-й индуцирует знание, "наводит" на него. Латинское "индукцио" означает выведение, наведение. Но Бэкон имеет в виду не просто наведение на новое знание, а конкретный философский метод индукции, логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. надо сравнивать данные эксперимента, находить общие черты в них и в результате получать знание общего характера, на основе которого уже без затруднений можно объяснить новые случаи, которые не противоречат общим положениям. Надо следовать не методу паука-рационалиста, эмпирика-муравья, а индукции-пчелы, к-я не только отбирает нектар, но и перерабатывает его в мед-истину. Взгляды Б. воспринимает Гоббс: нет ни одного понятия в уме, к-е не было бы порождено чел. ощущениями.Без ощущений нен ни представлений, ни памяти, ни др. компонентов чел-го сознания. Но этого восприятия достаточно для обыденной жизни, а не для научного зн-я. Тем самым Г. приближается к рационализму.За образец теорет. зн. он принимает математику. Истину матем. зн. увязывает не с непосредственным чувственным опытом, а со словами языка. Язык составляет др. разновидность опыта, закрепляя мысли по поводу ощущения.Поскольку слова можно скл-ть в суждения, а суждения в умозаключения, то слово-знак – естественная необходимая предпосылки науки. Пытаясь соединить эл. эмпиризма и рационализма, Г. прибегал к анализу и синтезу. Систематизатором эмпиризма выступил Д. Локк. Утверждал, что чувства являются единственным источником знаний. Всякое знание приобретено из опыта. Опыт он подразделяет на внешний и внутренний. По Декарту, для познания сути (природы) вещей одних данных эксперимента недостаточно. Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Рационализм декарта получил развитие в философии Паскаля. Делил науки по их предмету и способу его познания: науки исторические(имеют дело с фактами преемственности поколений) и арифметика, физика (открывают и сследуют различные истины, опираясь на чувства и разум, опыт и умозаключение). В посл-х гл. – аксиоматико-дедуктивный метод познания.Его суть – доказательность. Лейбниц рационализм анализирует и обосновывает. Не игнорировал опыт.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных