Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бытие определяет сущность, а сущность-бытие. Неразделимые истины.




Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования. Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:

-бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;

-бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;

-бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

В качестве структурных компонентов бытия или его форм традиционно выделяют:

1) бытие материальных вещей (тел, предметов), процессов, которое различается в двух видах - бытие природы (природных вещей, процессов, состояний) и бытие вещей и процессов, созданных человеком;2) бытие идеального, духовного, дифференцируемое на индивидуализированное духовное и надындивидуальное объективированное духовное;3) бытие человека, которое представлено в виде бытия человека в мире вещей и специфически человеческого бытия;4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие отдельного человека и бытие общества.

Таким образом, следует различать Бытие и Сущность, которая есть истинная реальность. Сущность - то, что истинно реально, что является основой и первопричиной Бытия. Иными словами: Сущность в себе и посредством себя осуществляет Бытие.


27. Философия о сущности сознания.

Сознание — сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над свои­ми психическими процессами и поведением, направлять ход своей пси­хической и предметной деятельности в нужное русло, а также ана­лизировать свое собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:1.«бытийное сознание» («сознание для бытия»);2.«рефлексивное сознание» (сознание для сознания);3.самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Сущность всякой вещи, всякого явления в его происхождении. Именно такой подход к пониманию природы истины может на мой взгляд привести исследование сущности сознания к положительному результату. Поэтому исследование сознания должно происходить через исследование его происхождения в бытии, т.е. через генеалогию. Неудачи философии на пути постижения сознания и познания были следствием как раз противоположного генеалогии подхода. Все философы, пытаясь проникнуть в суть сознания рефлексировали над своим собственным сознанием, которое "услужливо" всякий раз показывало им собственную природу, представляясь соединением действия и результата, причиной и следствием и уводила всякий же раз исследователя на тупиковый путь поиска несуществующего "процесса" познания. Философ, познавая таким образом сознание, находится внутри его самого и мыслит о сознании в навязанной ему его же сознанием форме разделения и соединения всего сущего в себя в том числе во временной и причинной связи.

Сознание в своем отношении к познанию находится как бы между этими двумя крайностями: природой и созданной человеком вещи. Оно не рукотворно и поэтому не несет в себе смысл ее создателя, и в то же время имеет начало в своем происхождении. Никто не станет отрицать того факта, что было время, когда на земле не существовало жизни вообще и следовательно не существовало и сознания. Индивидуальное сознание не имеет для себя начала, поскольку существует только в форме осознания себя уже существующим. Поэтому философ, исследующий собственное сознание с намерением понять его сущность, заранее обречен на неудачу. Но абстрактное сознание, выведенное из сознания индивида посредством понимания формы его существования в бытии, вполне пригодно для исследования.


28. Процесс познания и проблема истины.

Многообразие видов познавательных способностей всегда соответствует характеру познавательной деятельности (познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.).

СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ:

чувственное познание: зрение (цвет, яркость, форма), слух (громкость, высота звука), обоняние (хим.примеси воздуха), осязание (t, давление, упругость), вкус (хим. состав пищи);

1-ощущение (отдельное св-во, полученное отдельными органами чувств);

2-восприятие (целостный образ предмета, сформ. мозгом. ощущенияот предмета);

3-представение (образ по памяти, сформ раннее (образ предмета/вещи)).

рациональное (логическое) познание: обобщенное, абстрактное опосредованное отражение действительности.

1-понятие(форма мышления, в которой отражен наиболее общие, необходимые св-ва, признаки реальных вещей);

2-суждение(связь понятий, наличие или отсутствие этого признака);

3-умозаключение(вывод из каких-либо посылок).

вывод: чувств.познание-первый необход. ур-нь познания (отражает внешн.стороны явл)

рациональное познание-сущность явл., законы и др. могут быть только с помощью лог.мышления (конечная цель назнач.-истина)

В поиске истины идеалом является всесторонность познавательного процесса.

Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практична. «Нужно выучиться представлять себе предметы,— писал П.А. Флоренский,— сразу со всех сторон, как знает наше сознание». Насыщенная многими измерениями истина теряет односторонность, сухость, нежизненность.

можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с человеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).

Постмодернисты относятся к проблеме истины без почтения. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понимается как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается.


29. Научное познание: структура, формы, методы.

Наука есть форма деятельности человека, в ходе которой он получает знание (узнает)

СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ:

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

-всеобщий: методологический и диалексическмй

-общенаучные (эмпирические-наблюдение\эксперемент\измерение\индукция; теоритические-абстрагирование\дедукция\мыслит.эксп-т; общие-анализ\синтез\моделирование).

-частнонаучные(что-либо конкретное)

-междисциплинные(ни то ни сё)

чаще всего исп. имперические методы-научн.наблюдения!

индукция: частное=> общее

дедукция: общее => искл. частное

абстрагирование: р-т-абстракция(отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных сторон)

анализ -разделение с целью детального изучения

синтез -слияние анализа

 


30. Проблема закономерности в историческом процессе.

История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Жизнь общества во всей ее полноте, со всеми ее порой кажущимися абсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно.. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и групповых, национальных и межгосударственных целей и интересов.

Вне общественной закономерности немыслима никакая жизнь людей, ибо тогда, не имея твердой точки опоры, ни в чем нельзя было бы быть уверенным, ничто нельзя было бы знать и предвидеть и ни за что нельзя было бы поручиться.

Однако не надо представлять дело так, будто история развивается вне и помимо деятельности человека. Люди своими совокупными усилиями, а не какие-то надличностные силы творят историю. Определенные общественные отношения точно так же являются продуктом деятельности людей, как и станок, и компьютер. И хотя законы общественного развития проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных (обычных) индивидов. Поэтому-то хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди потом уже подчиняются их власти как чему-то надличностному: тогда говорят, что законы «управляют» ходом исторических событий.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

Само определение законов истории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть своя специфика и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими законами имеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же общественных законов, 1, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. 2, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются. 3, это показывает их более сложный характер, что зависит от высокого уровня организации социума как формы движения реальности. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с такой точностью, как мир физический: хотя у него и есть свои специфические законы, он не следует им с той неукоснительностью, с которой физический мир следует своим законам. Отдельные разумные существа, обладая свободой воли и своеволием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать (вольно или невольно) законы общества. 4, в жизни и развитии общества значительно больший удельный вес и место имеют статистические законы: в исторических событиях очень многое подвластно случайности.

Случайность в истории выступает как более или менее адекватная форма проявления необходимости. Здесь случайности, как бы взаимно «погашаясь», способствуют выявлению определенной закономерности. Но есть случайности другого типа, которые, являясь для исторического процесса чем-то посторонним, вторгаясь как бы co стороны, могут внести в него серьезные и подчас роковые коррективы.

Общество в своем развитии проходит качественно определенные этапы. На каждом из них действуют и общие законы, характеризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве. Общие и особенные законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качественную определенность каждой общественно-экономической формации, показывая ее исторически преходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое.

Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их осознания и воли и обусловливающими в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь определенный уровень развития производства и общественных отношений. В этом проявляется объективный фактор истории.

Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор потому и называется так, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди.

 

 


31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим. Исходными предпосылками и критериями периодизации есть как природные, так и особенно социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений. Имея это ввиду мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.
Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и природой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей. Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.В целом этот период характеризуется более существенными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию.

 


32. Философия о сущности человека. Человек и общество.

Человек является объектом изучения различных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное - в социологии, социальной психологии, как духовное существо - в гуманитарных науках. Важнейшую роль в ориентации этих исследований играет философия, которая изучает в целом проблему человека и его отношения к миру. Философию интересует наиболее устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром.
Представление о человеке в философии складывалось на протяжении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает бога на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в бога в средневековой философии, приходит его понимание как мыслящей вещи. Затем на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, основы которой были заложены в классической немецкой философии и затем получили своё дальнейшее развитие в марксистской философии. В основе построения тех или иных учений о человеке всегда лежит то или иное понимание природы человека. При этом природу человека усматривали в различных факторах, что и определило суть этих учений.
К числу основных концепций природы человека относятся натуралистические, психологические, социологические и персоналистические учения.

Общество — это и колыбель и распятие человека. Со стороны общества спектр позитивных ценностей в его отношении к человеку включает в себя невероятное множество элементов: от заботы общества о благополучном рождении ребенка до организации достойных похорон своих граждан. Со стороны личности общество встречает не меньшую заботу, выражающуюся и в защите его социальных норм, и в честном служении общему делу, и в самопожертвовании во имя общественного благополучия. Проблема субстанциальных отношений между личностью и обществом — возможно, самая близкая и самая трудная, самая «кровная» и самая мучительная для человека проблема. Человек погружен в социум не только внешним, но и внутренним — интеллектуальным, психическим и эмоциональным образом. Он порождается обществом как политическое (коллективистское), культурное, нравственное и экономическое (трудовое и кооперативное) существо. Общество «вкладывает» в природу человека, получаемую им непосредственно от отца и матери, свои ценности, идеи, нормы и идеалы, короче культуру, составляющую основное содержание внутреннего мира личности. Благодаря ему и находимой в нем другой личности человек оказывается в состоянии совершить акт самосознания и стать собственно личностью. Вместе с тем, общество со всеми своими структурами и институтами — самый ближайший и самый опасный враг собственно человека, его внутреннего мира, как, впрочем, и тела, хотя на последнее в большей степени покушается природа, ибо оно как нечто природное и есть ее «плоть от плоти», которую оно всегда тяготеет вернуть себе, а не только творить.

И тем не менее, не природа, а общество особенно эффективно порождает и убивает личность. Войны, социально обусловленные болезни, экономическая и политическая несправедливость, суды, тюрьмы, армии, государство, церкви, транснациональные корпорации, СМИ и т.д. — все они жаждут заполучить нас, говоря по-простонародному, с потрохами, т.е., не спросясь, они желают заполучить все пространство внутреннего мира человека и, более того, наше Я, нашу свободу, желания, потребности, симпатии, любовь, надежду, мечты...


33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.

Наука — творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Техника в культурной истории человечества всегда была и остается наиболее важным средством достижения успеха и благополучия. Идет ли речь о применении материалов для производства орудий на самых ранних этапах становления человеческой культуры; о развитии военной техники или строительстве ирригационных сооружений в засушливых регионах; увеличении или облегчении транспортных путей, например, с помощью постройки кораблей; об аппаратах, обеспечивающих лучшее сохранение продуктов питания, или технических устройствах для предсказания положения небесных светил, например, солнечных затмений, — всегда благополучие, выживание, мощь и благосостояние общества связываются с его техническими возможностями, которые, само собой разумеется, рассматриваются в тесной связи с социокультурными способностями данного конкретного общества этим потенциалом воспользоваться. Всемирно-исторический опыт человечества делает понятным, почему технические инновации зачастую отождествляются с общественным прогрессом как таковым.

С наступлением промышленной революции техника оказывается существенным образом связанной с идеалами европейского Просвещения — с освобождением от природных уз и зависимости от среды путем господства над ней, с появлением условий достижения автономии человека и его самоопределения с помощью технического разума, наконец, с освобождением от культурных пределов, присущих обществам до наступления современной фазы общественного развития. Такое понимание техники как своего рода эмансипации от различных ограничений способствует формированию в эпоху европейского просвещения различных утопических ожиданий, прежде всего — от улучшения реалий повседневной жизни: освобождения от физического труда с помощью изобретения новых орудий и машин в сельском хозяйстве и промышленности, неограниченного роста личного и общественного благосостояния за счет развития более эффективных форм производства ценностей, лучшего медицинского обслуживания, освобождения от «прихотей» природы, например, за счет разработки лучшей техники уборки урожая, расширения сферы свободного времени.


34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.

К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).

Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.

Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.

Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека", как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.

Какими же могут быть пути и условия решения глобальных проблем?

* массовое разъяснение значения и масштабов глобальных проблем;

* обязательное введение в образование знаний, связанных с глобальными проблемами современности;

* международное сотрудничество в деле решения глобальных проблем на разных уровнях;

* международное введение в экономические показатели производства таких норм, обеспечивающих финансирование, направленные на решение глобальных проблем

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных