Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие деятельности




 

Деятельность – специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется, в конечном счете, преобразованием окружающего мира. В процессе деятельности человек, илиее субьект, противостоит некоторому фрагменту объективного мира, илиее обьекту, как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт.

Многообразны виды деятельности, Прежде всего, следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) – это действительное преобразование наличного материального бытия. Духовная деятельность связана с преобразованием этого бытия лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, как результат развития последней. И практическая, и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества.

Один из «вечных» философских вопросов – что движет человеком в его практической и духовной деятельности? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких философских понятий, как цель, средство, результат, мотив, ценность, норма, идеал и др.

 


Цель и средство

Целью называется идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Постановка целей, связанное с ней проектирование деятельности – специфическое качество человека, его исключительное достояние. Показателем важнейших характеристик цели, в частности необходимым критерием ее реальности, является отношение к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям, завоеваниям человеческой культуры, которые используются в ходе достижения этой цели. Если средства не достаточны, то, естественно, невозможно продвижение к намеченному результату, и субъект попадает в проблемную ситуацию. Использование средств, которые не являются необходимыми для достижения поставленной цели, дает, как правило, побочный результат, обнаруживая расхождение с нею. Случайные открытия в науке, неожиданные эффекты многих изобретений в технике хорошо иллюстрируют такого рода результаты.

Отношение цели и средства является особой, наиболее сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства. Подобно тому как причина вызывает некоторое следствие, средство обусловливает идеально положенный в виде цели результат, предопределяет и ограничивает ее. Средства – важнейший, хотя и не единственный критерий отбора целей. Последние находят в средствах свою «земную» основу.

Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить, с одной стороны, процессы целеполагающей деятельности, когда средства обусловливают цели, с другой, - процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и создание средств.

Формирование и достижение цели зависит не только от средств. Многое определяется предметом, преобразуемым с помощью средств и отражаемом в содержании цели. Цель может оказаться беспредметной, если содержащийся в ней образ желаемого предмета – фикция, вымысел, ничего общем не имеющий с обьективным положением дел. Естественно, что такая цель принципиально недостижима, направляемая ею деятельность с необходимостью вступает в противоречие с законами развития природы или общества. Например, неоднократно ре-продуцированная в истории техники идея создания «вечною двигателя» – непрерывно действующей машины, которая, будучи однажды эапущенной, совершала бы работу без получения энергии извне, – противоречит закону сохранения энергии и потому неосуществима. Многие социальные проекты остались неосуществленными не из-за их необеспеченности средствами, а по причине расхождения с тенденциями общественного развития.

В научных исследованиях, художественном творчестве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и недостаточно оформленном виде, что сказывается на содержании цели, которая так же расплывчата и иеоднозначна, существует лишь в виде первичном замысла. Становление предмета и соответствующей ему цели происходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе смены, конкретизации, решения целого ряда иерархически упорядоченных промежуточных задач.

Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении с определенными потребностями и жизненными интересами человека, которые, будучи зафиксированы его сознанием, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, постолько одному и тому же мотиву могут соответствовать разные, альтернативные цели. Раскольниковым, героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», движет стремление вырваться из нищеты и упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед ним встают разные альтернативы действий – заработать уроками, взять в долгу своего друга Разумихина и т.д., но из всех возможных способов действий он выбирает самый опасный и предосудительный – убить старуху-процентщицу и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхождение результата с первоначально намеченной целью может иметь мотивационную основу.

В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее значение, и стремление удовлетворить некоторую потребность оказывается настолько сильным, что грозит рассогласованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к применению средствами. Потребность перестает быть «разумной». Смысл деятельности при этом сводится, как правило, к «подстегиванию» событий, навязыванию им умозрительных, далеких от естественных закономерностей схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис «цель оправдывает средства», допускающий применение любых средств ради удовлетворения некоторой потребности, Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Бывает и так, что конечные цели человеческой деятельности заслоняются средствами, более того, именно они становятся ее действительными целями. Мир средств, живущий по своим особым законам, начинает навязывать людям свою логику. В условиях современной технологической цивилизации с ее духом техно - и экономоцентризма эта инверсия целей и средств приобрела характер опасной тенденции, давшей основание многим современным мыслителям говорить даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий философ К.Ясперс обозначил данное явление как “парализующий триумф средств над целями». Его следствием оказалось забвение первичных ценностей человеческого бытия.

Подобную метаморфозу претерпела практика социалистического строительства в СССР. В 30-е годы конкретные средства, которые в соответствии с учением Маркса, Энгельса, Ленина входили в набор строительных материалов нового, более богатого, справедливого и свободного общества, заняли место его целей. Сами же цели были примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозримое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности производства, развитию демократии и человеческих сущностных сил, а по темпам обобществления собственности, вытеснения рынка планом, индивидуального крестьянского труда – коллективным и т.д.

Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и действующими лицами отмеченного выше явления. Уси­лиями идеологов, политиков и экономистов рыночные преобразования, происходящие во многих странах Вос­точной Европы, из средства социального прогресса пре­вращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных интересов миллионов людей, приобретение реформами антигуманистической направленности.

Итак, любая цель связана с вопросами:

Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется предметный аспект цели. Его решение предполагает пре­образование предмета в продукт, получение конечного результата.

Как и на основе чего нужно действовать? Здесь отчетливо просматривается связь цели со средствами своего достижения, а также соотношение последних между со­бой при их движении в процессе преобразования предмета. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.

Ради чего нужно действовать? Этот вопрос фиксирует мотивационный аспект цели.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных