Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восприятие, как процесс конституирования вещи сознанием.




Рассмотренное в феноменологической установке восприятие предстает именно как процесс, действие, длящееся во времени. Феноменолог заключает мир в скобки (в качестве существующего), чтобы посмотреть, как мир становится в качестве мира для меня (для воспринимающего субъекта). И, поскольку вещи, в качестве предшествующих актам моего восприятия заключены в скобки, становится заметно, что процесс восприятия есть активность (а не пассивное усвоение информации). Сознание, по мере опыта (по мере восприятия вещи), как бы творит ее. Вещь постепенно выступает из мрака непознанности на свет сознания. И этот мрак действительно подобен мраку небытия. Сознание же оказывается чем-то вроде творца или конструктора мира[1].

Термин, которым в данном случае пользуется Гуссерль – «конституирование» (от слова «учреждать»). Он говорит о процессе восприятия как о процессе постепенного конституирования вещи сознанием.

 

Заметьте, Гуссерль говорит о «сознании». И в это понятие «сознание» входит и «восприятие» и «рассудок» и «разум» (точнее, он не разделяет их). Дело обстоит не так, что человек сначала просто усваивает информацию, а потом его рассудок и разум обрабатывают ее. Если мы рассмотрим реальный процесс восприятия (на примерах, как это делает Гуссерль в своих работах), то мы заметим, что восприятие вещи с первого момента уже есть ее осмысление (понимание, интерпретирующая сила включены уже с самого начала, с момента «первичной импрессии»). Поэтому Гуссерль говорит о сознании, как о едином процессе восприятия-мышления.

[1] Мысль о том, что сознание в процессе восприятия активно, можно найти уже у Канта, в этом суть его «коперниканского переворота» в теории познания. Феноменологическая установка позволяет Гуссерлю продумать эту активность более последовательно. И главное, чего мы не найдем у Канта, - это рассмотрения восприятия(сознания) как процесса, длящегося во времени.

______________________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных