Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема техники в философии Хайдеггера.




Хайдеггер говорит о техницизме как жизненной установке (направленной на манипулирование, овладение о распоряжение вещами), когда мышление становится техникой мышления. Этот техницизм, как отношение к миру порождает технику в узком смысле этого слова (какие-то механизмы, служащие для упрощения жизни). В самих по себе механизмах нет ни добра ни зла, а в этой жизненной установке есть (зло).

От века к веку человеческая мысль все больше становилась мыслью о том или ином сущем, подвергая забвению «вопрос о бытии». От века к веку своей истории человечество стремится забыть, что существуют не только вещи. У человека все меньше желания ставить последние вопросы, он устает спрашивать о смысле сущего.

По общему смыслу это близко с тем, что ранее говорил Маркс: по Марксу, в ходе истории мы наблюдаем все большее отчуждение человека от его собственной сущности, все его разнообразные отношения с миром стремятся свестись к отношению владения[1].

Маркс, как мы знаем, был безнадежным оптимистом, он полагал, что в будущем все проблемы будут решены. В преодоление кризиса европейской цивилизации (через преодоление кризиса рациональности) верил еще Гуссерль. А хайдеггеровское отношение к будущему аналогично ницшеанскому: человечество стареет, этот процесс можно задержать (может быть, даже временно обратить вспять), но, в принципе, он неизбежен.

[1] У Хайдеггера они стремятся свестись к отношению манипулирования. Разница – в оттенках (век уже не тот).

____________________________________________________________________________

Основные работы:

«Бытие и время» (1927)

«Кант и проблема метафизики» (1929)

«Что такое метафизика?» (1930)

«Исток художественного творения» (1935)

«Учение Платона об истине» (1947)

«Введение в метафизику» (1953)

«Путь к языку» (1959)

 

 

Экзистенциализм

Экзистенциализм 20-го века - это не только кабинетная философия, предназначенная для специалистов, но и тип мировоззрения, достаточно распространенный среди мыслящей части европейского человечества в соответствующий период времени. Пик влияния экзистенциализма – 50-е, 60-е годы 20-го века. Но нельзя сказать, что впоследствии экзистенциализм отошел в прошлое, стал историей, можно сказать, что его влияние уменьшилось.

«Мода» на экзистенциализм приходит на смену «моде» на позитивизм[1]. Распространение позитивизма было, прежде всего, связано с успехами науки в конце 19-го, начале 20-го века. Влияние же экзистенциализма во многом обусловлено тем опытом, который довелось пережить человечеству в 20-м веке (две мировых войны, особенно вторая, фашизм и прочие тоталитарные режимы; на этом опыте человечество убедилось, что он не столь добродетельно и разумно, как ему раньше представлялось). А так же – общим разочарованием в возможностях научного разума, пониманием того, что он не может решить все проблемы человеческого существования.

 

Предметом экзистенциалистской философии является человек, он ничего не говорит о мире (как природе). В отличие от философских концепций предшествующих эпох, экзистенциализм не предполагает онтологии (не пытается ответить на вопрос, «как устроен мир?»).

И это, можно сказать – крайнее проявление общей тенденции: философия к 20-му веку уже не в коей мере не мыслит себя как «науку наук» (некую метафизику, выясняющую посредством умозрения общие принципы устройства мирозданья, а затем сообщающую это знание конкретным наукам). Так же, экзистенциалистская философия не мыслит себя в качестве универсального введения ко всем возможным наукам (как ее понимал Кант, и как ее понимал Гуссерль).

В лице экзистенциализма, философия оставляет заботу о том или ином сущем (его познании и использовании) конкретным наукам. А за собой закрепляет только те вопросы, которые наука (по сути своей) не в состоянии решить: вопросы, связанные со смыслом человеческого существования (точнее, с возможностью поиска этого смысла).

 

Помимо Кьеркегора (основоположника экзистенциализма, жившего в 19-м веке), на экзистенциалистов 20-го века большое влияние оказала гуссерлева феноменология.

Можно сказать, они (по-своему это осмысливая) вполне радикально проводят феноменологическую редукцию: не существует абсолютной точки зрения, с которой нам все бы предстало, как оно есть, «мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди» [2] (то есть не боги, которые могли бы сказать нам, что есть добро, а что зло).

Но если гуссерлева мысль ориентирована гносеологически (он говорит о том, как сознание познает мир), то экзистенциалисты – этики (у них речь идет о том, как человеку поступать).

[1] Позитивизм – философия, ориентированная на науку. Для позитивизма характерна вера в то, что все проблемы, с которыми сталкивается человечество, могут быть, в принципе решены при помощи разума, истолкованного как научный разум (а так же, при помощи порожденной этим разумом техники).

[2] Строки из статьи Ж. П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

_____________________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных