Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия возрождения

Философия эпохи Возрождения Важным этапом развития философской мысли является философия эпохиВозрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторонприродного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшееразвитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по началоXVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Врядли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеруголландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя изтого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья,можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точкисоприкосновения. 1. Общая характеристика эпохи Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековьюкак периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скореесоставляет не движение цивилизации против дикости, культуры - противварварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации,другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системеценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность.Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса —развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявлениеиндивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени сталозаметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованныйправитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры длялестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения,как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образмышления, который провозглашает идею блага человека главной цельюсоциального и культурного развития и отстаивает ценность человека какличности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Нокак целостная система взглядов и широкое течение общественной мыслигуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную рольсыграло античное культурное наследие. Следствием возросшегоинтереса к классической культуре стало изучение античных текстов ииспользование языческих прототипов для воплощения христианских образов,собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановлениеримской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно,дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимаетфилософия, и ей присущи все те черты, о которых было сказановыше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическаянаправленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая еехарактерная черта — создание новой пантеистической картины мира,отождествляющей Бога и природу. Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, тохарактерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм.Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но ицентральное звено всей цепи космического бытия.Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новойэпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становитсяобщеевропейским явлением. 2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образованиечеловека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовнойприроды человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящемуиз грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплиныстали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studiahumanitatis» (гуманитарные дисциплины). Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философФранческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей,которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «Оневежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущуюСредневековью схоластическую ученость, по отношению к которойдемонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такуюученость совершенно бесполезной дня человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценкеантичного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцветулитературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслямзамечательных предшественников, а стремление подняться до высот античнойкультуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия,намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античномунаследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должныстать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призывпереориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностногосамосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чемболее его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Онутверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу,в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть,требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенноотказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь кконкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в которомогромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личностидля них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, аличными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например,разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты(1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов обискусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия исимметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человекспособен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственнойактивностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпитиго судьбы тот, кто привык подчиняться». Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать егоиндивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можносчитать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философскомсочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валлапровозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у неговыступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погиблародина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобнаямировоззренческая позиция выглядит как асоциальная. Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особыесвойства человека по сравнению с другими существами и особое его положениев мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи одостоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенногообраза, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имелпо собственному желанию, согласно своей воле и своему решению». Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создалчеловека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творитьсамого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становитсямысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: онможет стать тем, кем пожелает. Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь егоудивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили ксближению человека с Богом. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Крометого, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец,божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творитчудеса — как те, которые может сотворить природа, так и те, которые можетсотворить только бог». В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино(1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494) и др.проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма —тенденция к обожествлению человека.Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, вподавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианскоемировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем —человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили оБоге. Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенныхмыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение кцеркви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, такимобразом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis —церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церквии духовенства на господство в обществе. В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444),Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др.содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблаченияпороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однакоэто не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них —Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XVв. на папский престол. Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов состороны католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новойсветской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрымихристианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление. 3. Эпоха Возрождения и Реформация Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католическойцеркви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущениястала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов.Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякогораскаяния, а также купить право на будущий проступок. «95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверяхцеркви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546),имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступленийпротив официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации (отлат.reformatio — преобразование) — движения за обновление веры,обратившегося против папства. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданиюновой разновидности христианства — протестантизма, проявились с разнойстепенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретическиеположения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарскимсвященником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским богословом ЖаномКальвином (1509—1564),имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием. Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны,гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокаянеприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата кистокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другойстороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличиваниячеловека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлениивзглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманистаЭразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениямиЛютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, иязвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но ониразошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, чтоперед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только есличеловек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он можетспастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. ДляЭразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. СвященноеПисание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последнийволен откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические результаты реформационногопроцесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизациейкатолической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучениеопиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанныхцерковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций,пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла втом, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости вособых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующихцели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, емуследует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, еслиего польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело. Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой,предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угоднымБогу, если совершается без ростовщических хитростей, при условиипотребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременногоинвестирования нажитого богатства). Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «духкапитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкогомыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства истановлении капиталистических отношений. 4. Социально-философская мысль эпохи Возрождения Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные кпроблемам государства: основанные на реалистических принципах политическиетеории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) исоциальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). Философские взгляды Маккиавелли. Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историки государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов«Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавеллизаменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляютчеловека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвуетнад человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтомунаряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) —воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «... являет своевсесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свойнапор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений». Подлинным воплощением свободы человеческой воли является дляМакиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и«полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ходсобытий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелливидит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы,соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснитьдействительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам,иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые втечение столетий связывали вопросы политики с нравственностью:теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактногоморализирования. Каксказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон:«... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого жерода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступаютлюди, а не о том, как они должны поступать». Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализегосударственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считалневозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуядеятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее«нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель долженсоединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленныхкапканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он долженпридерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляяжестокость. «... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрестиумение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря понадобности». Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителятиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя сталосинонимом проповеди политического вероломства и насилия — «макиавеллизма». Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенностидля государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли былне пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователемреальной политической практики своей эпохи. Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса «цель оправдываетсредства» был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику отморализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвалонегативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности этоизречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена. Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременногоследования моральному закону, то это происходит в силу необходимости иобъясняется противоречиями социальной действительности. «Следует знать, — пишет Макиавелли, - что, когда на весы положеноспасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости илинесправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного,наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, которыйспасет ее жизнь и сохранит свободу». Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий,но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику свысот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратилее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с однойстороны, до науки, с другой — до искусства возможного. 5. Натурфилософия эпохи Возрождения Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению ицеркви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретическиерассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVIв. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашлоотражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника(1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642). Их теоретические разработки и экспериментальные исследованияспособствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке,об отношении между теорией и практикой. Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый,талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта,шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается вопыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способнапридать лишь теория. «Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий накорабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегдапрактика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, ипрактика — солдаты». Гелиоцентрическая система мира Коперника. Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого временибыло создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрическойсистемы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят вследующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокругсвоей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, так какопровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную нагеоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня приупоминании о любом значительном изменении употребляют выражение«коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кантоценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их«коперниканской революцией». Успехи в развитии естествознания в немалойстепени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлениемфилософской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место вкругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход отпредставлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означалрадикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. 6. Учение Кузанского о безграничности космоса. Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан створчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского(1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнениебогословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямымследствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютногомаксимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, апребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир всебе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философскоеучение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейшийпризнак которого составляет безличность единого божественного начала и егомаксимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом,не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимостимира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр инигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду инигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзяпомыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он былбы замкнут». В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центреВселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признаниюдвижения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «....Наша Земля в действительностидвижется, хоть мы этого и не замечаем». Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямоепредвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение инеподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определеннойсхеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления омире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождениюот религиозного толкования. 7.Натурфилософия Джордано Бруно. Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493—1541),Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529—1597), ТоммазоКампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила втворчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающийповорот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечностиВселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислимаи беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная несотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибоничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что онаявляется всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение идвижение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на егоестественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. «Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала,которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскиватьих внешний двигатель». Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новомупоставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую,но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля,ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждогомира-системы есть свой центр — его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Брунооказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге иего отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует опантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог ввещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природекак внутреннее деятельное начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается вБога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Боготождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этомсостоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно отмистического пантеизма Кузанского. Видя в природе не только совершенное божественное творение, но преждевсего совокупность присущих ей закономерностей, свободных отнепосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путьдальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновениюклассической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIIIвв. 8. Заключение Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения,необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общеепризнание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгоевремя не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно,достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли.Однако двойственность и противоречивость философского мышления этоговремени не должна умалять его значения для последующего развития философии,ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолениисредневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философы Эпохи возрождения. | Философия Возрождения


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных