Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Георг Вильгельм Гегель (1770-1831)




Родился в Штутгарте. Отец - секретарь казначейства.Учился в гимназии, должен был стать пастором - традиционный путьпред-ставителей классической немецкой философии. Являлся кандидатом теологии и магистром. Работы, посвященные христианству "Жизнь Иисуса"...

В 1801 г. право преподования, лекции по истории философии, логике, эстетике.("Феномен духа", "Наука логика"). 1817 г. - "Эн-циклопедия философских наук."(+ "Философия искусства") Гегель - пример ярко выраженного объективного идеализма. Мир вне человека реально существует, но первоначальна духовная сущность,кот. определяет все развитие человека. Эта абсолютная идея существует везде и во всем.

Логика: Это сфера духа, развития абсолютной идеи. Абсолютная идея отчуждает от себя природу

Философия природы: Природа - "сфера абсолютной идеи", это окаменевший дух. Абсолютная идея отходит от приро-ды.Философия духа: принцип триады: попытка подвести все процессы в 3 этапа,а именно:

Логика | Тезис - положительное знание

Ф.Природы | Антитезис - отрицание

Ф.Духа | Синтез - возврат к тезису, но на более высоком уровне.

ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ (сфера развития абсолютной идеи, чистой мысли)

Состоит из учения о бытии, учения о сущности, учения о понятии.

Бытие - чистое, не обладает никакими признаками, нельзя определить, это НИЧТО. Но время развития бытия, и ничто - про-цесс становления.

Абсолютная идея проходит несколько стадий: от абсолютной неконкретности к конкретной вещи. В процесс становления образу-ется НАЛИЧНОЕ, которое уже обладает определенными свойствами и признаками и характеризуется количественной и качественной мерами.

КАЧЕСТВО - сущность предмета, то, что делает дом домом. КОЛИЧЕСТВО - дом, боьшой или маленький, - это дом.

Теряя качество, предмет перестает быть самим собой, а изменяя количество, предмет остается собой. До определенного этапа количественные изменения происходят, не изменяя качества предмета - этот этап мера (количественно-качественная определен-ность).

Понятие ОТРИЦАНИЯ. (Т-АТ-С). Развитие происходит путем бесконечных отрицаний: АТ - отрицание, С - двойное отрицание. Отрицание - момент развития. Отрицание - (снятие - одновременное отрицание, но и сохранение наиболее прогрессивных момен-тов - того, что мы отрицаем.) Снятие. удержание сохранение положительного, прогрессивного. Г.разрабатывает диалектику (в учении о понятии), кот. характеризуется понятием триады и диалектического отрицания.

Учение о СУЩНОСТИ: Кажимость\ (кажется, что солнце движится вокруг Земли) препятствия, мешающие человеку постичь сущ-ность вещей.

Видимость/ Взаимосвязь понятий СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ неотрывна друг от друга, т.к. сущность является, а явление суще-ственно. Чтобы проникнуть в сущность вещей Г. рассматривает триаду:Тождество-Отличие-Противопол-сть.

Нет абсолютного тождества, человек не может быть тождественнен другому. Тождество обязательно выявляет в себе различия, а различие, развиваясь, доходит до противоположности. /Белый и серый цвета (между ними есть различие,затемняя серый можно вообще получить черный)/. Отношение противоположностей между собой образует противоречие, которое и есть источник разви-тия. Для выяснения сущности предполагается рассмотреть категории (на первый взгляд противоположности, но...):

1. содержание - форма

2. возможность - действительность

3. необходимое - случайное

4. причина - следствие

Каждая вещь, предмет может быть охарактеризован с помощью содержания и формы. Не существует содержания без формы и наоборот./Можно поспорить/. Внешняя форма не учитывается: оформление, переплет книги. Одно и то же содержание может быть представленно в разной форме, например любовь может быть выражена в стихах, музыке, и др..., и чем совершеннее форма, тем глубже мы проникаем в содержание. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ все то, что уже существует, а ВОЗМОЖНОСТЬ - то, что только может существовать.

ФОРМАЛЬНАЯ Возможность: Это все, что человек может помыслить (солнце упадет).

РЕАЛЬНАЯ Возможность: Это то, что обладает такими признаками, которыми обладает реально существующее. При рассмотре-нии категорий НЕОБХОДИМОГО и СЛУЧАЙНОГО основное это выяснение их зависимости. То, что сейчас кажется случайным, может быть необходимо в другом состоянии, другом времени.

ПРИЧИНА - то, что порождает следствие, следствие может быть причиной других явлений.

Учение о ПОНЯТИИ: состоит из ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ МЕХАНИКА, ФИЗИКА, ОРГАНИКА.

Ф. ПРИРОДЫ - наименее разработанная часть его системы. Ф. природы характеризуется как много бытие идей, ПРИРОДА - окаменевший дух, она чуждая сфера самой абсолютной идее. К сфере природы понятие развитие не носит диалектического харак-тера.ОКАМЕНЕВШИЙ ДУХ - сама суть ф.природы.

Здесь Гелель применяет триаду - три этапа развития абсолютной идеи, котор. на определенном этапе отчуждает от себя при-роду. ОТЧУЖДЕНИЕ бытие, но не истинное.

Эта сфера необходима, т.к. развитие природы дает возможность более глубокого понимания идеи самой себя. Сферы ф.п.: ме-ханика, физика и органика - имеют взаимосвязь, обусловленную тем, что эти 3 ступени-сферы развития абсолютной идеи.

МЕХАНИКА - 1ый этап развития природы, на кот. объекты природы существуют в отрыве друг от друга, но во времени и про-странстве. Основные проблемы механики: проблемы пространства и времени. Природа у Г. не развивается, т.к. она задан абсо-лютной идеей и может лишь разнообразится в пространстве. На стадии механики предметы и объекты рассматриваются Г7 с точки зрения количественных изменений.

ФИЗИКА, проблемы: природа света, оптика, небесная механика, стихии - воздух, огонь, вода, земля. Предсказал периодическую систему элементов.

ОРГАНИКА - высшая сфера, там происходит зарождение жизни, зарождение всего живого. Жизнь - лишь производная абсолют-ной идеи, не имеющая естественного происхождения.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА: СУБЪЕКТИВНЫЙ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ.

Высший этап философии Гегеля - философия духа. Первый этап развития идеи в виде духа распадается на антропологию, фено-менологию и психологию. Уже в разделе АНТРОПОЛОГИЯ Г. пытается рассмотреть проблему индивидуального сознания, имеющего социальный характер. Человеку даны темперамент, особенности психики, но от природы он не является ни злым, ни добрым. Г. активно выступает против идеи расизма. Человек свободен и должен свою свободу совершенствовать. Большое вни-мание Г. уделял особенностям различных национальных характеров, осуществил анализ немецкого национального характера. Ге-гель анализирует понятия МЫШЛЕНИЕ, ДУХ, РАЗУМ.

Анализ сферы объективного духа: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходный пункт право-свободная воля. Абсо-лютной свободы не существует, потому что свобода всегда определяется известными условиями. Быть СВОБОДНЫМ - сознавать границы и необходимость делаемого. Полной свободой может обладать лишь мыслящий интелект. Человек может и должен осоз-навать свою свободу. СВОБОДА - осознанная необходимость.

С точки зрения Г. самая главная заповедь права - будь юридическим лицом и уважай других в качестве такового. Большое внимание уделяет анализу уголовного права: "правонарушение не допустимо, воровство в случае крайней необходимости объяс-нимо и не наказуемо, т.к. наибольшая ценность - человеческая жизнь...Человек может и должен стремиться к счастью."

Гегель рассматривает понятие морали и нравственности в разделе "Гражданское общество". Наиболее важным он называет общество, кот. знаменует становление капиталистических общественных отношений. Говорил о решающей роли труда в человече-ской жизни. ТРУД - социальное явление, зависящее от развития техники, производства.

Прогресс приводит к оскуднению человеческой личности. Он рассматривает ГОС-ВО - сферу развития человеческой свободы, т.к. свобода осознанная необходимость. Идеальный тип государства,по Г.,- это прусская монархия. Гегель рассматривал всемир-ную историю: прогресс истории на сможет развиваться всем человечеством, а лишь отдельным народом, дух которого наиболее подходит для дальнейшего развития, является носителем духа всего мира. Критерий общественного прогресса - сознание каким-либо народом своей свободы. Человечество, развиваясь, подходит к наиболее глубокому пониманию свободы. Только у греков появилось в античности ощущение свободы, но только абстрактной. Только германские народы, по Г., благодаря христианству дошли до понимания свободы.

Абсолютный дух также включает в себя 3 раздела: искусство, религия, философия.

ИСКУССТВО - его центральная категория - понятие прекрасного, но он не принимал во внимание красоту природы. Сфера искусства - сфера человеческого духа. Степень совершенства - диалектическое соотношение содержания и формы. Три этапа раз-вития искусства: ДРЕВНОСТЬ (символическое искусство), АНТИЧНОСТЬ (абсолютное совпадение формы и содержания - класси-ка искусства), СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (романтическое). Гегель рассматривает отдельные жанры искусства и считает, что должно происходить полное совпадение формы и содержания. Философия и религия стоят на одной ступени. Г. считает философию вопло-щением абсолютного духа. Развитие религии - движение одной более совершенной религии. Высшая форма религии /опять же/ германский протестантизм, основоположник - М.Лютер. Человек должен самостоятельно прийти к религии, поддерживая требова-ния личной веры.(Вообще не рассматривал ислам)

ФИЛОСОФИЯ - высшая сфера существования абсолютного духа. Г. рассматривал Ф. как процесс совершенствования и разви-тия, изучал историю философии и объяснил необходимость смены одних учений другими. СЧИТАЛ СВОЮ СИСТЕМУ НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЙ.

 

Политико-правовые учения в Германии конца 18 начала 19 века: Г. Гегель.

Георг Гегель (1770-1831) – наиболее полно учение о государстве и праве в «Философии права». Три ступени диалектически развивающегося духа являются:

- субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

- объективных дух (право, мораль, нравственность)

- абсолютный дух (искусство, религия, философия)

Материал политико-правового учения – объективный дух, его внешнее обнаружение и образование, т.е. философия права, часть философии – учение об объективном духе. Основная их задача – научное познание государства и права, а не указание, какими они должны быть.

В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве постигает мысли, лежащие в основании права.

В сфере объективного духа дух выходит из формы своей субъективности, познает внешнюю реальность своей свободы, приобретает форму реальности в виде государственно-правовых формообразований. Понятие права выступает в следующих основных значениях:

- Право как свобода – на ступени объективного духа, где развитие определяется идеей свободы, отношение свободы и право опосредуются через диалектику свободной воли

- Право как определенная ступень и форма свободы – т.к. система права – иерархия особых прав. Они даны исторически и хронологически одновременно, ограничены, соподчинены и вступают во взаимные коллизии. На вершине особых прав – право государства.

- Право как закон – позитивное право, одно из особых прав. Превращение права в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства может быть только внешняя сторона человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, признает, что содержание права в законе может быть искажено – не все данное в форме закона есть право, поскольку только закономерное законно и правомерно. У Гегеля вне границ философского анализа оказываются другие соотношения права и закона – противоправное, антиправовое законодательство. Поскольку сравнительно-историческое исследование отличается от философского (понятийного) – по Гегелю исторический материал, не будучи философски разумным, приобретает философское значение только тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.

Три основные ступени развития понятия права являются: абстрактное право, мораль, нравственность.

- абстрактное право (первая ступень) – право абстрактно свободной личности. Учение включает в себя проблематику собственности, договора и неправды, Личность по Гегелю – правоспособность, реализация свободы личность находит в свободе частной собственности – т.е. в одинаковом праве на нее, но не в размере владения. Моментом осуществления разума является договор между владельцами частной собственности. Учение о неправде – простодушная неправда, обман, принуждение, преступление – сознательное нарушение права.

 

- Мораль – учение включает в себя – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть.

- Нравственность – семья, гражданское общество, государство. Абстрактность и мораль приобретают действительность в нравственности.

Различает:

- гражданское общество - сфера реализации особенных, частных интересов личности. На этой ступени не достигнута подлинная свобода. Различает в нем три сословия землевладельцы, промышленное, всеобщее (чиновники). В этом обществе противоречия, которых оно не может преодолеть. В сфере гражданского общества должна защищаться собственность законом, судом, полицией. Публичное оглашение законов, публичное судопроизводство, суд присяжных. Развитие гражданского общества предопределяет наличие государства, как его основания. Гражданское общество – система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности при формальном равенстве людей.

- Политическое государство – идея разума, свободы и права.

Идея государства представляется как:

- непоседственная деятельность в виде индивидуального государства – три власти – законодательная, правительственная, власть государя. Разделение властей – гарантия публичной свободы. Но не признает самостоятельности властей, за государственное единство. Критикует идею народного суверенитета, и за суверенитет конституционной монархии. Правительственная власть – выполнение решений монарха, поддержание законов и учреждений. Законодательная власть из двух палат – по наследственному признаку и избирательная, формируемая корпорациями, а не индивидуальным голосованием. Свобода прений, печати, публичных сообщений.

- в отношениях между государствами как внешнее государственное право – государства относятся друг к другу как свободные, независимые, суверенные индивидуальности. Не отрицает принцип международного права, договорных отношений между государствами. Спор решается войной.

- во всемирной истории – как прогресс в осознании свободы - история суверенных государств. Всемирная история распадается на четыре мира: восточный, греческий, римский, германский. Им соответствуют формы государств: восточная теократия, античная демократия, аристократия и современная конституционная монархия.

Сконструированное Гегелем государство – буржуазная конституционная монархия. Правовое государство – такая организация свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованные правом, функционируют лишь в государственно-правовых формах. Вместе с тем возвышает государство над индивидом и обществом, отрицает самостоятельную ценность прав и свобод личности, отрицает ограничение государственной власти над личностью.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных