Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моральные ценности шахмат

Шахматная игра — не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, так что они становятся привычками, служащими во всех случаях. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; в жизни мы тоже стремимся что-нибудь выиграть и при этом вступаем в борьбу с соперниками или противниками, в жизни встречается такое огромное разнообразие добрых и дурных событий, являющихся в некоторой мере результатом нашего благоразумия или отсутствия такового. Итак, играя в шахматы, мы можем научиться:

 

1.
Прозорливости, способности немного заглядывать в будущее и взвешивать возможные последствия наших действий. Ведь шахматист постоянно размышляет: «Если я пойду этой фигурой, какие преимущества я получу в новом положении? Как воспользуется им мой противник, чтобы доставить мне неприятность? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?»

2.
Осмотрительности, то есть способности одновременно обозревать всю шахматную доску, учитывать взаимное расположение различных фигур, предвидеть те опасности, каким фигуры подвергаются, учитывать вероятность того, что противник сделает тот или иной ход и нападет на ту или иную фигуру, а также предусматривать различные средства, которые могут быть употреблены для предупреждения удара противника или обратить последствия удара против него самого.

3.
Осторожности, неторопливости при совершении хода. Эта привычка лучше всего приобретается строгим соблюдением правил игры, таких, например, как: «если вы взялись за фигуру, то обязаны ею ходить на то, или иное поле; если же поставили ее на место, то не можете взять ход обратно». Соблюдение подобных правил потому приносит наибольшую пользу, что благодаря этому шахматная игра в большей мере становится образом жизни и особенно войны; ведь не можете же вы в войне, если по неосторожности поставите себя в трудное и опасное положение, получить от неприятеля позволение отвести свои войска в более безопасное место, а должны претерпеть все последствия своей опрометчивости.


И, наконец, благодаря шахматам, мы вырабатываем в себе привычку не падать духом от того, что ныне наши дела выглядят плохо, привычку надеяться на благоприятную перемену и настойчиво изыскивать ресурсы. Шахматная партия так полна событий, в ней случается столько разных поворотов, ее исход настолько зависит от неожиданных превратностей, так часто при долгом размышлении находишь средство выпутаться из, казалось бы, непреодолимых затруднений, что все это побуждает продолжать борьбу до конца, в надежде одержать победу благодаря собственному искусству или, по крайней мере, добиться пата благодаря небрежности противника. И всякий, кто поймет (чему он часто видит примеры в шахматах), что крупицы успеха склонны порождать самонадеянность и ее следствие — невнимательность, в результате которых потом больше теряется, нежели было приобретено благодаря прежнему счастью, неудачи же, напротив, порождают большую осторожность и внимательность, с помощью которых можно вернуть потерянное, тот научится не очень падать духом от нынешнего успеха противника, не терять надежду на соб­ственную конечную удачу, сколько бы препятствий ни вставало на его пути.

Вот почему, дабы в нас еще рождалось желание избирать это полезное развлечение, предпочитая его иным, не обладающим теми же достоинствами, следует принимать во внимание все, что может увеличить удовольствие от игры; любого же нечестного, неуважительного или, так или иначе могущего внести дух раздора поступка, или слова необходимо избегать как противного первейшей цели обоих игроков — приятно провести время.

Поэтому, во-первых, если условлено играть согласно строгим правилам, то эти правила должны точно соблюдаться обеими сторонами; а не так, чтобы одна сторона их соблюдала, другая же уклонялась от этого, ибо это ставит стороны в неравное положение.

 

2.
Если же условлено не придерживаться строго правил, то сторона, требующая для себя поблажек, должна быть готова предоставить их другой.

3.
Не подобает прибегать к неверным ходам ради того, чтобы выпутаться из затруднительного положения или добиться преимущества. Не может доставить удовольствия игра с человеком, хотя бы однажды уличенным в таком нечестном приеме.

4.
Если ваш противник долго думает, то вы не должны торопить его или выражать недовольство его промедлением. Вы не должны ни петь, ни свистеть, ни посматривать на часы, ни приниматься за чтение книги, ни постукивать ногами по полу или пальцами по столу, ни делать что-либо, могущее нарушить его внимание. Все это досаждает партнеру и обнаруживает не ваше искусство в игре, а вашу хитрость или невоспитанность.

5.
Вы не должны пытаться вводить в заблуждение вашего противника, делая вид, будто сделали плохой ход, и приговаривая, что теперь ваша партия проиграна, чтобы посеять в нем самоуверенность, беззаботность и невнимательность к вашим замыслам; это мошенничество и обман, а не искусство в игре.

6.
Одержав победу, вы не должны употреблять ликующих или обидных выражений, выказывать слишком большую радость. Напротив, надобно или уменьшить его недовольство самим собой с помощью всяческих правдоподобных добрых и обходительных выражений, таких, например, как: «Вы понимаете игру лучше меня, но несколько невнимательны», или «Вы играете слишком поспешно», или же «У вас была лучшая партия, но что-то отвлекло ваши мысли, и это повернуло ее в мою пользу».


7. Если вы наблюдаете за игрой других, то храните полнейшее молчание. Ведь если вы даете совет, то наносите обиду обеим сторонам: и тому, против кого дан совет, потому что это может явиться причиной его поражения, и тому, в чью пользу вы советуете, потому что, хотя совет хорош и принят, этот игрок лишается удовлетворения, какое он мог бы получить, если бы сам додумался до этого хода. Даже после того, как ход или несколько ходов сделаны, не следует, восстановив положение фигур на доске, показывать, как можно было бы сыграть лучше, ибо это огорчает играющего и может вызвать споры или сомнения насчет истинного положения фигур. Всякие разговоры с игроками рассеивают или отвлекают их внимание и потому неприятны. Непозволительно также де­лать малейшие намеки любой из сторон с помощью каких-либо звуков или движений (если же вы так поступаете, то вы недостойны быть зрителем). Если вам хочется применить или высказать свое суждение, то делайте это, когда играете сами, коли представится возможность, а не вмешиваться в игру других в роли критика или советчика.

И наконец. Если игра ведется не строго, согласно упомянутым выше правилам, то умеряйте в себе жажду победы над противником и находите удовлетворение в победе над самим собой. Не хватайтесь рьяно за любое преимущество, полученное за счет его неумения или невнимательности, а доброжелательно укажите ему, что этим ходом он ставит свою фигуру в угрожаемое или неза­щищенное положение, в результате другого его король окажется в угрожаемой ситуации и т. д. Вполне может случиться, что благодаря такой великодушной деликатности (столь противоположной тем нечестным приемам, которые мы осудили выше) вы можете проиграть партию вашему противнику, но зато выиграете нечто более ценное: его уважение, его почтение и его любовь, вместе с молчаливым одобрением и доброй волей беспристрастных зрителей.

Перевод И. РОМАНОВА.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фотостудия «Аванти» 8 029 639 64 77 www.avanti.by | 1 страница. Эварист Гамлен, художник, ученик Давида, член секции Нового Моста, прежде — секции Генриха IV, ранним утром отправился в бывшею церковь варнавитов


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных