Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТЕНИЕ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.




Книга Числ.

Глава 3, ст.49 и далее. Бог повелел Моисею дать Аарону и сынам его искуп из преизбывающих (сверх числа левитов между первенцами израильскими). И взял Моисей серебро выкупа (на жалованье) за излишних против числа замененных левитами, от первенцев Израилевых взял серебра тысячу триста шестьдесят пять [ сиклей ], по сиклю священному, и отдал Моисей серебро выкупа [ за излишних ] (превышающих число левитов) Аарону и сынам его по слову Господню, как повелел Господь Моисею. Значит, достойно и праведно мы собираем с прихожан как бы дань в праздники Господни. В Ветхом Завете Сам Господь повелел собирать для левитов сребро.

Глава 4, 7. На трапезе предложения да положат на ней одежду 17 всю багряную и блюда, и кадильницы и чаши, и возливальницы… и хлебы на ней всегда да будут. Как многое у нас делается по подобию ветхозаветной скинии. И теперь у нас большею частию на трапезе одежда бывает багряная, и на ней хранятся сосуды священные.

Глава 5, ст.1 и 2[–3]. И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого… чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу. Смотри, какой чистоты требовал Господь от израильтян, с которыми Он благоволил быть, как Отец с детьми. Не так же ли чистым должен быть ты?.. 21 ст. Заклинание жреца, обращенное к прелюбодейце: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим… Как страшно наказывалось прелюбодейство!

6 гл., 24–26. Господь так заповедал Аарону и сынам его благословлять народ израильский: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Глава 7, 89 ст. Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему. Блажен ты, человек Божий: сколько раз удостаивался ты беседы с Богом всяческих.

Глава 8. Седмисвещный светильник у нас за престолом или на престоле по подобию скинии Моисеевой. Ст. 1 и 2. По избрании левитов Господь повелел Моисею очистить их. Между прочим, левиты должны были возложить руки на головы тельцов; для этого было два вола – один о грехе и другой во всесожжение Господу, в умилостивление о них. 13 ст. Если в Ветхом Завете кровь телчая, как образ Крови Спасителя, очищала грехи людей, то, без всякого сомнения, в Новом Завете – Кровь Агнца Божия. 15[–18]. Господь говорит о левитах: они отданы Мне из сынов Израилевых: вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе; ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых. Как Творец, Бог имеет над нами непререкаемое право собственности: и душою, и телом, как делом рук Его, мы принадлежим Ему. 24 и 25 ст. Воля Господня была такова о левитах, о времени их служения, чтобы они вступали в службу двадцать пять лет и выше и служили до пятидесяти лет, а потом отставали от служения, вероятно, потому, что люди старые и привыкшие служить святыне делаются и небрежны к своему делу, да и малоспособны.

Глава 9, 15 ст. и далее. В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [ днем ] и подобие огня ночью. Господь и в Ветхом и в Новом Завете являлся в облаке. Например, в Новом Завете, во время преображения Господня, облак светел осенил апостолов, и был из облака глас Бога Отца [Мф. 17,5]. Это потому, что без облака блистание Божества было бы невыносимо для бренного ока.

Глава 10, 10 ст. В день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших,и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш. Теперь не хуже трубы исправляют у нас эти дела колокола. 34[–36] ст. И облако Господне осеняло их днем, когда они отправлялись из стана. Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! У нас вместо кивота гораздо больше и светлее: пречистые Тайны. С большею торжественностию мы можем тоже провозглашать при воздвижении их.

Глава 11, ст.7 и 8 и далее. Понятие о манне: ее употребление. 11–15 ст. Жалоба Моисея Богу на народ израильский, роптавший на мнимую скудость продовольствия в пустыне.

21 [–23] ст. Шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь (среди коих я живу, коими я начальствую); а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц (Моисей недоумевает, откуда Богу взять столько мяса)! заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их? И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка (исполнить желание ропщущих)? ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет? Ты ли это говоришь, боговидец Моисей? Ты ли не доверяешь всемогущему Господу, изведшему людей Своих из Египта десницею Своею и мышцею высокою? Разве не Его земля и все, что наполняет ее, разве не Его все звери в лесу, и скот на тысяче гор [Пс. 49,10], пресмыкающиеся и птицы крылатые [Пс. 148,10]? Разве рука Господня коротка сделать все, что только угодно будет Господу? Но вот тебе докажет это делом Сам Господь. Как несомненно, что и самые избранные Божии были не без недостатков! Всего удивительнее, как близко к сердцу человеческому неверие предметам духовным!

Глава 12. Мариам и Аарон ропщут на [Моисея]. Бог зовет их к Себе на суд в скинию свидения: и вот сошел Господь в облачном столпе, и остановился у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем (не так Я поступаю с рабом Моим Моисеем), – он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом… И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили (сделали грех); не попусти, чтоб она была, как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела [ст. 5–12]. Какое страшное наказание – проказою! Прокаженный похож был на мертвеца: он делался бледен и безжизнен, как полотно. Моисей воззвал ко Господу, говоря: Боже, исцели ее! И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней (кольми паче если Я, Отец всякой твари, сделал подобное тому, не должна ли она понести посрамление и отлучение)? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится. Так и сделано. Израиль весь стоял в ожидании очищения Мариами.

Глава 13, 34. Там (в земле ханаанской) видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча… У малодушного страха глаза велики.

Глава 14. После соглядания (обозрения) земли ханаанской израильтяне сильно ропщут на Моисея и говорят, между прочим: о, если бы мы умерли в земле Египетской или в этой пустыне; зачем Господь вводит нас в эту землю для того только, чтобы пасть нам на брани; жены и дети наши будут похищены. Лучше нам теперь возвратиться в Египет. И сказали друг другу: поставим для себя старшего и возвратимся в Египет. Что было делать Моисею и Аарону с такими людьми? Дивное дело: великий пророк и боговидец Моисей, который сделал столько чудес в Египте, вместе с Аароном падает ниц пред непокорным народом; Иисус Навин и Халев, обозревавшие неприятельские земли, растерзывают ризы свои и усовещевают народ не верить людям малодушным и уверяют, что земля, ими виденная, очень, очень хороша; что аще любит народ Свой Господь, введет его в землю ту и даст ее ему; что земля, точно, кипит медом и млеком. Увещевают не отступать от Господа и не бояться людей этой земли, потому что она уже отдана для наслаждения евреям, что кончилось уже время для этих народов. Господь определил их стереть с лица земли – и Господь с евреями. Бунтовщики хотели утешителей побить камнями. Но вот является Сам Господь в облаке над скиниею свидения всем израильтянам и говорит Моисею: доколе будут огорчать Меня эти люди? И не веровать Мне, несмотря на все знамения, которые Я сотворил в глазах их? Я поражу их смертию; а тебя и дом отца твоего сделаю многочисленным народом, большим, чем этот буйный, непокорный народ. Моисей говорит Господу: а что скажут египтяне, когда услышат, что Ты погубил в пустыне людей, которых вывел от них крепкою рукою Твоею? Да и все, живущии в земле ханаанской слышали, что Ты – Господин у этих людей и являешься им лицем к лицу; что облак Твой стоит над их полком и столпом облачным идешь Ты впереди их днем и столпом огненным ночью. Теперь, если Ты истребишь этот народ как одного человека (а долго ли Тебе это сделать?): одно мановение воли всесильной или одно всемогущее слово – и никого не станет, – то все народы, слышавшие имя Твое, скажут, говоря: так как Господь не мог ввести в обетованную землю народ Свой, то погубил его в пустыне. Нет, да вознесется рука Твоя, Господи, как Ты сказал, говоря: Господь долготерпелив, и многомилостив, и истинен; отнимает беззакония и неправды, и грехи, и очистит повинного. Оставь грехи этим людям по великой милости Твоей, как Ты был к ним милостив от исшествия из Египта доныне. Господь говорит Моисею: милую их по слову твоему. Но жив Я, и всегда живет имя Мое и наполнит слава Господня всю землю: что все, видевшие славу Мою и чудеса, которые Я сотворил в Египте и в этой пустыне, и вот уже в десятый раз искусившие Меня и не послушавшие Меня, – не увидят земли, которую с клятвою обещал Я отцам их; разве только детям их, здесь – предо Мною находящимся, которые не знают еще добра и зла, и невинным юношам дам эту землю, а все, прогневавшие Меня, не увидят ее. Затем Бог повелевает Моисею объявить израильтянам следующее: жив Я: истинно сделаю вам так, как вы говорили Мне (лучше нам умереть в этой пустыне): в этой пустыне падут ваша тела… всех, кто роптал на Меня. Не войдете вы в землю, на которую Я простер руку Мою – чтобы поселить вас на ней, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина. Детей же ваших, за которых вы опасались, что они будут похищены, введу в эту землю, от которой вы отказались. Впрочем, дети ваши, как овцы, будут пасомы в пустыне сорок лет и понесут тяжесть вашего греха – по числу дней, в которые вы осматривали землю, то есть сорок дней: за день целый год. Сорок лет будете носить грехи свои и опытно узнаете, что Я праведен во гневе Своем… Воля Господня исполнилась: вскоре вымерли все те, которые ходили осматривать землю ханаанскую и отзывались об ней худо. А в продолжение последующего времени вымерли и остальные израильтяне, говорившие: лучше нам умереть в пустыне. О люди! люди! люди! Из-за чего Бог так долготерпелив к вам? В избранном народе можно видеть подобие целого мира – людей всех времен, всех мест и наций. Единородный Сыне Божий! За такой-то буйный, ропотливый, развращенный, неблагодарный род человеческий Ты благоволил пострадать! О, любовь! любовь! любовь!

Глава 16. Корей, Дафан, Авирон и Авнан и двести пятьдесят человек начальников сонма, мужи именитые, восстают на Моисея и Аарона по зависти, за то, что они начальствуют в народе, говоря: довольно вам быть такими, как весь сонм18 израильский. Он весь свят, и в нем Господь присущ, как в Своем избранном народе, – зачем вы начальствуете в сонме Господнем? Выслушав это, Моисей падает ниц и говорит Корею и всему его сонму: Господь Сам высмотрел и узнал сущих Своих и святых и привел к Себе; а коих не избрал, тех и не благоволил привести к Себе (как же вы говорите, что все святы). Сделайте вот что: Корей и весь сонм его, возьмите себе кадильники и вложите в них утром огонь и фимиам пред Господом; если изберет кого из вас Господь, тот и свят: пусть тогда довольно будет вам сынов Левииных. Моисей говорит Корею: послушайте меня, сыны Левиины, разве вам еще мало того, что вас отлучил Бог и особенно усвоил Себе от всего сонма израильского и привел вас к Себе, сделал самыми приближенными Своими – служить службы в скинии Господней и стоять пред сонмом Господним, чтобы служить Ему? Он привел к Себе и тебя, и всю братию твою, сынов Левииных, и вы просите еще священства? Так делаешь ты и весь сонм твой, собравшийся делать дерзости Богу? Не на Аарона вы ропщете: он не сам поставил себя первосвященником; он сам в себе очень мало значит, но он представляет собою лице Божие. Моисей послал за Дафаном и Авироном, но они сказали посланным: не идем. Еще мало разве тебе, что ты и звал нас из земли, кипящей медом и млеком, чтобы погубить нас в пустыне; еще владеешь нами: ты князь, ты вождь, а ввел ли ты нас в землю, кипящую млеком и медом, дал ли нам долю полей и виноградников? Ты изткнул19 очи у этих людей: не идем. Моисей сильно прогневался на них и сказал Господу: не обращай внимания на их жертвы: ничего я от них не хотел, никого из них я не обидел. И сказал Моисей Корею: освяти свой сонм (то есть сделайте нужное приготовление к явке пред Бога). И завтра утром будьте готовы – явишься Господу ты и Аарон и все они; возьмите каждый кадильник свой, положите в него фимиам и принесите пред Господа каждый свой кадильник – двести пятьдесят кадильников – по числу голов; так же ты и Аарон каждый свой кадильник. И вот каждый взял свой кадильник, положил в них огонь с фимиамом, а Моисей и Аарон стали пред дверьми скинии свидения. Корей также собрал весь сонм свой и поставил пред дверьми же скинии: и вот всему сонму явилась слава Господня (или Сам Господь всяческих). Господь обращает речь Свою к Моисею и Аарону, говоря: отступите вы от этого сонма, и Я истреблю их (как зловредных гадов). Моисей и Аарон падают на лица свои и взывают: Боже, Боже духов и всякой плоти (торжественно-грозные минуты: трепет так и проникает всю душу): один человек согрешил, а гнев Твой ужели на весь сонм? Господь снова говорит Моисею: скажи сонму: отступите крутом от сонма Корея, Дафана и Авирона. Моисей пошел к Дафану и Авирону, за ним пошли и все старцы израильские. Моисей говорит сонму: отступите от кущ20 этих жестокосердых людей и не прикасайтесь ко всякой их собственности, чтоб вам не погибнуть во всем грехе их. Все крутом отступили от кущ Корея, Дафана и Авирона; и Дафан и Авирон вышли и стали пред дверями кущ своих с женами, детьми и с имением своим. Моисей продолжает: вот почему вы узнаете, что Господь послал меня сделать все эти дела, что я не от себя делаю это: если они умрут естественною, какою обыкновенно умирают люди, смертию, – то не посылал меня Господь. Но Господь даст явный знак всем: земля, разверзшись, пожрет их, и домы их, и кущи их, и все, что принадлежит им; сойдут они живые во гроб, и вы узнаете, что эти люди разгневали Господа. Когда Моисей кончил речь, внезапно расселась земля под ногами их и пожрала их с домами их, равно как и всех людей, бывших в заговоре с Кореем, и скотов их. И сошли они со всем, что было их, живые во ад, и покрыла их земля: погибли они из сонма. Весь народ израильский со всеми окружающими отбежали назад от вопля их, говоря: чтобы и нас не пожрала земля. Затем от Господа вышел огонь и поел двести пятьдесят человек, принесших фимиам. И Господь сказал Моисею и Елеазару жрецу, сыну Ааронову: соберите медные кадильники между сгоревшими людьми и этот чуждый огонь рассыплите там, потому что кадильницы этих грешных людей были священны для своих владельцев, и сделайте из них кованые дщицы, чтобы обложить ими у алтаря, так как они принесены были ко Господу и освятились, и были знамением для сынов израилевых. Елеазар взял медные кадильники выгоревшие, сколько их принесли, и обложил ими алтарь – на память сынам израилевым, чтобы никакой иноплеменник и никто не от семени Ааронова не приступал возлагать фимиам пред Господом и не потерпел того же, что Корей и его советники. Утром израильтяне опять подняли ропот на Моисея и Аарона, говоря: вы избили людей Господних. Когда сонм напал с ропотом на Моисея и Аарона и устремился к скинии свидения, ее покрыл облак и опять явилась слава Господня: Моисей и Аарон подошли к самой скинии. Господь сказал Моисею и Аарону: посторонитесь от этого сонма, и Я истреблю его разом. Они пали на лица свои. Моисей говорит Аарону: возьми кадильник и вложи в него огонь с алтаря, положи в него фимиам и понеси поскорее в полк и помолись о них, потому что, как видишь, Господь прогневался и начал губить людей. Аарон взял кадильницу и пошел в сонм, потому что люди уже начали погибать, и положил он фимиам в кадильницу и начал молиться о людях. Встал он с своей кадильницею между мертвыми и живыми; и вот смерть прекратила свои губительные действия. В этот раз погибло от гнева Божия четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших в Кореевом возмущении. После сего возвратился Аарон к Моисею к дверям скинии свидения, и смерть перестала поражать свои жертвы. Страшен гнев Твой, Боже всемогущий и праведный! От гнева Твоего никуда не скроешься, потому что Ты везде, и везде тварь Твоя выдаст Тебе нас, беглецов. Земля по слову Твоему разверзается и поглощает дерзких возмутителей в народе Твоем. Теперь никогда почти не бывает таких страшных явлений гнева Господня: Сын любви Отчей умилостивил Отца Своего о всех неправдах людских, Сам все претерпевши за них, и земля не разверзается теперь для поглощения нечестивцев: дух Евангелия есть дух кротости, любви и милости. Когда самаряне не хотели принять к себе Спасителя с проповедию, апостолы сказали Ему: хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать [Лк. 9,54–56]. Так и ныне Он многих милует, хотя бы они и заслуживали наказания.

Глава 17. Господь велит Моисею взять у всех князей колен израильских по жезлу – двенадцать жезлов – и написать имя каждого на жезле его (имя Аарона велено написать на жезле Левиином, потому что это один жезл), а затем положить их в скинию свидения, против очистилища (свидения). В этих жезлах Господь обещал явить силу Свою, именно: у человека, избранного Богом, должен был процвесть его жезл. Я, говорит, явлюсь в них тебе тут. У того человека, которого Я изберу, жезл процветет; и этим Я уничтожу ропот израильтян. Жезлы взяты и положены в скинии свидения; жезл Аарона был среди жезлов других начальников племен. Утром Моисей и Аарон вошли в скинию свидения – и видят: жезл Аарона из дома Левиина процвел, дал ветвь, цветы и вырастил орехи. Моисей вынес все жезлы из скинии к народу: все видели это и взяли каждый свой жезл. Жезл Ааронов Господь велел отнесть в скинию на хранение, в знамение для ослушников. Израильтяне в страхе и смирении сказали Моисею, говоря: вот мы истреблены, погибли, исчезли: всяк, прикасающийся к скинии свидения Господня, умрет: не погибнем ли мы все до конца?

Глава 18. Бог запретил левитам прикасаться к священным сосудам и приходить к алтарю под угрозою смерти. У нас причетники также не имеют дозволения прикасаться к священным сосудам и к алтарю или престолу.

8[–9] ст. И сказал Господь Аарону: вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне; от всего, посвящаемого (освященного Мне) сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным; вот, что принадлежит тебе из святынь великих, от сожигаемого: всякое приношение их хлебное, и всякая жертва их за грех… что они принесут Мне; это великая святыня тебе и сынам твоим. 12[–13]. Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе; все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими… 15. Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого… 17[–18]. За первородное из волов, и за первородное из овец… из коз, не бери выкупа: они святыня; кровью их окропляй жертвенник, и тук их сожигай в жертву, в приятное благоухание Господу; мясо же их тебе принадлежит, равно как грудь возношения и правое плечо тебе принадлежит. 21. А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то что они отправляют службы в скинии собрания. 25[–27]. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины,и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила. Чем Господь ныне вознаграждает на земле священников и левитов Нового Завета за службы их? А плата за требы? Это – десятина своего рода. Церковные поминовения… (Молебны, ходы со священною водою и со крестом.)

19 глава. Прикасающийся ко всякой мертвечине нечистым почитался семь дней. Об иссопе и воде окропления, очищающей нечистых.

20 глава. Израильтяне приходят в пустыню Син и останавливаются в Кадесе. Здесь скончалась сестра Аарона Мариам. Израильтяне поднимают ропот на Моисея за недостаток воды. Ты вывел нас, говорят они, из Египта и ввел сонм Господень в эту пустыню, в которой не сеется и нет ни виноградных, ни яблочных дерев, и даже воды. Моисей и Аарон приходят от народа пред двери скинии свидения и падают ниц: вот над ними является слава Господня. Господь говорит Моисею: возьми жезл свой и созови ты с Аароном, братом своим, народ и скажи пред ними камню, чтобы он дал воды, – и он даст вам воды. Когда изведете воду из камня, то напойте их и скотов их. И взял Моисей жезл из Святилища, как повелел Господь, и созвали Моисей с Аароном народ перед камень (скалу), и сказал народу Моисей: разве из камня извести нам воду? – и с этими словами, подняв руку, ударил в камень жезлом дважды: и потекла в изобилии вода, и напился весь народ и скоты его. Господь с гневом сказал Моисею и Аарону: так как вы не поверили, что Я прославлюсь в чуде пред израильтянами, то не введете вы этого народа в землю, которую Я дал им. Коль славен наш Господь в делах Своих! Кто Бог велий, яко Бог наш! [Пс. 76,14]. Вскоре израильтяне приходят к горе Ор, что у границы земли Едомской. Здесь повелевает Господь Аарону умереть за то, что он с Моисеем прогневал Его неверием у камня, или у воды пререкания. Моисей возвел Аарона с сыном его в виду народу на гору, снял с него одежды первосвященнические и одел в них Елеазара, сына его, и Аарон умер на вершине горы; Моисей и Елеазар сошли с ней. Весь народ был свидетелем, что Аарон умер ста двадцати трех лет, и все израильтяне плакали по нем тридцать дней. Так ничтожен всякий человек пред Богом, Который сделает мановение, чтобы мы не жили больше, – и мы умрем. Жизнь наша со всем, что у нас есть, кроме грехов, есть дар Божий, которым нужно пользоваться с благодарностию и делать из него жертву, благоприятную Богу.

Глава 21, 6 ст. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [ сынов ] Израилевых. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, говорит Господь, скоти в горах [Пс. 49,10], Мои суть вси гади. Все послушно воле своего Творца. Кого Ему угодно будет употребить орудием Своего гнева на людей, кого пошлет, тот и пойдет: послал Он змей – и змеи исполнили Его волю.

Глава 22, 4. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Отличное, сильное сравнение! Каков же был страх этого царя (Валака), который представлял такою ужасною силу израильтян! О Валааме21, который не соглашался сначала по велению Божию проклинать евреев, согласился наконец отправиться к Валаку, царю Моавитскому, с послами его, на осле. Бог разгневался на него за это, и вот Ангел Божий препятствует ему на пути ехать вперед на ослице. Ослица, заметив Ангела Божия, стоящего на пути прямо против нее, и меч извлеченный в руке его, своротила с пути и пошла на поле. Валаам стал бить ее жезлом своим, чтобы направить ее на путь. Ангел Божий стал у ряда виноградных дерев; деревья были расположены так, что и с той, и другой стороны стояли, как огород. Ослица, видя Ангела Божия, прижалась к ограде и прижала к ней ногу Валаама, Валаам еще больше стал бить ее. Ангел все не отставал и стал в узком месте, где нельзя было Валааму взять ни направо, ни налево. Ослица, видя Ангела Божия впереди и неотразимое препятствие справа и слева, пала под Валаамом. Валаам еще больше рассердился и опять стал бить ее жезлом. И вот – о, чудо! Бог отверз уста у ослицы, и она сказала Валааму человеческим голосом: что я сделала тебе, что ты в третий раз бьешь меня? Валаам отвечает ей: за то бью, что ты наругалась надо мною: если бы у меня был меч, я пронзил бы тебя. Ослица опять говорит Валааму: не я ли ослица твоя, на которой ты ездишь от юности своей доныне? Ужели ты думаешь, что я из презрения к тебе сделала это? Он отвечал: нет, не из презрения. В это время Бог отверз очи Валааму, и он сам увидел Ангела Божия, против него стоящего на пути, и извлеченный меч в руке его. Валаам преклоняется пред ним. Ангел говорит ему: зачем ты бьешь ослицу свою вот уже в третий? Вот, я пришел препятствовать тебе, потому что путь твой неприятен мне, и ослица своротила с дороги уже третий раз, оттого что видит меня на пути. И если бы она не своротила от меня, я убил бы тебя, а ее сохранил. Валаам говорит Ангелу: согрешил: я не знал, что ты противустоял мне на пути. Если же тебе не угоден путь мой, то я ворочусь. Ангел не запретил ему идти с людьми, только велел ему сдержать слово, которое он скажет ему.

Глава 23. Валак встретил Валаама, и этот сказал ему: вот я пришел к тебе. Но не знаю, могу ли что сказать; я скажу только то, что вложит Бог во уста мои. Три раза просил Валак Валаама проклясть евреев, три раза сделаны были для этого нужные приготовления: и три раза, по внушению Божию, Валаам благословил евреев. В первый раз изрек он: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моавитский, с гор восточных, говоря: иди прокляни мне Иакова и иди прокляни мне Израиля. А как я прокляну то, чего не проклинает Господь, или как скажу зло о том, о чем не говорит худо Бог. С верху гор увижу я его (Израиля) и с холмов узнаю его. Вот люди эти одни населятся и с языческими народами не станут жить вместе. Кто изочтет семя Иакова или кто пересчитает сонмы Израиля? Пусть я умру с этими праведными людьми, и да будет семя мое, как их семя. Валак прогневался и повел его на другое место, думая, не проклянет ли он хотя здесь израильтян. На этот раз Валаам прорек: встань, Валак, послушай. Не как человек Бог колеблется и не как сын человеческий изменяется: Он сказал – и не сделает ли; изрек слово Свое – и не останется ли оно в силе своей? Вот я приведен сюда благословлять: буду благословлять и не переменю слов своих. Не будет труда22 между Иаковом и не увидят болезни между Израилем: Господь Бог его с ним, слава царская на нем. Бог вывел его из Египта; слава его как слава единорога. Нет ворожбы у сынов Иакова и волхвования у потомков Израиля: заблаговременно сказано ему, что сделает им Бог. Вот люди, как львы, встанут, и, как лев, народ этот прославится своею силою: не уснет он, пока не съест лов и не изопьет крови посеченных им. Валак опять рассердился и потом опять повел его на третье место, на вершину Фогора.

Глава 24. Обратив лицо свое в пустыню, в которой был расположен стан еврейский, Валаам видит Израиля ополчившимся по племенам; и был на нем Дух Божий. Он начинает говорить: говорит Валаам, сын Веоров, говорит человек истинно видящий; говорит слышащий слова Крепкого (Бога), который видел видение Божие во сне; глаза его открыты: сколь хороши домы твои, Иаков, и кущи твои, Израиль; как дубравы тенистые, и как сады при реках, и как кущи, которые поставил Господь, и как кедры при водах. Произойдет человек от семени его и будет обладать многими народами: царство Его возвысится больше Гога23 и возрастет оно. Бог вывел его из Египта; слава его как единорога (который все бодет); поест он враждебные ему народы, измождит толщи их и стрелами своими устрелит врага своего. Вот он возлег и опочил, как лев (после трудов) и как скимен: кто разбудит его (Господь Иисус)? Благословляющие Тебя благословенны, и проклинающие Тебя прокляты. Валак только всплеснул руками в удивлении и гневе и прогоняет его на свое место. Валаам говорит: не сказал ли я и послам твоим, что, если мне даст Валак полну храмину свою серебра и золота, я не могу преступить слова Божия: что скажет мне Бог, то и скажу. Затем Валаам сказывает, что сделают люди эти его людям в последние дни… Покажу ему, но не теперь; ублажаю, но он не приближается на ублажения мои. Воссияет звезда от Иакова и встанет человек от Израиля и погубит князей Моавитских и пленит всех сынов Сифовых (плен веры)… Начало языков, Амалик, и семя их погибнет… Вскоре Валаам отправился восвояси. Блаженны читающие со вниманием и понятием слово Божие: из мира земного они восторгаются как бы в мир небесный. Слово Божие равно самому себе.

Глава 27. Бог изрекает окончательный суд Свой на Моисея, повелевая ему взойти на гору Навав, посмотреть оттуда на землю ханаанскую и затем чрез смерть приложиться к отцам своим. Моисей говорит: да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними (из скинии) и который входил бы пред ними (в скинию), который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря [ст. 15–17]. Господь велит Моисею взять Иисуса Навина, человека, в котором есть Дух, и возложить на него руки. Моисей должен был поставить его пред Елеазаром жрецом, сделать ему наказы перед всем сонмом и сообщить ему славу свою, чтобы его слушали все израильтяне.

Глава 30. О власти отца над дочерью и мужа над женою в отношении обетов, данных дочерью или женою. Власть так действительна, что если отец или муж узнают об обетах дочери и жены, то имеют полное право уничтожить их, и дочь или жена будут чисты от своих грехов.

33 глава. Господь велит израильтянам погубить всех жителей земли Ханаанской; если же, говорит, не погубите их, то оставшиеся из них будут тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас на земле, в которой вы будете жить, и тогда, что Я вознамерился сделать им, сделаю вам [ст. 55–56].

35 глава, ст. 34. Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я. Как отец между своими детьми, Господь жил между сынами израилевыми. Не живет ли Он также и между христианами благочестивыми? Да, живет и действует в них.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных