Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь Спаса Нерукотворного Образа




 

Рябь канала Грибоедова; мостовая; разноликая толпа людей; экскурсионные автобусы, сменяя друг друга, причаливают к Конюшенной площади – привычная картина пестрой суеты петербургского центра.

А в XVIII веке, при Петре I, это место на берегу Мойки называлось Немецкой слободой, здесь селились аккуратные и деловитые первые петербургские немцы и старательные служащие придворного Конюшенного двора. Долгие годы в округе не было ни одного храма. И только когда служители Конюшенного ведомства пошли с просьбой

о возведении храма к императрице Анне Иоанновне, государыня не только велела строить церковь, поручив архитектору Николаю Гербелю создание проекта, но и выписала из Византии бесценные святыни – Плащаницу, икону Знамение и Образ Спаса Нерукотворного, – к сожалению, не сохранившиеся. И вот, в 1737 году, храм во имя Образа Спаса Нерукотворного был освящен, а еще через десять лет на месте деревянного возник каменный храм.

В 1817–1823 годах этот храм по приказу Александра I начали перестраивать за казенный счет. Храм принадлежал царскому двору, как и Конюшенное ведомство, и не отвечал новым требованиям облика столицы. Молодой император уделял много внимания городскому строительству; при Александре I в городе было создано множество знаменитых дворцов и храмов.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

 

Проект нового храма был разработан Василием Петровичем Стасовым. Коренной москвич, ученик великого зодчего Василия Баженова, он по высочайшему указу обучался архитектурному мастерству в Париже и Риме, был объявлен членом Римской Академии Святого Луки и Петербургской Академии художеств. С 1811 года Стасов работал в Петербурге. Вся его жизнь была неразрывно связана с этим городом: и творчество – знаменитые храмы зодчего, триумфальные арки, украшающие город до сих пор, и жизнь – любовь 48‑летнего архитектора и 19‑летней красавицы Марии Сучковой, счастливый брак, рождение шестерых детей.

Еще раз церковь перестраивалась в 1857–1860 годах. Проект поручили архитектору Конюшенного ведомства Петру Садовникову. Участие в реконструкции Конюшенной церкви стало главным делом всей его жизни и прославило мастера. Петр Семенович был крепостным княгини Голицыной. По приказу княгини он учился в Академии художеств в Петербурге, но не сумел завершить образование, потому что хозяйка отозвала его и велела возводить имения для своей дочери. Почти тридцать лет крепостной прожил вдали от Петербурга. Самым радостным событием этого периода стала его женитьба на дочери купца Анне Шмидт, которая согласилась из любви стать крепостной. После смерти княгини Петр получил вольную и уехал с семьей в Петербург, где проектировал загородные особняки вельмож, а затем поступил на службу в Конюшенное ведомство[15]. Занимаясь реставрацией Конюшенной церкви, Петр Садовников расширил храм, достроил стену и добавил окон на главном фасаде, превратил парадный портал Стасова в псевдопортал. Но храм не потерял своего величия, его внешний облик стал ярче, самобытнее.

Как и во времена Стасова, фасад храма украшают барельефы – «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение креста», выполненные известным скульптором Демут‑Малиновским в 182 2 году. Они рассказывают о последних днях земной жизни Христа. Торжественный вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Моление о чаше в Гефсиманском саду, Отречение апостола Петра, Гибель Иуды, суд Пилата, крестный путь на Голгофу.

С приходом советской власти храм был разграблен, а вскоре, в 1919 году, закрыт, несмотря на усилия протоиерея Федора Знаменского, всячески пытавшегося уберечь Конюшенную церковь. Памятная доска на первом этаже храма напоминает о том, что «в 1933–1990 годах здесь располагался клуб конного отряда ГПУ, а затем – 28‑го отделения милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма и архив были уничтожены, колокола – отправлены на переплавку. Когда в 1991 году храм был возвращен РПЦ и началась реставрация, первые прихожане были потрясены: на месте иконостаса висел портрет Ленина, на стенах – лозунги, а в алтарной части располагались туалеты. В Божьем храме проводились допросы, составлялись протоколы, оформлялись приговоры[16].

Сейчас на парадной каменной лестнице, ведущей на второй этаж, где находится сам храм, можно увидеть расположенные в форме креста иконы новомучеников – канонизированных после перестройки. В центре – икона с изображением семьи Николая II Романова, последнего русского императора. По бокам – протоиерей Философ Николаевич (Орнатский), расстрелянный вместе с сыновьями, Николаем и Борисом, в Кронштадте; митрополит Серафим (Чичагов), расстрелянный в 1937 году под Москвой; святитель Тихон, Московский патриарх, осудивший власть большевиков и делавший все возможное, чтобы сохранить православие в России; Вениамин, митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 году в Петрограде по приговору суда; преподобный Серафим Вырицкий Чудотворец; преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, сброшенные заживо в шахту рудника в Алапаевске. Над ними простирает свой покров державная икона «Образ Престола Богородицы».

А рядом с иконами на стене – диптих современного художника В. Янтарева: «Две молитвы – разрешающая и разрешительная». У созерцающего эти картины создается ощущение, что он стал свидетелем трагических событий зимы 1837 года. Вот склонился над умирающим Александром Сергеевичем Пушкиным протоиерей Петр Песоцкий, принимая последнюю исповедь поэта… Последние годы Пушкин часто приходил в храм на Конюшенной площади – поэт жил неподалеку. Спас Нерукотворный стал для Пушкина поэтическим символом последних месяцев жизни. Вторая картина переносит зрителя в холодный февральский день. Запах ладана, плач, склоненные головы над гробом. Отсюда, с Конюшенной площади, везли тело русского поэта в последний путь, в Святогорский монастырь. И каждый год – в день рождения и в день смерти Александра Сергеевича – в храме звонят колокола и служатся панихиды Пушкину.

Пройдя по лестнице, посетитель попадает в храм. В самом центре алтаря, в поднебесье, – золотое солнце. Солнечный свет струится сквозь желтое полукруглое стекло под куполом, отражается в блеске дубового паркета, в строгом мраморе сияющих колонн, в золоте резного иконостаса и ажурной оградки алтаря, в бликах огней паникадила из ста восьми свечей. У входа в храм – образы петербургских святых: Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной, под иконой которой, как и в ее часовне, на Смоленском кладбище, лежат свернутые записочки с просьбами. Здесь царит гармония торжественности и изысканности. И среди этого царства света – Образ Спаса, одна из самых необычных икон с изображением Иисуса.

Это изображение не создавалось мастерами‑иконописцами, поэтому и названо нерукотворным. Давным‑давно, еще при Иисусе, в городе Едессе правил князь Авгарь, страдавший проказой. Прослышав о Христе и свершаемых им чудесах, князь послал известного живописца Анания с письмом, в котором умолял Иисуса посетить Едессу. А еще он наказал художнику запечатлеть Спасителя, чтобы иметь утешение в болезни. В Иерусалиме бедный Ананий не мог написать изображение, сколь ни старался: Иисуса все время загораживали ученики или толпящиеся рядом люди; увидев мучения художника, Христос подозвал его к себе. Художник рассказал Иисусу о наказе Авгаря; Спаситель улыбнулся, велел принести воду и полотенце, умылся, отер лицо – и отдал ткань изумленному Ананию; на полотенце запечатлелся лик, словно прорисованный красками. Князь Авгарь, получив облегчение в болезни, тут же велел убрать с городских ворот идола и поставить на его место икону Спаса Нерукотворного: полотно, положенное на доску, украшенную драгоценными камнями и золотом. Жители Едессы веками хранили обычай кланяться образу, проходя через ворота; но один из правителей решил снять икону с городской стены. Тогда Христос явился во сне епископу и повелел скрыть образ. Позвав с собой преданных священников, епископ ночью пробрался к стене и зажег перед иконой лампаду, а затем укрыл образ глиняной доской и заложил кирпичами. С той поры народ надолго забыл о святыне, пока в VI веке не осадил Едессу персидский царь. Казалось, что город придется сдать врагу; но епископ увидел вещий сон, повелевающий достать образ Спасителя, замурованный в стене. Каково же было изумление людей, когда, разобрав кирпичи, они увидели горящую лампаду перед Образом и изображение Спаса, отпечатавшееся на глиняной доске. Горожане совершили вокруг стен города крестный ход – и предсказание Богородицы сбылось: персы отступили.

Слава о Чудотворном Образе распространилась далеко за пределы Едессы. Император Византии Константин выкупил икону а 29 августа 944 года с почестями привез ее в Константинополь. Копии этой иконы разошлись по всему свету. Именно в этот день каждый год в Конюшенной церкви отмечается престольный праздник Спаса Нерукотворного Образа.

В церкви не только совершаются таинства и отмечаются православные праздники. Настоятель и священники храма ведут большую просветительскую работу. Выступают по радио с литературными циклами по произведениям Ивана Бунина, Сергея Есенина, Ивана Шмелева, сотрудничают с музеем‑квартирой А. С. Пушкина на Мойке, с Бунинским обществом, с Обществом почитателей Сергея Есенина и другими; проводятся заседания Православной писательской организации. Появилось еще одно неофициальное название церкви – Писательский храм. Здесь нередко звучит музыка М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова – это играют воспитанники Воскресной школы[17]. По‑особенному звучит музыка в поэтическом, светлом храме. И кажется, звучит голос великого Пушкина: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть», – сбылась последняя воля поэта.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа открыта ежедневно с 9 до 19 часов.

Адрес: Конюшенная пл., д. 1.

Транспорт: ст. метро: «Невский проспект»

Автобус: 46

Троллейбус: 1, 5, 7,10.

 

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

 

Пески Петербурга. Здесь солнце становится пылью и время застывает. А рядом несет свои прохладные воды Нева, гуляют в Таврическом саду бабушки с внуками, спешат к метро «Чернышевская» толпы людей – бурлит жизнь. Каждый торопится по своим делам. И лишь случайно, заворачивая со Шпалерной на проспект Чернышевского, скользнет кто‑то взглядом по чугунной табличке на грязно‑розовой от пыли стене, прочитает и удивится: «…памятник архитектуры… охраняется государством… здесь был храм…». А ведь храм снова открыт.

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

 

Действительно, храм не сразу заметен среди зданий, плотно стоящих вдоль Шпалерной улицы. И только увидев золоченый крест на невысоком куполе, можно догадаться, что это церковь, а не особняк знатного вельможи XIX столетия, выстроенный в духе классицизма.

Когда‑то улица называлась просто Береговой линией и тянулась вдоль левого берега Невы; а когда был построен Смольный Воскресенский собор, ее стали называть Воскресенской – улица вела прямо к церкви. И уже позднее, когда в этих местах были основаны Литейный и Смольный дворы, а между ними Шпалерный, улица, соединяющая дворы, получила современное название – Шпалерная.

Проект церкви создан архитектором Луиджи Руска. Он приехал из Италии и поступил на службу в качестве мастера каменных дел при императорском дворе. Прожив в России почти 30 лет, он так и не мог забыть родину. После недолгой поездки в Италию архитектор окончательно решил вернуться домой. Император Александр не сразу принял отставку зодчего – но наконец в 1818 году, когда была освящена церковь на Шпалерной улице, император отпустил архитектора. Луиджи Руска с женой и сыном навсегда покинул Россию, не успев закончить отделку внутренних интерьеров церкви. По его проекту это сделал Л. Шарлемань[18].

Известно, что при возведении храма итальянский зодчий использовал фундамент и часть стен стоявшего здесь в XVIII веке дворца младшей сестры Петра Великого, Натальи Алексеевны. В 1711 году царский двор по приказу Петра переехал из Москвы в новую столицу. Здесь, на Береговой линии, выросли дворцы родственников царя. Петр Великий часто бывал у своей любимой сестры. Для него, согласно преданию, царевна велела устроить специальный кабинет, где Петр Алексеевич мог спокойно заниматься важными государственными делами; во дворце появился и первый петербургский театр, бесплатный, для всех желающих. Наталья Алексеевна, как и ее брат, тоже любила европейские новшества. Правда, петербуржцы не сразу оценили новую забаву, так что поначалу приходилось приводить вельмож на представления под конвоем солдат.

Здесь же, во дворце, была устроена дворцовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Великая княгиня Наталья почитала эту икону больше других и, уезжая из Москвы, привезла список иконы из храма Преображения на Ордынке. Освятили церковь в 1711 году в память случившегося в этот год радостного события – избавления царя Петра от турецкого плена во время Прутского похода.

Дворцовая церковь сразу стала популярна у петербуржцев, простых и именитых. Каждый хотел получить исцеление у знаменитой иконы. Подолгу молились здесь граф Шереметев, графиня Головкина. Екатерина II приходила пешком из Зимнего дворца просить помощи в болезнях у чудотворного образа, приезжала помолиться и Мария Федоровна, вдова Павла I. Двор не жалел денег на украшение иконы, «одев» ее в золото и драгоценные камни. Чем же прославилась икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», что даже царственные особы склоняли перед ней головы?

Первый раз икона явила чудо исцеления в 1688 году Родная сестра Московского патриарха Евфимия страдала от тяжкой болезни: в боку ее были такие глубокие раны, что видно было внутренности. Молилась она день и ночь, лечилась у всех врачей и знахарей, но ничего не помогало. Евфимия уже готовилась к смерти, как вдруг однажды, молясь в церкви, услышала голос Богоматери. Богородица указала на Преображенский храм на Ордынке, велела идти туда и молится перед иконой «Всех Скорбящих Радость», наказала призвать священника церкви, чтобы он отслужил молебен с этим образом, и так получить исцеление. Все выполнила несчастная страдалица – и исцелилась. Потом от этой иконы получали исцеление и помощь многие больные: слепые прозревали, немые обретали дар речи, глухие вновь могли слышать… На иконе Богородица изображена в полный рост, над нею парят ангелы и в ослепительном сиянье – Спаситель. Вокруг Богоматери – несчастные и больные в надежде простирают к ней руки, а она, скорбя о страдальцах, благословляет и исцеляет их.

Евфимия увидела Богородицу 6 ноября; с тех пор в этот день отмечается праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Старинная икона, привезенная Натальей Алексеевной, являлась главной святыней храма долгие годы; а после революции прихожане успели перенести ее в Спасо‑Преображенский собор, где она и находится до сих пор. А храм, как и многие другие, в советские годы был закрыт и разграблен. Здесь располагались и мастерские, и склады. Долгое время в нем заседало общество охраны памятников истории и культуры. Петербуржцы грустно шутили, называя его «Обществом всех скорбящих о разрушающихся памятниках»[19].

После возвращения храма верующим постепенно восстанавливается интерьер, созданный по проекту Луиджи Руска. Попадая в храм, посетитель оказывается внутри огромного помещения – так велик купол, смыкающийся высоко под сводами. Многое здесь удивляет: здание кубической формы, храмовый зал в виде классической ротонды[20], похожий на круглую арену римского амфитеатра. Двадцать четыре беломраморных колонны, поддерживающие купол, расположены по кругу, а сам купол состоит из рядов кессонов[21], которые, постепенно уменьшаясь в объеме, замыкают пространство. Недалеко от алтаря – светильник с благодатным огнем, привезенным из Иерусалима. Этот чудесный огонь загорается в Иерусалиме, у гроба Господня, в День Светлого Воскресения Христова сам по себе и в первые секунды не обжигает. Его священное сияние завораживает и очищает.

На фоне античного величия храма поражает его домашний, почти деревенский, внутренний вид: занавески между колоннами, старинные иконы, принесенные верующими, рушники, безыскусная простота и благообразность. Это вполне объяснимо: церковь своим восстановлением во многом обязана прихожанам.

Святые мученицы Екатерина и Кира Петроградские, которых здесь особенно чтят, связаны своей жизнью и деятельностью с храмом. 17 декабря 1937 года по приговору УНКВД после допросов и пыток Екатерина Андреевна Арская, отец которой был ктитором этой церкви, и княжна Кира Ивановна Оболенская были расстреляны за контрреволюционную деятельность. Каждый год в этот день в церкви служится молебен перед иконой Екатерины Петроградской. Особо чтят в храме и память священномученика Григория Сербаринова. Десять лет он был настоятелем храма. После долгих лет ссылки и лагерей отцу Григорию был вынесен смертный приговор – однако ему обещали сохранить жизнь, если он откажется от веры и сана. Священник не отрекся, и 8 января 1938 года его расстреляли. Сейчас в храме ежегодно служатся молебны и литургии в его память, а в культурно‑просветительском центре «Лествица», который располагается в доме причта[22]при храме, где когда‑то жила семья Григория Сербаринова, создан первый в России музей новомучеников.

Настоятель храма Вячеслав Харинов уделяет много времени работе центра. Под его руководством здесь проводятся лекции, музыкальные концерты, открыта воскресная школа и библиотека. Кроме того, сын фронтовика, отец Вячеслав Харинов вместе с поисковыми отрядами участвует в розыске останков погибших под Ленинградом в годы Отечественной войны.

Постепенно возрождается один из старейших петербургских храмов. Храм удивительной судьбы, «памятник архитектуры, охраняемый государством», вновь открыт для каждого, кому дорога память о незабываемых событиях истории России.

Церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» открыта ежедневно с 8 до 20 ч.

Адрес: Шпалерная ул., д. 35 а.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»

Автобус: 46 Троллейбус: 3, 49‑

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных