Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Собор Преподобного Сампсония Странноприимца




 

Тихо на Выборгской стороне. За Невой, в северной части города, еще шумят леса, зеленеют болотные топи, расстилаются заливные луга. Здесь уже в первые десятилетия после основания города селился рабочий люд: кожевенники, свечники, плотники, труженики сахарного завода – выходцы из российских сел и городов.

Вскоре поселение стали называть Сампсониевской слободой: здесь по велению Петра I осенью 1709 года была заложена деревянная Сампсониевская церковь – в память о победе русских в Полтавской битве. Это знаменитое сражение произошло 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца.

Церковь вначале была кладбищенской. В молодом Петербурге кладбища еще не было: хоронили во дворах, при приходских церквях; а после освящения Сампсониевской церкви государю пришла в голову мысль основать здесь кладбище для православных и иноверцев, которые приезжали из разных стран строить новую столицу и жить в ней. Предание гласит, что Петр решил как нельзя более остроумно: все эти люди – странники, и лучше всего им покоиться возле церкви Святого Сампсония Странноприимца[170]. Здесь в разные годы были похоронены первые архитекторы города: Доминико Трезини, Жан‑Батист Леблон, Георг Маттарнови, Андреас Шлютер, а также – скульптор Карло Растрелли, личный врач Петра Лаврентий Блюментрост, известный фельдмаршал времен Анны Иоанновны Бурхард Христофор Миних и многие другие знаменитые люди. К сожалению, это кладбище не сохранилось. О великих петербуржцах напоминает лишь небольшая стела в Выборгском городском саду, на месте, где было раньше старое кладбище. До наших дней сохранилось только одно захоронение: могила кабинет‑министра Артемия Волынского, архитектора Петра Еропкина и советника адмиралтейской конторы Андрея Хрущова. Эти люди были обвинены в подготовке государственного переворота и казнены по приказу Анны Иоанновны в 1740 году, 27 июня, как раз в день памяти Святого Сампсония. Это была одна из первых публичных казней в Петербурге. После пыток в тайной канцелярии приговоренных привезли к месту казни, где под взглядами сотен любопытных глаз палач отрубил им головы. Тела казненных долго лежали на эшафоте под дождем и ветром, затем их погрузили в крестьянскую повозку и без всяких обрядов и почестей захоронили в общей могиле, возле Сампсониевского собора. На месте захоронения по проекту архитектора Михаила Щурупова и скульптора Александра Опекушина, автора знаменитого памятника Пушкину в Москве, в 1885 году был поставлен памятник на народные пожертвования[171]. Вскоре после казни государственных преступников по Петербургу пошел слух, что в Иркутском остроге сидит особый узник, чародей Волынский. Через некоторое время возникла легенда, что на самом деле Волынский не был казнен, а вместо него на эшафоте обезглавили куклу. Сам же кабинет‑министр был помилован Анной Иоанновной и выслан в острог[172].

Собор Преподобного Сампсония Странноприимца

 

Кроме кладбища, в 1713 году при деревянной церкви святого Сампсония была открыта богадельня для странствующих, нищих и сирот. Так же когда‑то создал дом для нищих и странников и святой Сампсоний, прозванный за это Странноприимцем.

Святой Сампсоний родился в Риме, в богатой и знатной семье. В юности он учился врачеванию с единственной целью: помогать страждущим и больным. Когда умерли его родители, Сампсоний отпустил на волю своих рабов, раздал все имущество бедным, а сам поселился в Константинополе и начал лечить людей. Однажды тяжело заболел император Юстиниан, и никто из придворных врачей не мог ему помочь. Император усердно молился о своем исцелении – и однажды ему приснилось, что спасти его может лишь лекарь Сампсоний. Тут же во все концы государства были посланы слуги, чтобы отыскать чудесного доктора. Прибыв во дворец, Сампсоний начал лечить Юстиниана лекарствами и молитвами, и его высокородный пациент вскоре выздоровел. Благодарный император предлагал Сампсонию богатые дары, но тот ничего не взял для себя, а лишь попросил построить дом для больных и нищих скитальцев. Юстиниан исполнил просьбу своего спасителя. До самой смерти Сампсоний усердно трудился и, не жалея сил, помогал несчастным, принимал и лечил страждущих. Легенда гласит, что великий лекарь не упокоился и после своей кончины: когда кто‑то из служителей странноприимного дома бывал скуп или нерадив, Сампсоний являлся ему во сне и грозил суровым наказанием.

Церковь во имя святого Сампсония на Выборгской стороне вскоре обветшала и была разобрана. На ее месте воздвигли колокольню, а поодаль – новый трехпридельный каменный храм цвета морской волны, с белым декором и с черным луковичным куполом на барабане. Этот храм был освящен в 1740 году; имя его архитектора до сих пор неизвестно, но предполагают, что автором проекта был Доменико Трезини. Первоначально собор был однокупольным, но в 1761 году к нему были добавлены еще четыре небольших главки‑луковки (для церкви характерно смешение архитектурных черт допетровского храмового зодчества и эпохи барокко). К зданию храма с запада примыкают колокольня и трапезная. Боковые стены нижнего яруса колокольни украшают мемориальные доски, на которых начертаны слова Петра Великого, обращенные к войскам перед Полтавским боем, а также то, что произнес государь в память погибших в этом сражении. Эти надписи появились уже в 1909 году, когда к двухсотлетию Полтавского сражения проводилась полная реставрация храма. Тогда же на месте первой деревянной Сампсониевской церкви была построена часовня по проекту Андрея Аплаксина, архитектора петербургской епархии. Напротив собора появился памятник Петру Великому, выполненный знаменитым скульптором Марком Антокольским. Взгляд Петра устремлен на собор. Император, опираясь на трость, словно делает шаг вперед, готовый к новым свершениям. Государь будто вспоминает Полтаву, своих сподвижников, храбрость русских солдат, тот славный день, когда развеян был миф о непобедимости войск Карла XII, короля Швеции.

В конце 30‑х годов XX века этот памятник сняли с постамента и отправили в Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас. Церковь также была закрыта и превращена в овощной склад. И лишь через сорок лет здание собора реставрировали и отдали под филиал Государственного музея «Исаакиевский собор». Сохранившиеся за несколько столетий предметы церковной утвари стали экспонатами музея. Среди них – бронзовые пятигранные светильники, уникальная коллекция подписных икон, написанных выдающимися мастерами, и другие произведения русского декоративного искусства[173]. Но главным украшением собора остается удивительный пятиярусный иконостас, который по праву можно назвать шедевром русской деревянной резьбы XVIII века. Его темно‑зеленая стена украшена позолотой; позлащены причудливые витые колонны; а орнаментальная скульптура – головки херувимов, цветочные гирлянды, резные фигурки – поражают взор каждого, кто оказывается перед этим чудом. В ходе реставрации храма был также обнаружен деревянный резной престол, скрытый под мраморными плитами. Он опирается на фигурки орла, льва, ангела и крылатого тельца, символизирующие четырех евангелистов; а в центре престола – жертвенный агнец. Предполагают, что престол этот, судя по изысканности резьбы, характерной для барокко, мог быть перенесен в собор из первой деревянной Сампсониевской церкви. Воссозданы были и два малых иконостаса боковых приделов во имя архистратига Михаила и апостола Иоанна Богослова[174].

Сегодня Сампсониевский собор не только музей, в котором проводятся выставки и концерты, но и действующий храм. С 2002 года здесь служатся литургии, молебны в память императора Петра Великого, торжественные богослужения в день престольного праздника, 27 июня. В 2006 году в храме впервые с 1909 года Митрополитом Санкт‑Петербургским и Ладожским Владимиром было совершено архиерейское богослужение. А копия скульптуры Петра I, заново отлитая по эскизам, заняла свое место на постаменте перед храмом.

Сампсониевский собор – уникальный храм‑музей, памятник великой Полтавской баталии, одно из немногих сооружений первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Он по‑прежнему распахивает резную чугунную решетку надвратной колокольни каждому, кто приезжает в тихий уголок старого города на Выборгской стороне.

Музей‑памятник Сампсониевский собор открыт ежедневно, кроме среды, в летний период – с 10 до 20 ч. (касса – до 19 ч.); в зимний период – с 11 до 18 ч. (касса – до 17 ч.).

Богослужения совершаются в субботу и воскресенье, а также – в дни религиозных праздников в 10 ч. и в 17 ч.

Адрес: Большой Сампсониевский проспект, д. 41.

Транспорт: ст. метро «Выборгская»

Трамвай: 2, 6,17, 58.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных