Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ж.Нюттен ЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ




Общее представление о мотивации.

А) Очевидно, что в схеме «стимул — реакция», в соответствии с кото­рой в экспериментальной психологии описывается поведение организма, проблеме мотивации отводится скромное место. Напротив, в обыденной жизни принято считать, что поведение человека направляется и определя­ется планом и стремлением реализовать этот план или достичь какого-нибудь объекта, цели. Эта вторая схема соответствует, вероятно, также и психической реальности и имеет поэтому научное значение. В то время, как первая схема берет в качестве модели элементарную рефлекторную реак­цию, объектом второй является сложное человеческое поведение. Можно заметить, однако, что усилие или стремление достичь какой-то цели выра­жается во множестве действий, в той или иной степени подчиненных этой цели. Действительно, не следует забывать все то, что в классических опы­тах по выработке условных реакций, как и в психологии поведения вооб­ще, принято называть стимулом (безусловным), для животного в реальной жизни представляет собой конечную цель длительной поисковой активно­сти. В лабораторных условиях экспериментатор рассматривает пищу как стимул, действующий на вкусовой орган животного, и изучает вызываемую им физиологическую секрецию, но для того, кто наблюдает поведение жи­вотного в естественных условиях, пища представляет собой объект-цель продолжительной мотивированной деятельности. Различные значения, ко­торые можно, таким образом, придавать термину «стимул», делают пробле­му мотивации еще более сложной. Наша задача упростится, если помимо схемы образования условных связей и теории «стимул—реакция» читатель будет помнить о том, что поведение — это еще и поиск отсутствующих, или еще не существующих ситуаций, или предметов. На этом и основывается, по сути дела, точка зрения той группы психологов, для которых мотивация является ключом к объяснению и пониманию поведения человека.

Б) Какие же аспекты поведения связаны с мотивацией? Ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом. Организм или индивид характеризуют предпочтительные или избирательные отноше­ния к окружающим объектам или ситуациям. При наличии определен­ного числа объектов некоторые из них оказываются желаемыми или предпочитаемыми, тогда как другие отвергаются; при отсутствии неко­торых объектов или ситуаций ощущается потребность в них, их ищут и добиваются, другие же объекты и ситуации вызывают у индивида опа­сение. Такая ориентация выражается в том, что данное поведение будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут объект, относящийся к строго определенной категории; этот объект явится, таким образом, за­вершением — временным или окончательным — деятельности субъекта. Именно такая избирательная ориентация на предпочитаемый или ис­комый объект придает поведению характерную для него направленность и организацию. Иногда необходимый организму объект неизвестен само­му индивиду, в других случаях врожденные или приобретенные поведен­ческие связи направляют его непосредственно к желаемому объекту. Следует добавить, что для человека более или менее продолжительный поиск отсутствующего или еще не существующего объекта-цели имеет важное значение. Его познавательные способности и воображение позво­ляют ему воссоздавать отсутствующие объекты посредством предвосхи­щения или компенсации. Поэтому в некоторых исследованиях мотива­ции человека большое значение придается изучению продуктов вообра­жения. <...>

Такая активная длительная и избирательная направленность пове­дения составляет сущность явления, определяемого как мотивация; кон­кретная форма этого явления зависит от типа поведения (например, врожденное или приобретенное) и уровня развития организма. Эта концепция предполагает, что мотивация является одновременно источником актив­ности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, по­ведение понимается как направленная активность. Эти два аспекта — динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации, в чем нам представится возможность убедиться при рассмотрении связи между общей активностью организма и процессом научения, с одной стороны, и мотивацией — с другой.

В) Для того чтобы лучше очертить сферу мотивации, иногда вслед за Вудвортсом различают «механизмы» поведения и факторы, от которых зависит приведение их в действие. Первая проблема — это проблема как осуществляется поведение, вторая — почему человек или животное посту­пает или действует так или иначе. Изучение мотивации относится именно ко второй проблеме. В этой связи говорят о мотивах, побуждениях, импульсах, тенденциях и потребностях, а некоторые авторы прибегают к поня тиям напряжения, силы и даже энергии. Конечно, неправильно было бы употреблять два последних термина в том смысле, какое отношение они имеют к механике или физике. В психологии часто вообще не различают эти два понятия — сила и энергия. Старая физикалистская концепция, оправдывающая, по мнению некоторых психологов, употребление этих терминов при изучении поведения, утверждает, что психология, как и физика, ставит своей целью объяснить переход от стадии покоя к стадии действия или от одной формы «движения» к другой (сила); в результате часто говорят о некоей способности производить работу (энергия). Именно по этой причине возражения, иногда очень убедительные, против употребления в психологии этих терминов не достигнут свой цели, пока психологи будут убеждены в тождественности этих выражений.

 

Р. Стагнер, Т. Карвозский МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Поведение человека динамично. Мы действуем в результате давле­ния потребностей и импульсов. Поиски пищи, безопасности, следование высоким идеалам служат примерами мотивационной природы любой зна­чимой деятельности человека. Динамичен и его сознательный опыт. Мотивы влияют на то, что именно мы видим, и что при этом чувствуем, на раз­витие наших идей и на мнения, которых мы придерживаемся. Решение проблем, сновидения и творческое воображение также отвечают каким-то потребностям. Полное понимание мотивации человека необходимо для по­лучения ясной картины психических процессов, как наших собственных, так и происходящих в других, окружающих нас людях.

Мобилизация энергии является в своей основе процессом химическим, метаболическим или физиологическим. Его нельзя наблюдать непосредственно. Но в случаях, когда человек прилагает неимоверные усилия, чтобы выбраться из горящего здания или, несмотря на усталость, заставляет себя бороться с врагом, мобилизация энергии, необходимая для достижения цели, становится очевидной. То же явление, хотя и не в столь драматичной степе­ни, мы обнаруживаем в попытках студента успешно учиться, и в честолюбивом движении бизнесмена к вершинам престижа, богатства и власти.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных