Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.К.Акимова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ




К истории вопроса. Тесты, традиционно называемые «тестами интел­лекта», берут свое начало от ранних шкал Бинэ—Симона. Это шкалы (1905, 1908 и 1911) были созданы французскими учеными Бинэ и Симоном для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала (1905) состояла из 30 тес­тов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диапазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рассуждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интел­лекта. Во второй шкале (1908) количество тестов было увеличено и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. В ка­честве показателя использовался умственный возраст, или умственный уро­вень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся.

Среди многих переводов и адаптации шкал Бинэ—Симона наиболее жизнеспособным оказался один из американских вариантов — Стэнфор-дская редакция.

Тесты Стэнфорд—Бинэ. Первый вариант редакции, подготовленный Терменом и его коллегами по Стэнфордскому университету в 1916 г., внес так много изменений и добавлений в первоисточник, что в сущности пред­ставлял собой новую шкалу. Именно в этом варианте был впервые ис­пользован коэффициент интеллектуальности (IQ) или отношение между умственным и хронологическим возрастом. Третья редакция Стэнфорд-ской шкалы (1960) применяется и в настоящее время. Рассмотрим основ­ные ее черты.

Тесты в ней сгруппированы по возрастным уровням: начиная с 2 лет до 5 они расположены с полугодовыми интервалами; для возрастов от 5 до 14 лет — годовые интервалы; оставшиеся уровни обозначены как сред ний взрослый и высший взрослый уровни (1, 2, 3). Интервалы между ними больше, чем один год.

Каждому испытуемому предъявляются только те задания, которые адресованы к его собственному возрастному уровню. Обычно процедура тестирования начинается с заданий, относящихся к более низкому уров­ню, чем ожидаемый умственный возраст испытуемого. Для испытуемого определяют тот уровень, на котором он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется «основным возрастом». Затем тестирование про­должается до тех пор, пока не находят уровень, на котором во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уровень называется «предельным воз­растом». По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Обработка отдельных тестов шкалы Стэнфорд—Бинэ происходит по принципу «все или ничего». В руководстве для каждого теста устанавли­вается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Умственный возраст субъекта в шкалах Стэнфорд—Бинэ находится путем приписывания ему «основного возраста» и добавления к этому возрасту нескольких месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше базального уровня. Большинство тестов Стэн­форд—Бинэ непригодны для взрослых, так как характер заданий не по­зволяет достичь потолка возрастного уровня.

Диагностическое значение любого психологического теста зависит от того, насколько он удовлетворяет некоторым общим требованиям. Первое из них — стандартизация.

Стандартизация. В первоначальном определении психологический тест был назван стандартизированным измерением. Стандартизация оз­начает единообразие процедуры проведения и оценки результатов теста. Стандартизация включает разработку точных инструкций относительно ис­пользуемых материалов, ограничения времени, формулирования устных инструкций испытуемому, указания, касающиеся предварительных предъяв­лений теста, способов трактовки вопросов со стороны испытуемого и другие детали проведения теста. Другим важным этапом в стандартизации теста является установление «нормы».

Норма — это нормальное или среднее выполнение. В процессе стан­дартизации тест проводится на большой репрезентативной выборке испы­туемых того типа, для которого он предназначен. Эта группа называется «стандартизированной выборкой» и служит для установления норм.

Другое требование к тесту — надежность.

Надежность. Надежность теста есть постоянство оценок, получен­ных одним и тем же индивидом при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Существуют разные типы надежности. Надежность может быть проверена в отношении колебаний во времени, какой-либо специфической выборки заданий или моделей по­ведения, составляющих тест, роли разных экспериментаторов и других ас­пектов тестовой ситуации.

Валидность. Самый главный вопрос, задаваемый в отношении пси­хологического теста, касается его валидности, т.е. степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять.

Проблема валидности тестов Стэнфорд—Бинэ решается с разных сто­рон. Изучение заданий, предлагаемых в тестах, дает некоторую информацию в отношении их валидности. Содержание этих заданий расположено в диа­пазоне от простого манипулирования до абстрактного рассуждения. По мнению А.Анастази (1972) можно утверждать, что Стэнфордская шкала валидна по содержанию, поскольку все изучаемые в ней функции «реле­вантны тому, что обычно рассматривается как "ум"».

Валидность, обозначаемая как «релевантность внешнему критерию», определяется главным образом путем корреляций умственного уровня, полученного по шкале, с разнообразными показателями школьных дости­жений. Большинство этих корреляций согласно литературным данным расположены в диапазоне от 0,40 до 0,75. Оценки по Стэнфордской шка­ле довольно высоко коррелируют также с обучаемостью в высших учеб­ных заведениях (0,40—0,70).

Шкала Стэнфорд—Бинэ в течение многих лет служила единствен­ным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллек­туальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а не показателем по опре­деленному тесту.

К вопросу о стабильности IQ. Причиной такого ошибочного понима­ния IQ была и относительная стабильность его при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени. Можно назвать по крайней мере две основные причины такой относитель­ной стабильности.

Во-первых, это относительная стабильность окружающей среды, в которой живут испытуемые. Во-вторых, умения и навыки, полученные на ранних этапах развития, не только сохраняются, но и служат предпосыл­ками для последующего обучения. Следовательно, дети с более высоким IQ в дальнейшем будут иметь преимущество перед детьми с низким IQ, так как они больше знают и умеют, а потому в состоянии быстрее и луч­ше обучаться в будущем.

Однако относительная стабильность IQ носит лишь статистический характер. Иначе говоря, лишь в групповых исследованиях могут быть по­лучены достаточно высокие корреляции между повторными испытаниями по шкале Стэнфорд—Бинэ. Изучение же отдельных индивидов обнаружи­вает большие сдвиги показателей IQ, полученных через временные интер­валы. О причинах и характере этих колебаний будет сказано позднее.

Тесты Векслера. Еще один тип индивидуальных интеллектуальных тестов представлен шкалами интеллекта Векслера. Эти шкалы отличают­ся от тестов Стэнфорд—Бинэ некоторыми важными чертами, делающими их похожими по форме на групповые тесты. Другая характерная особен­ность шкал Векслера состоит во введении двух видов методик — вербаль­ных тестов и тестов на «исполнение» (так называют задания невербаль­ного, действенного характера, например, сложить фигуру из частей и т.д.).

Опубликованная в 1955 г. шкала Векслера для взрослых содержит 11 тестов. Шесть из них сгруппированы в вербальную шкалу и пять — в шкалу исполнения. В вербальную шкалу входят задания, требующие ос­ведомленности в некоторых областях знания, задания на понимание (смысла пословиц, поведения в некоторых обстоятельствах и т.д.), ариф­метические задачи (в пределах начальной школы), нахождение сходства, определение словарного запаса, запоминание цифр. Шкала исполнения включает задания на завершение картинок, конструирование блоков (из кубиков), расположение картинок по порядку и некоторые другие.

Примеры заданий






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных