Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А.Анастази ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СВОЙСТВ




Двухфакторная теория. Первой теорией организации свойств, осно­ванной на статистическом анализе показателей тестов, была двухфактор­ная теория, развитая английским психологом Чарльзом Спирманом. В своем первоначальном виде эта теория утверждала, что всякая интеллек­туальная деятельность содержит единый общий фактор, названный гене­ральным, или g, множество специфических, или s-факторов, свойственных только одному виду деятельности. Положительные корреляции между любыми двумя функциями объяснялись наличием фактора g. Чем силь­нее две функции насыщены фактором g, тем выше должны быть корре­ляции между ними. Напротив, наличие специфических факторов должно эти корреляции снижать.

Хотя в этой теории устанавливаются два типа факторов — генераль­ный и специфический, корреляция объясняется только наличием факто­ра g. Поэтому, в отличие от других тео­рий отношений между свойствами, эту теорию более точно назвать однофакторной.

Согласно двухфакторной теории, целью психологического тестиро­вания должно быть измерение g у индивида. Если такой фактор проявля­ется во всех способностях, то его наличие будет единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях, а измерение специфических факторов лишено смысла, поскольку по определению эти факторы действуют только в одной ситуации. Вот почему Ч.Спирман предложил единичный, высоко насыщенный фактором g тест заменить набором разнородных заданий из тестов интеллекта. Он предполагал, что тесты на абстрактные отношения, по всей вероятности, лучше измеряют g. Примерами тестов, разработанных для измерения g, являются «Прогрес­сивные матрицы» Равена и свободные от влияния культуры тесты интел­лекта Кеттелла.

С самого начала Ч.Спирман осознавал, что двухфакторная теория тре­бует уточнения. Если сравниваемые деятельности достаточно похожи, то в какой-то степени их корреляция может быть результатом не только нали­чия фактора g. Поэтому помимо генерального и специфических факторов, вероятно, существует промежуточный тип факторов, не столь универсаль­ный, как g, но и не столь специфичный, как s-факторы. Такой фактор, свойственный только части деятельностей, был назван групповым. В первых вариантах своей теории Ч.Спирман допускал существование весь­ма узких и незначительных групповых факторов. В более поздние исследо­вания некоторых из своих учеников он включил более широкие групповые факторы, такие, как арифметичес­кие, технические и лингвистичес­кие способности. <...>

Модель структуры интел­лекта. Некоторые специалисты по факторному анализу попытались упростить картину взаимоотноше­ний свойств личности, придав им систематический характер. Осно­вываясь на своих более чем 20-лет­них факторно-аналитических иссле­дованиях, Дж.Гилфорд построил кубообразную модель, названную им «моделью структуры интеллек­та (SI) Эта модель, классифицирует свой­ства интеллекта по трем измере­ниям.

Операции — что умеет испытуемый. Сюда относятся познание, па­мять, дивергентная (свойственная творческой активности) продуктивность, конвергентная продуктивность и оценивание.

Содержание — природа материала или информации, на основе кото­рых осуществляются действия. Сюда относятся изобразительный, символи­ческий (буквы, числа), семантический (слова) и поведенческий (информация о других людях, их поведении, способностях, потребностях и т.д.) материал.

Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испы­туемым. Результаты различаются по элементам, классам, отношениям, сис­темам, типам преобразований и делаемым выводам.

Поскольку такая классификация содержит 5x4x6 категорий, т.е. 120 ячеек, то каждой ячейке соответствует по крайней мере один фактор, или способность, некоторые ячейки могут содержать более чем один фактор. Каждый фактор описывается в трех измерениях. В коде, употреб­лявшемся Дж.Гилфордом и его коллегами, каждый фактор описывался в таком порядке: операция, содержание, результаты. Например, известному фактору понимания слов соответствует познание семантических элементов (СТЭ), что лучше всего измеряется словарными тестами. Тест объема памя­ти, построенный на использовании серий упорядоченных букв или чисел, оценивает память на символические элементы (РСЭ). Завершая 20-летнюю программу исследования способностей на основе структурно-интеллекту­альной модели, Дж.Гилфорд и его коллеги идентифицировали 98 из 120 намеченных факторов. Оставшиеся неисследованными ячейки станут пред­метом будущих работ. Алфавитный перечень и краткое описание тестов, разработанных в ходе осуществления 20-летней программы, приведены в книге Дж.Гилфорда и Р.Хопфнера. М.Н.Микер исполь­зовал SI категории для классификации заданий теста Станфорд-Бине и шкал Векслера.

Иерархические теории. Иной была схема структуры факторов, пред­ложенная рядом английских психологов, в том числе С.Бертом, Ф.Верноном и американцем Л.Хамфрейсом. В верши­не иерархии Ф.Верной поместил спирмановский G-фактор. На следующем уровне находятся два обширных групповых фактора, относящихся к вер-бально-образовательным (V: ed) и практико-техническим способностям (k:m). Эти основные факторы можно подразделить: вербально-образовательный на словесный и числовой и другие субфакторы, а практико-техни-ческий на субфакторы технической осведомленности, пространственный и навыков физического труда. Более узкие субфакторы идентифицируются в ходе последующего анализа, скажем, вербальных заданий. На самом ниж­нем уровне иерархии находятся специфические факторы. Подобная иерар­хическая структура напоминает перевернутое генеалогическое дерево, с g- фактором в вершине, s-факторами в основании и постепенно сужающимися групповыми факторами между ними.

Л.Хамфрейс также советует пользоваться иерархической моделью как средством, позволяющим справиться с разрастанием факторов. Он предлагает составителям или пользователям тестов работать на том уровне иерархии, который наиболее соответствует задачам исследования, и не рассматривать более узкие факторы первого порядка как изначаль­ные. Но Л.Хамфрейс при этом понимал, что один и тот же тест в зависи­мости от содержания, метода и других аспектов может быть причислен к разным иерархиям. Он считал, что тест, измеряющий какой-нибудь один аспект, должен быть гетерогенным относительно остальных аспектов рас­смотрения. Если, например, выясняется способность испытуемого решать задачи на аналогии, то тест должен содержать вербальные, числовые, изоб­разительные и пространственные аналогии. Если же измеряется вербаль­ная способность, то задания теста следует сделать разнообразными, вклю­чив в них задания словарные, на аналогии и серии на завершение. Эта методика отличается от той, которой пользовался Дж.Гилфорд, искавший отдельные факторы (и тесты) для каждой однородной ячейки своей трех­мерной классификации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных