Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Х.Е.Трик ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА




Цель данной работы — рассмотреть типичные методы, используемые для исследования креативности. В самом общем виде понятие креативно­сти включает в себя прошлые, сопутствующие и (или) последующие харак­теристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) со­здает что-либо, не существовавшее прежде. Для ясности изложения можно выделить следующие четыре направления исследований: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом.

В первом направлении творчество изучается по его продуктам. Вы­деляются три основные характеристики творческого продукта: количе­ство, качество и значимость. Сторонниками этого подхода являются Мак Ферсон, К.Тейлор, Д.Тейлор и др. Большинство исследователей понима­ют, однако, что продукт не может считаться единственным критерием творчества, тем более, что его оценка проводится экспертами и зависит от их индивидуальных вкусов и суждений. Как показали Тейлор, Смит и Гизелин, среди большого числа выделяемых оценок творческого продук­та лишь немногие имеют непосредственное отношение к творчеству, а остальные характеризуют общую продуктивность работы испытуемых.

Вторым направлением является изучение креативности как процес­са. При этом выделяются различные стадии, уровни и типы творческого мышления.

Исследование стадий творческого процесса было начато Уоллесом и носило описательный характер. Известная схема Уоллеса претерпела впоследствии лишь незначительные модификации.

Изучение уровней креативного процесса тесно связано с психоана­литическим направлением. Фрейд описывал творческий акт как результат сублимации либидозной энергии. В более поздних работах использовались прожективные методики (тест Роршаха и ТАТ), однако данные, полученные в этих исследованиях, не являются достаточно надежными и валидными.

Наиболее распространенным в исследовании креативности как типа мышления является тест отдаленных ассоциаций (RAT), предложенный Медником. RAT является вербальным тестом, созданным на основе разви­ваемой его автором ассоциативной теории творческого процесса. Послед­ний рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Чем более удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения. В своей современной форме тест состоит из 30 словесных «триад», где каждый элемент взят из взаимно удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен установить ассоциативную связь между ними, т.е. найти четвертое слово, которое объединяет независимые прежде элементы в единую систему. Например, слова-стимулы: крыса, голубой, кот­тедж; ответ — сыр.

Надежность данного теста является довольно высокой. Исследова­тели получили высокие корреляции между показателями RAT и эксперт­ными оценками творчества испытуемых. Обнаружена также корреляция между данными RAT и измерениями вербального интеллекта.

Третье направление рассматривает креативность как способность. Одной из первых в этой области была работа Симпсона, который опреде­лил креативность как способность человека отказываться от стереотип ных способов мышления. В последнее время ведущими исследователями в данной области являются Гилфорд и Торранс.

Дж.Гилфорд понимает под креативностью систему качественно раз­личных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта. Гилфорд выделяет 4 основных фактора креативности.

1. Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ас­социации, необычные ответы. Тесты: 1) предлагается некоторый текст, испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему; 2) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого про­сят перечислить всевозможные их последствия.

2. Семантическая гибкость — способность выделить функцию объек­та и предложить его новое использование. Тесты: 1) дается 5 объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему. Например, задание таково: «Разжечь огонь». Объекты: а) авторучка, б) огу­рец, в) карманные часы, г) лампочка, д) шарик. Ответ: карманные часы, так как для достижения цели можно использовать их как увеличительное стек­ло; 2) даются два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.

3. Образная адаптивная гибкость — способность изменить форму сти­мула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломки со спичками, в которых требуется переместить несколько спичек в исходной конфигурации для получения заданной формы; возможны одно или не­сколько решений.

4. Семантическая спонтанная гибкость — способность продуци­ровать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: 1) испытуемый должен предложить все возможные способы при­менения обычных вещей (например, кирпича); 2) испытуемый должен пе­речислить как можно больше объектов, принадлежащих к названному классу.

Тесты Гилфорда коротки (2—10 мин.), они могут применяться в боль­ших группах и являются высокоспецифичными для измеряемых видов спо­собностей. Гилфорд доказал валидность тестов, получив для каждого из них высокий вес соответствующего фактора и минимальную корреляцию с тес­тами, измеряющими другие факторы. Надежность тестов Гилфорда доста­точно высока.

Если Гилфорд понимает творческие способности как некоторые ги­потетические структуры, которые обнаруживаются в форме интеркорреля­ций между шкалами тестов, то Торранс описывает эти способности как реальные различия между людьми. Тем не менее Торранс начал исследо­вание креативности с некоторых тестов Гилфорда и лишь позже разрабо­тал собственную батарею тестов.

Креативностью Торранс называет способность к обостренному воспри­ятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармо­нии и т.д. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиски решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсут­ствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и, наконец, сообщение результатов. Идеальным тестом на креативность будет для Торранса такой, который чувствителен к каждой из операций, входящих в это определение.

Тесты Торранса можно разделить на два типа: вербальные и образ­ные, причем для каждого типа имеются взаимозаменяемые варианты А и В. Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, ориги­нальности и совершенства; вводится также и обобщенная шкала творчес­ких способностей.

Приведем несколько примеров вербальных тестов (вариант А):

1. Тест «Спроси и догадайся» состоит из 3 частей: а) вопросы, б) предположение причин, в) предположение последствий. Общим стиму­лом является рисунок призрачной «эльфоподобной» фигуры, рассматри­вающей свое отражение в пруду. В части (а) испытуемого просят задать по этой картинке как можно больше вопросов, в части (б) он должен при­думать как можно больше причин этого события, а в части (в) — перечис­лить все его возможные последствия. На каждую часть теста устанавли­вается 5-минутный временной лимит.

2. Тест «Совершенствование продуктов». Стимулом является рису­нок надувного игрушечного слона. В инструкции испытуемого просят пред­ложить интересные пути изменения этой игрушки с тем, чтобы детям при­ятнее было с ней играть (10 м ин.).

3. «Необычное употребление» (модификация теста Гилфорда по при­менению кирпича). Стимул — картонные коробочки для карточек. Испы­туемого просят предложить как можно больше необычных способов их при­менения (10 мин.).

4. «Необычные вопросы». Стимул прежний. Испытуемый должен на­писать как можно больше вопросов, касающихся этих коробочек (5 мин.).

5. «Просто предположи». Стимулом является совершенно неправ­доподобная ситуация, например, «представь, что к облакам привязаны ве­ревки, которые опускаются до земли». Испытуемый должен сказать, что из этого может получиться (5 мин.). Во всех тестах испытуемого поощряют заинтересные догадки и оригинальные ответы.

Перечислим теперь три образных теста, на выполнение каждого из которых отводится 10 мин.

1. «Создание картин». Испытуемый должен вырезать овальный ку­сок ярко раскрашенной бумаги, прикрепить его к чистому листу и доба­вить к нему различные линии так, чтобы получилась какая-либо картин­ка. Затем испытуемый должен составить по ней рассказ и озаглавить его.

2. «Дополнение рисунков». В качестве стимула испытуемому пред­лагается 10 «боксов» с неправильными линиями. Он должен завершить эти неполные рисунки так, чтобы получились некоторые оригинальные объек­ты (картинки), и предложить им интересные названия.

3. «Линии». Стимул — 30 пар вертикальных параллельных линий. Испытуемого просят добавить необходимое число линий для получения всевозможных оригинальных объектов.

Проверке валидности тестов Торранса посвящено много работ. Наи­большее количество данных, подтверждающих их валидность, содержат ис­следования, выделяющие эмоциональные и личностные характеристики, связанные с креативностью. Вайсберг и Спрингер провели ранжирование испытуемых по «психиатрическим интервью», сравнив эти данные с ре­зультатами теста Торранса. Оказалось, что испытуемые, высоко креативные по Торрансу, отличаются уверенностью в себе, чувством юмора, повышен­ным вниманием к своему Я. Лонг и Хендерсон (1964) установили на вы­борке из 327 школьников, что высококреативные испытуемые лучше пере­носят состояние неопределенности и способны отстаивать свое мнение при недостатке информации. Вейзер и Дау показали, что утверждения, с помо­щью которых характеризуют себя высококреативные испытуемые (любовь к приключениям, желание выделиться, соперничество, энергичность и т.п.), не разделяются испытуемыми с низкой креативностью.

Исследования по валидности тестов Торранса не являются исчерпы­вающими, но они показывают, что эти тесты позволяют на статистическом уровне значимости выявить характерные особенности творческого мышле­ния. Трудности связаны с отсутствием единого объективного критерия кре­ативности, по которому можно было бы проверять валидность тестов.

Четвертое основное направление в изучении креативности ориенти­руется на исследование личности. Гольдштейн, Роджерс и Маслоу связы­вали творческий процесс с «самоактуализацией». Один из теоретиков экзистенциальной психологии — Мей — указывал, что акт творчества, мо­жет совершаться только в том случае, когда человек полностью поглощен соответствующим видом деятельности.

В рамках этого направления активные эмпирические исследования креативности проводятся Институтом по диагностике и изучению личнос­ти при Калифорнийском университете. Баррон в сотрудничестве с Вельшем сконструировал тест, с помощью которого можно исследовать разли­чия в предпочтении сложных и простых объектов. Стимулом в этом тесте является набор черно-белых чернильных рисунков; испытуемый должен указать, какие из них ему больше нравятся. Предпочтение сложных рисун­ков (неправильных, асимметричных, нечетких) обнаружилось у художни­ков, талантливых научных исследователей, архитекторов, писателей. Бар­рон показал, что такое предпочтение положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой личности: беглостью речи, импульсивно­стью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой интересов.

Особое место занимают исследования мотивационных характеристик творчества (Кэттел; Голлан; Мак Киннон; Мадди). Они подчеркивают необходимость исследования индивидуальных различий в мотивации испы­туемых при выполнении тестов на креативность.

В заключение укажем одну из наиболее важных проблем, возника­ющих при исследовании креативности. Торндайк, Воллах и Коган сфор­мулировали ее так: действительно ли тесты на креативность и тесты на IQ имеют дело с различными сферами познавательных процессов? На ос­нове анализа тестов Гилфорда, Торранса и других Воллах и Коган отве­чают на этот вопрос отрицательно. Они утверждают, что благодаря пря­мому перенесению тех тестовых моделей, которые успешно применялись для исследования интеллекта, классические тесты на креативность не выявляют ничего большего, чем тесты на IQ. В связи с этим они протес­туют против использования единственного критерия для правильного от вета, жестких лимитов времени и атмосферы соревнования при иссле­довании творческих способностей.

Воллах и Коган попытались исправить некоторые из указанных не­достатков. При изучении креативности у 151 школьника они предостав­ляли испытуемым столько времени, сколько им потребуется для полно­го ответа на каждый вопрос; тестирование проводилось в форме игры, в ходе которой соревнование между испытуемыми сводились к минимуму. При этих условиях корреляция между показателями интеллекта и креа­тивности оказалась почти нулевой. Таким образом, для того чтобы тес­ты на креативность затрагивали собственно творчество, условия их вы­полнения должны приближаться к реальным «внетестовым» ситуациям.

Экспериментальное изучение творчества является сравнительно новой областью психологии, и поэтому несколько пессимистичное зак­лючение о современном состоянии дел не мешает нам смотреть в ее будущее с оптимизмом.

 

Темперамент, его психологическое описание и физиологические основы. Понятие и структура индивидуального стиля деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных