Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Динамическая концепция характера




Главное отличие излагаемой нами теории характера от теории Фрей­да заключается в том, что принципиальная основа характера видится не в типах организации либидо, а в специфических типах отношения человека к миру. В процессе жизнедеятельности человек оказывается связанным с миром двояким образом: 1) приобретая и потребляя вещи и 2) устанавли­вая отношения с другими людьми (и с самим собой). Первое я буду назы­вать процессом ассимиляции, а второе — процессом социализации. Обе формы связи являются «открытыми», а не обусловлены инстинктами, как у животных. Человек может получать материальные продукты либо из внешнего источника, либо самостоятельно производя их. Но человек дол­жен приобретать и потреблять определенным образом. Кроме того, человек не может жить один без связи с другими людьми. Он вынужден объеди­няться с другими в целях защиты, работы, сексуального удовлетворения, игр, воспитания детей, для передачи другим людям материального и культур­ного наследия. Более того, ему необходимо вступать в родственные отноше­ния с другими, становясь частью группы. Совершенная изоляция неперено­сима и несовместима с психическим здоровьем. И снова: человек может объединяться с другими людьми различным образом: он может любить или ненавидеть, конкурировать или кооперироваться, он может строить соци­альные системы на основе равенства или авторитета, свободы или угнете­ния; но сама форма его межличностных связей будет определенной, дикту­емой его характером. <...>

Однако характер не только обеспечивает последовательное и «разум­ное» поведение индивида; он одновременно является основой приспособ ления человека к обществу. Характер ребенка формируется характером родителей. Родители и их методы воспитания, в свою очередь, определя­ются социальной структурой общества и культурой. Средняя семья есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации к семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем. У него формируется такой характер, который делает для него желательными те действия, которые от него требуются, основные черты которого роднят его с большинством людей, принадлежащих к тому же социальному слою, классу или к той же культуре. Тот факт, что большин­ство членов социального класса или культуры разделяют существенные свойства характера, а также то, что можно говорить о «социальном харак­тере» как о характере типичном, свидетельствует о степени влияния со­циальных и культурных моделей на его формирование. Однако мы долж­ны отличать социальный характер от индивидуального, разного для всех людей, даже принадлежащих к общей для них культуре. Эти различия порождены отчасти различиями физической и психической ориентации личностей родителей, отчасти окружающей средой, в которой ребенок рос. Но они порождены также и различиями в конституциональной организа­ции индивидов, в особенности их темпераментов. Генетически формирова­ние индивидуального характера определяется наложением жизненного опыта, индивидуального и социального, на темперамент и физическую конституцию. Окружающая среда никогда не может быть одинаковой для двух разных людей, ибо различия в конституции определяют и более или менее различные способы поведения в одинаковой для обоих окружаю­щей среде, т.е. определяют разный жизненный опыт, приобретаемый в одинаковых условиях. Простые привычки, которые не укоренены в ха­рактере, а проявляются в результате индивидуального приспособления к культурным моделям, могут легко изменяться под влиянием новых со­циальных моделей. Кроме того, если поведение существенным образом определяется характером человека, то измениться оно может только при коренных изменениях в самом характере.

Ниже проанализированы отличия непродуктивных видов ори­ентации от продуктивной ориентации. Следует заметить, что названные виды ориентации есть своего рода «идеальные типы», а вовсе не являются описанием конкретного характера того или иного индивида. Далее, хотя в дидактических целях эти типы ориентации излагаются отдельно, но в дей­ствительности — и это надо иметь в виду — характер каждого человека есть по существу смесь либо всех типов, либо некоторых из них, но всегда какой-то один тип оказывается ведущим. И наконец, я хотел бы предуп­редить, что в описании непродуктивных ориентации я привожу лишь нега тивные стороны, тогда как их положительные свойства будут кратко описаы в конце главы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных