Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Католическая этика труда




Прежде всего, укажем различия православного религиозного сознания и католического. Для первого свойственно сосредоточение внимания на абсолютном и конечном, на последних судьбах мира, на эсхатологии. Оно имеет характер "не от мира сего" и тяготеет к созерцательности и возвышению над грешной землей.

Для последнего присуще в более значительной степени внимание к чисто земным проблемам, всему тому, что можно считать "относительным и средним" - культуре и цивилизации. Для католицизма свойственно и созерцание жизни, и не противопоставлен "практический дух", "практичность", стремление проникнуть в гущу повседневной жизни.

Католицизм сосредотачивается на человеческом как в человеке и обществе, так и в Богочеловеке - Иисусе Христе (католицизм вглядывается в Иисуса как совершенного Человека, уделяя особое внимание не Его Воскрешению и Славе как Сына Божия, а его земной, человеческой жизни, полной унижений и страданий. Не случайно такое явление как стигматы встречается только у католиков).

Относительно этики труда в католицизме отметим, что здесь роль трудовой деятельности в деле спасения и ее место в жизни человека связывается с нахождением с нахождением его в определенной группе (возрастной, сословной, профессиональной и т. п.), с определенным положением к миру (мирянин или священник), с уровнем образования и "духовным возрастом".

Специфичны существующие в католицизме иерархии моральных требований, которые разделены на обязательные "заповеди" и "советы", которые лишь желательны для исполнения; градуирование грехов (семь смертных и множество простительных), добродетелей, заслуг и добрых дел. Все это способствует восприятию мира и общества как иерархически организованных целостностей.

Подводя итог, обозначим, что вышеизложенные особенности способствовали, с одной стороны, становлению личностного сознания, активности личности и ее совершенствованию, с другой стороны, сковывали развитие личности жестким соотношением ее с сословием, корпорацией, их регламентов, уставов и этикетов.

В то же время, наличие этого морального минимума моральных требований, предъявленных тому или иному сословию, ордену, корпорации не давало личности "опуститься" ниже его, стимулировало личную дисциплину и ответственность.

Основная добродетель католика выводится из верности своему сословию и данной Богом профессии, образу жизни в целом, из добросовестного выполнения своей работы, своих обязанностей, налагаемых принадлежностью к определенному сословию и профессиональной корпорации. Если человек занимается обманом, мошенничеством, недоброкачественно работает, небрежно молится, жестко обращается с подчиненными, то совершает грех, из-за которого обречен на вечные муки или пребывание в чистилище.

По-своему решаются в католицизме проблемы собственности, ценообразования, прибыли, процента на капитал, имущественного неравенства. В отличие от православия, которое не занимается вопросом нравственного санкционирования частной собственности как таковой, католическая церковь разрабатывало учение о частной собственности и всеобщем предназначении благ, ставшее основой определенного отношения к бедности и богатству. В целом можно сказать, что право частной собственности не было абсолютным и неприкосновенным. Оно всегда рассматривалось в более широком контексте - как общее право всех и каждого пользоваться благами всего Творения, и право на частную собственность подчинялось праву всеобщего пользования благами. Собственность приобретается трудом и служит труду. Именно служение собственности труду и определяет в конечном итоге законность как частной, так и общественной, коллективной собственности.

Формулу Блаженного Августина "обладающий излишним владеет чужим" можно определить как основополагающую по отношению к богатству и бедности в католицизме. Но, здесь вопрос решается неоднозначно. Католическая церковь, считая идеалом бедное добровольное положение монашества, никогда не предписывала нищенского состояния всем людям. Это удел немногих, а основная часть приверженцев не должна быть бедной. Главное - это относиться к бедняку как к страдающему брату во Христе, который, более того, стоит ближе к Христу, чем богатый и благополучный. Отсюда, поощряется и возносится в обязанность "хорошего христианина" благотворительность (в дальнейшем эта рекомендация преобразовывается в рекомендательную).

Особенное внимание в католицизме уделяется понятиям "справедливой", "законной" и "несправедливой", "незаконной" цене. Суть справедливости состоит в том, что стоимость товара должна соответствовать природной стоимости изделия, стоимости затраченного на его изготовление труда и, затем впервые введенный Дунсом Скотом элемент прибыль.

Католицизм не обошел своим вниманием и вопросы, связанные с производством денег из денег, то есть, ростовщичество, которое причисляется к разряду самых тяжелых грехов. Интересна одна из трактовок этого греха. Речь идет о том, что ростовщик дает в ссуду деньги и получает их через определенный срок с процентами. Следовательно, он продает только время, которое является Божьим творением, которым владеть может только Бог. Поэтому никто не может торговать временем, отданным на всеобщее достояние. В то же время, беспроцентные ссуды считались делом богоугодным и всячески поощрялись как "ссуды ради чести и добрых дел".

В нашей работе мы не будем затрагивать вопросы, связанные с этикой труда в контексте многочисленных католических монашеских орденов: бенедиктинцев, цистерцианцев, францисканцев, августинцев, иезуитов и множества других, ибо данные проблемы выходят за рамки нашего предмета исследования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных