Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы свержения политических режимов




Если в трудах С.Хантингтона и Зб.Бжезинского изложена методология будущих преобразований политической системы мира, то методы ее реализации систематизированы в трудах директора института им. Альберта Энштейна Джина Шарпа, который считается идеологом «цветных революций».

В 1964 году Дж. Шарп защитил в Оксфордском университете диссертацию по теме «Ненасильственные методы свержения режимов», а затем более 30 лет являлся ведущим специалистом в сфере международных отношений Гарвардского университета. В 1983 году он основал некоммерческую организацию, занимающуюся изучением методов использования ненасильственных действий в конфликтах – институт им. Альберта Энштейна.

Дж. Шарп не только разработал методику «ненасильственного» свержения режимов и опубликовал ее в целой серии работ, но и выступил в качестве консультанта при их реализации в ряде регионов мира, в частности, в Прибалтике в 1990-1991 годах. Его методы использованы при организации всех известных нам «цветных революций», в частности, он считается идеологом «арабской весны». В соответствии с его методикой происходили украинские события 2004-2005 годов. По такому же сценарию было начато развитие событий в Киеве в декабре 2013 года. Аналогичные методы прослеживаются при организации протестных действий в России и Белоруссии.

Джин Шарп финансировал издание украинского перевода книги «От диктатуры к демократии», вышедшей накануне «помаранчевой революции», а его специалисты консультировали участников молодежного движения «Пора!», ставших впоследствии одними из основных участников событий украинской «революции» 2004-2005 годов. Шарп считается идейным вдохновителем движений «Отпор» (Сербия), «Кмара» (Грузия), «КелКел» (Киргизия), «Зубр» (Белоруссия), «Саюдис» (Литва), активно действовавших в период подготовки «цветных революций» в этих странах.

«Сила – в ненасилии» – так можно кратко сформулировать основную идею теории Шарпа.

В статье «Теория ненасильственной борьбы» Дж. Шарп подчеркивает, что «термин ненасилие в последнее время становится все более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики; без него редко обходятся в политологических дискуссиях, оно все чаще встречается в прессе, в статьях, вышедших по поводу текущих социальных и политических событий»[3].

В книге «От диктатуры к демократии», впервые опубликованной в Бангкоке в 1993 году, Дж. Шарп отмечает, что распространенной ошибкой прошлых кампаний политического неповиновения являлась ставка всего на один или два метода, например, забастовки и массовые демонстрации. На деле же существует множество методов, позволяющих стратегам сопротивления по мере необходимости концентрировать борьбу или распылять ее [4].

Мнение о том, что «силовые действия всегда срабатывают быстро, в то время как ненасильственные средства требуют значительного времени, явно перестало быть справедливым. Хотя может потребоваться немало времени, чтобы изменить глубинную ситуацию и общество, сама борьба против диктатуры с помощью ненасильственных методов иногда протекает сравнительно быстро»[5].

В соответствии с его методикой сопротивление должно быть ненасильственным. "Выбирать ненасильственные действия имеет смысл не просто потому, что это хорошо или приятно, а потому что это более эффективно", – подчеркивает Шарп.

Ненасильственная борьба намного более сложное и разнообразное средство борьбы, чем насилие. Вместо насилия, борьба ведется «психологическим, социальным, экономическим и политическим оружием, применяемым населением и общественными институтами. Такое оружие известно под различными именами протестов, забастовок, отказа в сотрудничестве, бойкотов, выражения недовольства и народного самоуправления»[6].

В основе метода Шарпа лежит принцип, что «власть всегда неоднородна, так как состоит из людей. К тому же сила любой власти основана на послушании народа распоряжениям правящих лидеров, а значит, если народ не подчиняется, лидеры автоматически теряют власть». Суть методик Шарпа сводится к тому, чтобы найти слабые точки режима.

Смена власти должна проходить в три этапа. Первый: акции протеста, распространение выражения "нелегитимность власти". Второй этап: дискредитация силовых структур и государственного аппарата, агитация к саботажу и вредительству. Третий этап: непосредственное свержение власти.

Особую роль в реализации планов по реализации «ненасильственных действий» Джин Шарп отводит планированию по каждому из этапов сопротивления власти.

Дж. Шарп собрал и подробно описал 198 методов ненасильственной борьбы, а также некоторые варианты их взаимодействия. Они разбиты на три группы: протест и убеждение, отказ от сотрудничества и вмешательство. Методы ненасильственного протеста и убеждения в основном включают символические демонстрации, в том числе процессии, марши и пикеты (54 метода). Отказ от сотрудничества разделяется на четыре подкатегории: (а) отказ в социальном сотрудничестве (16 методов), (б) отказ в экономическом сотрудничестве, в том числе, бойкоты (26 методов) и забастовки (23 метода), и отказ в политическом сотрудничестве (38 методов). Ненасильственное вмешательство с использованием психологических, физических, социальных, экономических или политических средств, таких как голодовка, ненасильственная оккупация и параллельное самоуправление (41 метод), образует последнюю группу[2][7]. Жесткой инструкции по их структурированию нет – методы могут быть использованы в любой комбинации в каждой из стран.

Анализ событий, именуемых «цветными революциями» показывает, что там, где они происходят на «линиях разлома», наиболее эффективными являются методы борьбы связанные с акцентуацией цивилизационных противоречий, имеющих отношение к сфере духовной жизни людей, таких как традиции, язык и религия. Наиболее емко это выражено в событиях, происходящих в последние годы в Украине.

Роль неправительственных организаций, средств массовой коммуникации и IT технологий в «цветных революциях»

Можно ли в течение короткого времени разрушить достаточно стабильную политическую систему, имеющую высокие уровни экономического развития и социальных стандартов? Оказывается, да. Примером этому является Ливия.

Для того, чтобы понять, как совершаются подобного рода перевороты, нужно ответить еще на несколько вопросов: «Кому это выгодно?» и «Какие структуры и технологии необходимы для достижения конечной цели?» Ответы на них также можно найти в трудах Дж. Шарпа. Он утверждает, что основные силы борьбы должны действовать в самой стране. По его мнению «одной из характеристик демократического общества является существование множества неправительственных групп и институтов, независимых от государства. Например, сюда входят семьи, религиозные организации, культурные ассоциации, спортивные клубы, экономические институты, профсоюзы, ассоциации студентов, политические партии, деревни, ассоциации по месту жительства, кружки садоводов, правозащитные организации, музыкальные группы, литературные общества и др. Такие органы важны преследованием собственных целей, а также помощью в достижении социальных целей»[8].

В условиях политической системы, имеющей прочные основы демократии, эти организации являются базовыми для формирования гражданского общества. В системах переходного периода, очень часто сползающих к формам правления, не соответствующим понятиям демократии, их деятельность бывает, как правило, серьезно затруднена. Поэтому требуются усилия извне как по их созданию, так и по поддержке их функционирования. Для этих целей в системе западной демократии созданы фонды и специальные правительственные программы, которые под видом пропаганды основ демократии формируют и содержат на территории многих государств «агентов влияния» в виде правозащитных организаций, исследовательских институтов, благотворительных фондов, тренинговых центров, молодежных организаций и т.д.

В работе «От диктатуры к демократии» Дж. Шарп много места уделяет вопросам стратегического планирования при проведении ненасильственных действий по свержению политических режимов. В разделе «Источники надежды» он говорит о том, что многие режимы, в том числе, в Чехословакии, Сальвадоре, Гватемале, Восточной Германии и других странах, были свергнуты в течение незначительного отрезка времени, – от одной до нескольких недель.

Однако при этом он скромно умалчивает о продолжительной, «кропотливой» подготовительной работе, которая велась для реализации этих планов. Через определенное время после свержения очередного режима становится ясно, какие силы были заинтересованы в его дестабилизации и свержении и какие для этого использовались средства и организации.

В современных условиях без разработки четкого плана, формирования и обучения «агентов влияния», а также финансирования их деятельности, достичь серьезных результатов невозможно. Дж. Шарп отмечает, что «степень и само наличие международной помощи стимулируется внутренней борьбой». Явно занижая возможности оказания помощи извне, он говорит о том, что «в качестве скромного дополнения можно приложить усилия на создание негативного по отношению к диктатуре мирового общественного мнения на гуманитарных, этических и религиозных основаниях»[9].

Однако сегодня можно говорить о том, что организация «цветных революций, дело не только затратное для организаторов переворота, поскольку требует серьезных финансовых вливаний, но и достаточно «хлопотное», так как в их подготовке принимает большое количество специально обученных людей. В некоторых случаях для организации переворота (примером этому является Украина) подключаются политтехнологи из разных стран мира. Так, случайно оговорившись, сотрудник госдепа США К.Эштон, неоднократно посещавшая Майдан в конце 2013 – начале 2014 года, назвала сумму в 5 млрд. долларов, выделенную для организации переворота в Украине только лишь американским правительством. Но, по всей видимости, существуют и другие источники финансирования. Если говорить о суммарных затратах по подготовке переворота, совершенного в Украине, то он близок к годовому бюджету некоторых государств мира.

Следует отметить, что при подготовке «цветных революций» идет активная работа с определенными группами людей, которые должны возглавить протестные движения. Для этого за пределами страны создаются специализированные лагеря по подготовке боевиков, а внутри организуются тренинги, на которых формируются группы молодых людей – будущих лидеров протестных движений. События Майдана 2014 года показали не только высокую степень организации системы жизнеобеспечения десятков тысяч людей, мирно выражающих свой протест, но и четко отлаженную и структурированную систему военизированных формирований, способных достаточно успешно противостоять специально обученным силовым структурам власти.

Особое внимание при подготовке «демократических переворотов» или, как их еще называют, «цветных революций», отводится средствам массовой информации и IT технологиям. При поддержке правительственных программ и международных фондов на территории государств, которые включаются в программы «демократических преобразований», создаются «независимые» средства массовой информации, «центры журналистских расследований», реализуются проекты по созданию сайтов и страниц в соцсетях и т.д.

События, происходившие в период «арабской весны» и, особенно, происходящие сегодня в Украине, свидетельствуют о высоком уровне эффективности средств массовой информации и IT технологий в формировании информационных потоков узкой направленности и формировании психологического восприятия этой информации. При этом следует отметить, что группы «информационных агентов влияния» очень часто освещают те или иные события достаточно тенденциозно и необъективно, формируя у значительной части населения искаженное представление о реальных событиях. Это приводит к глубокому разочарованию в профессиональной деятельности журналистов, многие из которых, отрабатывая гранты и прочие материальные блага, вынуждены вводить общество в состояние «зазеркалья».

Сегодня становиться очевидным, что раскол, произошедший в украинском обществе в 2014 году, и особенно итоги крымского референдума, состоявшегося 16 марта, во многом были спровоцированы именно в результате информационной войны.

Таким образом, можно констатировать, что так называемые «цветные революции», являются программой по воздействию на те, или иные политические системы, в основе которой имеются общие методологические и методические основания и приемы, разработанные американскими учеными С. Хантингтоном, Зб. Бжезинским и Дж. Шарпом.

 

 

Список литературы

 

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон.– М.: ООО «Издатель

ство АСТ», 2003. – 603 с.

2. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска / З. Бжезинский. Перевод О. Ю. Уральской. – М.: Междунар. отношения, 1998.

3. Шарп Джин. Теория ненасильственной борьбы» [Электронный ресурс] / Д. Шарп

http://mioritix.tripod.com/civica/sharp1

4. Шарп Джин. От диктатуры к демократии [Электронный ресурс] / Д. Шарп

http://psyfactor.org/lib/sharp.htm

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

 

МЕТОДЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных