Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические рекомендации




«Я»-высказывания — наиболее подходящий способ выразить свои чувства, которые возникают в процессе работы тематических групп по таким вопросам, как выработка уверенности в себе, самоуваже­ние, управление агрессивностью, взаимоотношения, дружба, обще­ние с родителями и учителями, развод родителей, потеря близких. Если вы научите детей «Я»-высказываниям еще в самом начале ра­боты группы, они, скорее всего, и далее будут продолжать исполь­зовать их по мере необходимости. Дети быстро начинают исполь­зовать «Я»-высказывания, поскольку такая форма выражения свои чувств и мыслей находит одобрение у сверстников. Когда дети дос­таточно уверенно овладеют этой техникой, вы можете стимулиро­вать их к тому, чтобы они начали применять «Я»-высказывания в общении за рамками группы.

Ввиду того, что «Я»-высказывание предполагает более незави­симую позицию, чем та, которая характерна для детей дома, постарайтесь выяснить возможную реакцию родителей прежде, чем рекомендовать детям использовать «Я»-высказывания при общении с домашними. Некоторые родители могут прийти в сильное негодование от такой формы общения с собственным ребенком.

Пример

Приведенная ниже последовательность шагов поможет вам научить детей формулировать Я-высказывания. Не забывайте приводить приме­ры ипоощряйте использование Я-высказываний в групповой работе.

Шаг 1

Объясните детям, что мы, когда обижены или разгневаны, зачастую обвиняем в этом партнера и стремимся на него переложить ответственность за наши чувства. Но за наши собственные чувства отве­чаем мы сами, а не кто-то еще. Нередко мы облекаем нашу речь в форму «Ты»-высказываний, например: «Ты сводишь меня с ума сво­ими вечными опозданиями» или «Ты никогда не выключаешь мой видак после того, как посмотришь кассету». Человек таким образом получает информацию о том, что вы расстроены, но вместо того, чтобы побудить его изменить свое поведение, «Ты»-высказывание вызывает гнев или раздражение.

Шаг 2

Спросите детей, какой будет их реакция на следующие утверждения:

Ты опять не закрыл холодильник!

Ты не вынес мусор!

Ты что, еще не кормил собаку?

Ты опять не сделал домашнее задание?

У тебя в комнате опять беспорядок! Вечно ты не можешь убрать за собой!

Шаг З

Подчеркните, что, если мы хотим, чтобы наши негативные пере­живания и мысли были услышаны и тем более нашли какое-то понимание у другого, лучше выражать их в форме «Я»-высказы­ваний. Объясните, что «Я»-высказывания мы используем тогда, когда хотим сообщить кому-то о своих отрицательных эмоциях и рассчитываем, что в результате этого человек изменит свое по­ведение.

Шаг 4

Напишите форму «Я»-высказывания на доске или большом листе бумаги:

Я чувствую__________,когда_________, и я хочу (я считаю) ____.

Например:

Я пришел в раздражение, когда увидел банки из-под газировки и остатки пиццы в твоей комнате, и я хочу, чтобы ты убирал за собой перед тем, как ложиться спать.

Мама очень расстраивается, когда видит, что ты разбрасы­ваешь свою одежду по полу, и я хочу, чтобы ты убирала ее в шкаф, когда снимаешь.

Я очень беспокоилась, когда ты не пришел домой вовремя, и я хочу, чтобы ты или приходил, как обещал, или звонил и предупреждал о том, что задержишься.

Шаг 5

Попросите детей рассказать о ситуациях, в которых они чувствова­ли, например, злость, огорчение или раздражение, и на конкретных примерах покажите, как строятся «Я»-высказывания. Подчеркните, что «Я»-высказывания более предпочтительны, чем «Ты»-высказывания, поскольку учитывают и наши собственные чувства, и чувства остальных.

Шаг 6

После того как вы на примерах покажете, как строить «Я»-высказывания, раздайте детям список ситуаций (вы можете изменить ситуации в соответствии с задачами вашей группы). Помогите детям составить «Я»-высказывания для первых четырех или пяти ситуаций. После этого разбейте их по парам и попросите самостоятельно написать «Я»-высказывания для остальных ситуаций.

Шаг 7

Если время позволяет, дети в парах могут составить «Я»-высказы­вания для своих собственных ситуаций, либо вы можете вместе с группой заняться ролевыми играми с «Я»-высказываниями, в кото­рых будут обыграны ситуации из жизни детей, их друзей, домашних или из школьной жизни.

Составьте «Я»- высказывания:

Ситуация 1

Твой брат одолжил у тебя любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?

Ситуация 2

Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?

Ситуация 3

Твой отец, который живет отдельно от вас, не забрал тебя к себе в субботу, хотя обещал. Что ты скажешь отцу?

Ситуация 4

Твой лучший друг/подруга назначил(а) свидание твоей(му) де­вочке/мальчику. Что ты скажешь другу/подруге?

Ситуация 5

Мама уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?

Ситуация 6

Тренер сказал, что ты недостаточно серьезно тренируешься, и он отчисляет тебя из команды. Что ты скажешь тренеру?

Ситуация 7

Руководитель оркестра посчитал, что ты устроил беспорядок в музыкальной комнате, и наказал тебя. Что ты скажешь руково­дителю?

Ситуация 8

Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вырвала из него все страницы. Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь своей сестренке?

Ситуация 9

Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?

Ситуация 10

Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?

Ситуация 11

Твой старший брат приходит из школы раньше тебя и всегда съедает все сладости, которые мама оставляет вам обоим. Что ты скажешь брату?

Ситуация 12

Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке 2 часа, но он так и не пришел. Вы пропустили концерт и не помогли ему подготовиться. Что вы скажете своему другу?

***

В любой ситуации, в частности связанной с давлением, нарушением наших границ у нас, как правило, есть три варианта реагирования: пассивное, агрессивное и самоутверждающее (ответственное).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных