Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Необыкновенные человечки




 

 

 

Незнайка

 

Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные человечки расположились напротив.

– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.

Тут полям наскучило стоять прижавшись друг к другу, и они снова разбежались по углам.

То-то вновь была работа человечкам ловить озорные поля.

 

Советы родителям

 

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:

– из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков;

– начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски;

– вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке;

– раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным); – правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;

– найти белые и черные шахматные поля на рисунке (рис.: комната, в ней спрятаны 8 светлых и 8 темных клеток);

– найти клетки, расположенные в шахматном порядке, на рисунке (рис.: перекресток, черно-белые клетки видны на такси, переходе, одежде, стене дома, чемодане, газете, кепке, книге, аптечке, кубике, части тротуара, инвентаре киномеханика, шахматной доске, которую несет под мышкой мальчик). Покажите ребенку центр – четыре поля в середине шахматной доски. Объясните, что шахматных противников по-другому называют партнерами.

 

Глава 3

Белая ладья

 

– Теперь, братцы, я буду учить вас играть, – сказал Незнайка.

– А я и так знаю, как в шахматы играют. Вот так! – закричал Пиноккио и поставил на шахматной доске друг на дружку две черные ладьи, две белые ладьи и белого ферзя.

 

 

– Вот и не так, – сказал Незнайка. – Каждый противник играет только своими фигурами. Один – светлыми фигурами – белыми, другой – темными фигурами – черными.

 

♔♕♖♖♗♗♘♘

♙♙♙♙♙♙♙♙

♚♛♜♜♝♝♞♞

♟♟♟♟♟♟♟♟

 

И играют противники совсем не так, фигуру на фигуру ставить нельзя. Их ставят на клеточки. Одну фигуру можно поставить посередине только одной клеточки. Вот поставим на шахматную доску белую ладью. В шахматах противники по очереди делают ходы – двигают свои фигуры с клетки на клетку по особым правилам. Посмотрите, как ходит ладья. Она ходит только по линиям – прямым дорожкам доски: влево, вправо, вперед и назад. За один ход ладья может пройти на любую клетку своей линии, – и Незнайка стал двигать белую ладью, показывая все ходы, которые она может сделать из этого положения:

– Теперь сами потренируйтесь, – сказал Незнайка.

Дюймовочка робко взялась за белую ладью и толкнула ее через две клетки влево. Вот так:

Затем ход белой ладьей сделал Пиноккио. Он по двинул ее в угол. Вот так:

А Чиполлино переместил белую ладью в правый угол. Вот так:

Долго ходили человечки белой ладьей по шахматной доске, побывали на всех ее полях.

Необыкновенным человечкам очень понравилось учиться играть в шахматы, но больше всех радовался Незнайка – ведь он был учителем.

 

Советы родителям

 

Ребенок познакомился с терминами белые, черные, линия, ход, начал осваивать ход ладьи.

Читая малышу текст сказки, руководствуйтесь принципом посильности, разрешите ребенку передвигать белую ладью за Пиноккио, Дюймовочку, Чиполлино. Если ребенок еще не может правильно перемещать ладью за персонажей сказки, показывайте ходы ладьи сами и просите малыша повторять за вами. Детям старше 5 лет можно объяснить, что линии бывают вертикальные (черно-белые дорожки, которые проходят от одного противника к другому) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо). Добавьте, что по-другому вертикальные линии называют вертикалями, а горизонтальные линии – горизонталями. Практика показывает, что ребенку, не достигшему пятилетнего возраста, трудно устойчиво отличать горизонталь от вертикали, выговаривать и запоминать эти слова. Предложите малышу: – из кубиков двух цветов выложить линию. Хорошо, если грани кубиков в размер полей вашей шахматной доски, тогда кубики можно разместить на шахматной доске; – раскрасить в клетчатой тетради дорожку – «линию»; – начертить «линию» мелом на асфальте.

Для изучения возможностей ладьи поиграйте с ребенком в следующие дидактические игры:

«На одну клетку». Делайте с ребенком по очереди ходы белой ладьей, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребенка ставить ладью аккуратно в середину клетки.

«Через клетку». В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.

«Через две клетки». А здесь вы по очереди ходите ладьей через два поля.

«Большой прыжок». Проводится аналогично предыдущим играм, но ладья перемещается через 3, 4, 5, 6 полей. Рекомендуется для занятий с детьми старше 4,5 лет. «Поворот». После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьей совершает в перпендикулярном направлении, «поворачивает» белой ладьей.

«Задача направления». Расположитесь с ребенком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которое она пойдет. Например: «Налево на одно поле». Ребенок делает этот ход и дает задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребенок, соответствует его возрасту, т. е. 3 года – три поля и т. д. Эта дидактическая игра очень важна и для подготовки ребенка к школе.

«Туда-сюда». Сделайте какой-нибудь ход белой ладьей. Ребенку надо вернуться ладьей назад, на исходное поле. Потом поменяйтесь ролями.

«Длинный ход». Попросите малыша сделать ход ладьей из какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.

«По всем углам». Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьей по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.

Если ребенку трудно осваивать ход ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, все время соскакивает ладьей на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем такие фрагменты: две клетки на две, две на три, две на четыре, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов можно и разрезав картонную доску (например, выпускаемую полиграфической фабрикой[2]«Малыш»).

Условимся называть доску восемь на восемь клеток «большой» доской, а фрагменты шахматной доски – «маленькими» досками. Поиграйте с ребенком в дидактические игры «На одну клетку», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «По всем углам» и на маленьких досках. Когда малыш овладеет ходом ладьи, переходите к чтению четвертой главы.

 

* * *

 

Идея фрагментирования игральной доски для начального обучения ряду игр, в том числе и игре в шахматы, подробно раскрыта в следующих заявках на изобретения: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Устройство для обучения игре в шахматы», заявка № 4336153/12 от 30 ноября 1987 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Способ формирования игрового поля шахматной доски», заявка № 4370451/12 от 30 ноября 1987 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Устройство доски для обучения игре в шахматы», заявка № 4434069/12 от 11 мая 1988 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Способ формирования фрагментов игрового поля шахматной доски», заявка № 4435554/12 от 11 мая 1988 г. В последующих главах методика первоначального обучения с использованием фрагментов шахматной доски будет достаточно полно описана.

 

Глава 4

Бить или не бить?

 

– А как ходит черная ладья? – спросила Дюймовочка.

– Тоже по линиям, как и белая ладья, – объяснил Незнайка. – Дaвайте поставим на шахматную доску и белую ладью, и черную ладью. Если сейчас ход черных, то черная ладья может пойти вперед, назад, направо, налево. Перепрыгнуть через белую ладью ей нельзя. Но черная ладья может побить белую и занять ее клетку. Сбитую фигуру убираем с доски, больше в игре она не участвует.

– Вот здорово – побить, – обрадовался Пиноккио. – Я буду бить, я! – Он с такой силой ударил черной ладьей по белой, что белая ладья отлетела в самый угол комнаты.

На освободившееся поле Пиноккио с довольным видом поставил черную ладью.

– Что ты наделал! Ей же больно! – закричала Дюймовочка, бережно подняла белую ладью и погладила ее.

– В шахматах бьют совсем не так, – огорченно сказал Незнайка. – Фигуру противника аккуратно снимают с шахматной доски, а свою фигуру ставят на ее место.

– А если бы был ход белых, то белая ладья тоже могла бы побить черную? – спросил Гурвинек.

– Конечно, – сказал Незнайка, вернул фигуры на место и только собрался побить белой ладьей черную, как Пиноккио снова закричал:

– Я буду бить, я!

Но необыкновенные человечки так строго посмотрели на Пиноккио, что он покраснел и сказал:

– Пусть Дюймовочка побьет.

– А теперь, братцы, поиграйте друг с другом ладьями. Кто побьет ладью противника, тот и выиграл.

Первыми за шахматную доску сели Петрушка и Чиполлино. Они поставили ладьи в противоположные углы шахматной доски и начали играть.

Петрушка поднял над доской белую ладью и переставил ее вперед, через всю доску в угол напротив.

Чиполлино заметил ошибку Петрушки и сразу же побил своей черной ладьей белую.

– Тьфу ты, Петрушка. Нет у тебя способностей к шахматам! Ну разве можно подставлять свою ладью под бой? Надо внимательно смотреть, чтобы твою фигуру не побили, – покачал головой Незнайка.

– Я просто не в тот угол ладьей пошел, – оправдывался Петрушка. – ♗aвайте вернем фигуры обратно. Белую и черную ладьи снова поставили на шахматную доску, и Петрушка пошел белой ладьей в другой угол.

Чиполлино хихикнул и опять побил белую ладью.

– Опять победил Чиполлино, – сказал Незнайка.

Потом сыграли Мурзилка и Щелкунчик. Они играли не торопясь, долго раздумывая над каждым ходом, выбирая такие ходы, чтобы их ладья не попала под бой ладьи противника. И игра закончилась вничью – никто ни у кого ладью не побил.

– Теперь играют Пиноккио и Дюймовочка, – сказал Незнайка. – У Пиноккио будет одна белая ладья, а у Дюймовочки – две черные, – и Незнайка поставил на шахматной доске такое положение:

– Кто побьет все ладьи противника, тот и выиграл, – объяснил Незнайка.

– Ха-ха-ха! Выиграю я, умненький-благоразумненький! – засмеялся Пиноккио и, не раздумывая, побил черную ладью.

Дюймовочка улыбнулась и побила своей черной ладьей белую ладью Пиноккио.

– Победа Дюймовочки, – сказал Незнайка. – Думать надо, Пиноккио, думать. Нельзя было бить черную ладью, надо было отойти своей ладьей из-под боя, и Дюймовочка ни за что бы тебя не обыграла. Ты мог пойти, например, вот так:

– А я думал, бить в шахматах обязательно, – удивился Пиноккио.

– Нет, – объяснил Незнайка. – Можно бить, можно и не бить. Надо искать лучший ход.

 

Советы родителям

 

Четвертая глава – одна из важнейших в книге. Ребенок учится выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит под боем, не подставлять свою ладью под удар вашей.

На первой стадии обучения ребенок осваивает ход и взятие каждой из фигур, сражается с вами ограниченным числом фигур. Рекомендуем игру «на уничтожение»: ребенок играет одной-двумя белыми фигурами, вы – одной-дву-мя черными фигурами. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. В этих элементарных дидактических играх малыш прочувствует силу и слабость каждой фигуры в единоборстве с аналогичными и другими фигурами, уловит, что «умеет», а чего «не умеет» каждая конкретная фигура.

Поудобнее расположитесь за шахматной доской или шахматным столиком и сразитесь с ребенком в дидактической игре «Ладья против ладьи». Поставьте в противоположные углы шахматной доски белую и черную ладьи. Цель игры: побить ладью противника. Очевидно, что при аккуратной игре выиграть никому не удастся – достаточно не ставить свою ладью на линию, где расположена ладья партнера. Простота подобного единоборства обманчива, не торопите ребенка – это его «боевое крещение». Следите за тем, чтобы малыш правильно выполнял ход ладьи (не перескакивал ею на соседнюю линию) и не ставил свою ладью под удар вашей. Не исключено, что вначале малыш будет часто подставлять свою ладью под бой. Не сердитесь на него, терпеливо поправляйте и задавайте наводящий вопрос: «Не возьму ли я здесь твою ладью?». «Ошибайтесь» сами, ставя свою ладью под удар ладьи малыша. Если ребенок не заметит вашей «ошибки», заострите на ней его внимание.

Первые победы доставляют ребенку большое удовольствие, прибавляют желания учиться играть в шахматы. Вам не один раз придется проводить с малышом подобные учебные игры-партии, пусть они проходят примерно по такой же схеме.

Особенность игры «Ладья против ладьи» в том, что ни одна из ладей не может напасть на ладью противника – ведь она сама окажется под боем и будет побита. Поэтому выиграть тут можно лишь при грубой ошибке партнера. Когда ребенок сможет сносно сражаться ладьей против ладьи, введите в игру еще одну черную ладью и разыграйте положение, в котором Пиноккио проиграл Дюймовочке. Малыш играет и начинает белой ладьей, вы владеете двумя черными ладьями. Ребенок должен сообразить, что нельзя бить защищенную ладью, ведь тогда вы побьете его единственную ладью и игра окончится. Против двух ладей ребенку играть гораздо труднее – в этом случае легче подставить под бой свою ладью.

Когда малыш приобретет навык и в подобной игре, сыграйте двумя ладьями против двух. Обратите внимание ребенка на то, что здесь иногда можно ставить одну из ладей под бой, если она защищена другой ладьей. Ведь тогда вы побьете ладью ребенка, он – вашу, и у вас останется по одной боевой единице. Это размен. Объясните малышу, что если никто из вас не побьет все фигуры противника, то это ничья – никто не выиграл, никто не проиграл. До возраста четырех с половиной лет дети уверенно разыгрывают на большой доске, как правило, лишь двухладейные положения. Поэтому не журите малыша и не считайте его неспособным, если он часто будет ошибаться в четырехладейных позициях. Умение координировать действия фигур приходит с возрастом и опытом. Более эффективна на этой стадии обучения игра на фрагментах шахматной доски. Игру «Ладья против ладьи» можно сделать достаточно зрелищной, если вы с ребенком примете на себя роли белой и черной ладьи и поиграете, например, на клетчатом паркете, ограничив поле боя участком две клетки на две, две на три и т. д. Или нарисуете фрагменты шахматной доски мелом на асфальте.

Для игры с детьми 3,5 лет можно предложить начальные положения 1–21:

Как известно, любую шахматную позицию или партию можно записать с помощью шахматной нотации. Поля большой шахматной доски обозначаются по горизонтали буквами латинского алфавита – a, b, c, d, e, f, g, h, а по вертикали арабскими цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Шахматные фигуры обозначаются так: король – Кр или ♔, ферзь – Ф или , ладья – Л или , слон – С или , конь – К или . При записи шахматной партии пешки не обозначаются. При записи хода краткой шахматной нотацией (которой мы будем пользоваться) вначале указывается порядковый номер хода, который отделяется от самого хода для белых точкой, а для черных – тремя точками. При ходе белых и ответе черных номер указывается только для белых. После порядкового номера хода и точки указывается обозначение фигуры, делающей ход (кроме пешек), и поле, на которое она пошла. Например: 1.е4 ♘с6. Если производится взятие, то между обозначением фигуры и полем, на котором она бьет, ставится двоеточие (кроме взятия пешкой). Например: 25.♗:е6 ♕:b2. При взятии пешкой указывается вертикаль, с которой пешка пошла, и вертикаль, на которую она попала. Например: 35.abcb. Кроме того, сильный ход обозначается! очень сильный ход – !!, слабый ход –? грубая ошибка – ??, любой ход – . Вернемся к нашим дидактическим позициям. Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. При точной игре противников белые выигрывают в позициях 1–10, 13, 14, 17–19, а в остальных положениях шахматные сражения заканчиваются ничьей. В четырех первых положениях белые выигрывают в один ход, сразу побив черную ладью. В четырех следующих позициях белые одерживают победу в два хода. Сначала они берут любую черную ладью, а вторым ходом – оставшуюся. В позиции 9 сразу решает 1.♖:аЗ, а в 10 – 1.♖:b2. В положении 11 к ничьей ведет 1.♖а З ♖b1 2.♖а2 ♖bЗ 3.♖а1 ♖b2 4.♖а З ♖b1 и т. д., а в 12 1.♖b2! и дальнейшее уклонение от размена. В двух следующих положениях в один ход выигрывает 1.♖:а4. В 15 для ничьей достаточно и 1.♖а2, и 1.♖а З, а в 16 и 1.♖b1, и 1.♖b4. В положениях 17–19 белые сразу бьют черную ладью, а в двух последних позициях при точной игре – ничья. В 20 можно играть 1.♖b1 или 1.♖с2, а в 21 нельзя играть 1.♖a1 или 1.♖d4.

Занятия с детьми 4,5 лет желательно разнообразить положениями 22–32:

В позиции 22 выигрывает только 1.♖:b2. Особенность следующих двух положений в том, что начинающая сторона проигрывает. Положения призваны активизировать мысль ребенка, заставить его призадуматься и сказать: «Ты начинай!» В положении 25 ничью дает только 1.♖а2 и дальнейшее уклонение от размена ладьями. Позиции 26 и 27 решаются одним ходом 1.♖:bЗ. В 28 надо играть 1.♖а4, а затем располагать ладью на неатакованных полях вертикали «а». Это гарантирует ничью. В позиции 29 быстрее всего выигрывает 1.♖с1 или 1.♖сЗ – важно ограничить подвижность черной ладьи, а не играть прямолинейно на размен (любопытно, что данная позиция предлагалась для разыгрывания детям 9–10 лет, которые затрачивали на поиски путей к победе гораздо больше времени, обычно начиная так: 1.♖1а2 ♖b1 2.♖а1 ♖b2 3.♖За2 ♖bЗ и т. д.). В три хода выигрывают белые в позиции 30 после хода любой ладьей на «а2» или «b1».

Чтобы достичь ничьей в положении 31, надо вначале сыграть 1.♖а4 и затем аккуратно подбирать места остановок белой ладьи. В последнем положении сразу выигрывает 1.♖:а4.

Дидактическую игру с детьми 5,5 лет целесообразно дополнить разыгрыванием положений 33–40:

В позиции 33 выигрывает лишь 1.♖3:а2! (так как на «а2» могут побить обе белые ладьи, указываем, что сюда перешла ладья с третьей горизонтали), в положении 34 – 1.♖а: аЗ (на «а3» бьет белая ладья с вертикали «а»), в положении 35 – 1.♖:аЗ. В 36 белые берут верх после 1.♖а: а4 или 1.♖b: b1. В трех следующих положениях выигрывает тонкий отказ от взятия: 37 – 1.♖a1, 38 – 1.♖с2!, 39 – 1.♖а1!, и черным приходится отдать свои ладьи. В позиции 40 белые проигрывают, сопротивление можно лишь чуть продлить после 1.♖b2 (любой ладьей). Игра на маленьких досках имеет свои закономерности. Так, при своем первом ходе белые, имея две ладьи против одной, всегда выигрывают только на фрагментах «две на две клетки» и «три на три клетки» (например, позиции 22, 29, 30). Только на фрагменте «две на две клетки» одна ладья может одолеть две при определенном их взаиморасположении (например, позиции 5, 6).

 

Глава 5

Белый слон

 

На шахматную доску забрался белый слон и попросил Незнайку:

– Расскажи о моем ходе.

Незнайка еще выше задрал нос и уверенно проговорил:

– Шахматные слоны не ходят по тем же дорожкам, что и ладьи. Для слонов сделаны другие дорожки – наискосок. Слоны ходят только по косым дорожкам в любую сторону на любую клетку. Вот смотрите, – и Незнайка показал все ходы слона из центрального положения:

– Теперь я, я, можно? Я понял, – торопливо сказал Пиноккио, схватил белого слона и прыгнул им через две клетки влево вниз. Вот так:

Затем белого слона подняла над шахматной доской Дюймовочка и передвинула его вниз. Вот так:

– А я схожу слоном через пять полей, – сказал Щелкунчик и направил слона вперед.

– А я прыгну слоном через поле, – сказал Петрушка и пошел вот так:

– Смотрите, смотрите! А слон-то ходит только по белым полям? – удивилась Дюймовочка.

– ♗a, этот белый слон ходит лишь по белым полям. А другой белый слон ходит только по черным полям.

– Что-то мне надоело учиться, – вдруг сказал Пиноккио. – Ребята, давайте в салочки поиграем.

– А можно, и мы с вами, – попросили шахматные фигуры.

– Можно! – крикнул Пиноккио. – Ловите меня… И пошла кутерьма!

 

Советы родителям

 

Свои секреты приоткрыл белый шахматный слон. Теперь ребенок должен попрактиковаться в игре белым слоном – очень важно, чтобы он точно передвигался наискосок (по диагонали), не перескакивая на смежные диагонали.

Слово «диагональ» малышу младше пяти лет знать не обязательно. Ребенку старше пяти лет можно объяснить, что самые длинные диагонали из восьми полей называются большими диагоналями. Что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны. Предложите ребенку: – выложить из кубиков косую дорожку – диагональ; – раскрасить в клетчатой тетради черную диагональ из двух, трех, четырех клеток;

– начертить диагональ мелом на асфальте.

Поиграйте на шахматной доске и ее фрагментах в дидактические игры «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «Длинный ход».

 

Глава 6

Слон против слона

 

– Хочу снова учиться! – набегавшись, сказал Пиноккио.

Незнайка обрадовался и продолжил занятие:

– Перепрыгивать через фигуры слоны не могут. Но если, братцы, на пути слона стоит фигура противника, слон может ее побить и занять ее клетку.

На одной косой дорожке Незнайка поставил белого и черного слонов и белым слоном побил черного. Вот так:

– А черные слоны ходят, как и белые? – спросила Дюймовочка.

– Как и белые, – подтвердил Незнайка.

– Тогда при ходе черных черный слон побил бы белого, – сказала Дюймовочка и побила белого слона:

– ♗aвайте скорее слонами поиграем, – поторопил всех Пиноккио.

– Первыми играют: белым слоном – Мурзилка, а черным слоном – Петрушка, – сказал Незнайка и поставил слонов в противоположные черные углы шахматной доски.

Мурзилка поднял белого слона и передвинул его через две клетки. Петрушка засмеялся и побил белого слона. – Я не на то поле пошел, – сказал Мурзилка и переходил по-другому – через 41 одну клетку. Но и тут Петрушка побил белого слона. – Догадался, догадался! – вдруг закричал Мурзилка. Он вернул слонов в углы, дорисовал к шахматной доске еще одну черную клетку и пошел на нее белым слоном. Вот так:

– Тут моего слона не побьют! – воскликнул Мурзилка.

– Нечестно! Нечестно! – загалдели необыкновенные человечки и стерли лишнюю клетку.

– Эх, Мурзилка, Мурзилка! Ты же сам своим первым ходом мог побить черного слона Петрушки и занять его место в углу, – сказала Дюймовочка и показала правильный выигрывающий ход.

– Не догадался вот, – огорчился Мурзилка. Затем Незнайка подозвал к шахматной доске Гурвинека и Щелкунчика и поставил белого слона в правый белый угол, а черного слона в правый черный угол.

Долго играли Гурвинек и Щелкунчик, но никто из них не побил слона противника. Очень они этому удивились.

– Никто, братцы, и не мог выиграть, – усмехнулся Незнайка. – Ведь здесь белый слон ходит только по белым полям, а черный слон – только по черным полям. И ни на одной клетке слонам не встретиться! Так ведь?

 

Советы родителям

 

Настала пора вам сразиться с ребенком слонами. Первый поединок: слон против слона. Можете объяснить малышу, что если белый и черный слоны ходят по клеткам одного и того же цвета, то это одноцветные слоны, а если ваши слоны перемещаются по полям разного цвета, то это разноцветные слоны. Вначале поиграйте на доске восемь на восемь полей одноцветными слонами. Ребенок должен научиться не ставить своего слона под бой, а также бить вашего слона, когда вы «ошибетесь». Затем поиграйте разноцветными слонами. В этой игре выиграть невозможно, ведь эти слоны никогда не могут встретиться на одной клетке. Поиграйте двумя слонами против одного, двумя против двух. Не забудьте и фрагменты шахматной доски.

С детьми 3,5 лет разыграйте начальные положения 1–17:

Малыш играет во всех позициях белыми и начинает. В положениях 1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 15 белые сразу бьют черного слона и выигрывают в один ход. В позициях 3, 4, 8, 11, 16 слоны разноцветные, поэтому там ничья. В 5 белые берут черного слона 1.♗:b2 и также достигают ничьей. Положение 10 разыгрывается так: 1.♗b2 ♗а З2.♗:аЗ. В позиции 14 белые тоже одерживают победу в два хода. Они играют 1.♗b2, и, куда бы ни ступил черный слон, он будет побит. При точной игре в последнем положении – ничья. Например: 1.♗d3! ♗а4 2.♗с4 ♗с2 3.♗а2 и т. д. Дидактическую игру с детьми 4,5 лет рекомендуем дополнить положениями 18–33:

Всего один ход требуется белым, чтобы одержать победу в положениях 18, 19, 22, 27 и 32 – белые бьют черного слона. Как бы ни играли противники в позиции 20, ничьей им не избежать. В позиции 21 выигрывает 1.♗а2! ♗b2 2.♗:b2. Два хода требуются белым для победы и в положении 23, каждым ходом они бьют по черному слону. Длиннее путь к выигрышу в позиции 24: 1.♗аЗ ♗а4 2.♗а2! ♗bЗ 3.♗:bЗ. Такой же механизм выигрыша в положении 25: 1.♗а2 ♗b4 2.♗b2 ♗а З 3.♗:аЗ. Положение 26 выигрывается белыми в 4 хода: 1.♗:bЗ ♗а З 2.♗а2 (или 2.♗а4) ♗b4 3.♗b2 ♗а З 4.♗:аЗ. В 28 первый ход надо сделать чернопольным слоном, а вторым ходом побить черного слона. В положении 29 белые достигают ничьей, играя слоном из угла в угол и обратно. Чтобы победить в положении 30, первый ход следует сделать белопольным слоном. В следующем положении при точной игре – ничья. Например: 1.♗а2! ♗а З 2.♗с4! (но не 2.♗b1 ♗bЗ, и черные выигрывают) ♗с2 3.♗а2 ♗а4 4.♗с4! и т. д. Проигрывают белые, только если неосторожно встанут слоном на поле «b1». Легче добиться ничьей в последней позиции – достаточно не ставить слона под бой. Например: 1.♗а З! ♗а1 2.♗b4 ♗b2 3.♗d2! и т. д.

С детьми 5,5 лет желательно разыграть и позиции 34–40:

В положениях 34 и 35 белые проигрывают. Но в 34 им сразу же приходится отдать слонов, а в 35 сопротивление можно продлить после 1.♗а1 ♗а З2.♗b1 ♗bЗ 3.♗а2 ♗:а2 4.♗b2 ♗:b2. Или 1.♗b1 ♗bЗ 2.♗а1 ♗а З 3.♗b2 ♗:b2 4.♗а2 ♗:а2. В 36 выигрывает 1.♗b2 ♗b1 2.♗bЗ, и черные теряют обоих слонов. В положении 37 решает 1.♗а2 ♗b4 2.♗b2, и снова черные слоны в западне. В два хода одерживают верх белые в позиции 38 1.♗:сЗ ♗а2 2.♗:а2. Или 1… ♗с2 2.♗:с2. В 39 надо играть 1.♗b2, и черный слон теряется. В положении 40 – ничья, даже если один из противников «прозевает» одного из слонов. Тем не менее полезно поупражняться в разыгрывании и этого положения, стремясь не ставить слонов под бой. Лучшие первые ходы: 1.♗а3 или 1.♗d3.

Рассмотрим особенности игры слонами на фрагментах шахматной доски. При своем первом ходе белые, имея двух слонов (безусловно расположенных на полях разного цвета) против одного, всегда выигрывают только на фрагментах «две на две клетки», «две на три клетки» и «две на четыре клетки» (например, в позициях 18, 19, 21, 22, 24, 25). На фрагментах «две на три клетки» и «две на четыре клетки» два белых слона могут иногда уступить двум черным слонам (например, в положениях 34 и 35). Один белый слон в редких случаях может одолеть двух черных.

 

Глава 7

Ладья против слона

 

– А теперь Дюймовочка играет белой ладьей, а Пиноккио – черным слоном, – сказал Незнайка.

Дюймовочка увидела, что черный слон Пиноккио атакует ее белую ладью, и передвинула ее вперед, в дальний угол шахматной доски.

– Караул, на моего слона напали! – всполошился Пиноккио и пошел слоном наискосок через две клетки. Вот так:

Дюймовочка прыгнула ладьей через две клетки назад и опять напала на слона.

А слон Пиноккио исхитрился и сам напал на белую ладью. Вот так:

А белая ладья вырвалась из рук Дюймовочки и напала на черного слона.

А слон на ладью!

А ладья на слона!

Тут уж слону никак на ладью не напасть. Пришлось ему убегать!

И еще долго удивленные человечки смотрели, как гоняются ладья за слоном, а слон за ладьей по всей шахматной доске. Но никто из них никого не побил. Ничья!

– А ладья-то всегда может напасть на слона, а слон не всегда, – заметила Дюймовочка. – Верно! Недаром ладья сильнее слона, – закончил занятие Незнайка.

 

Советы родителям

 

Поиграйте с малышом на шахматной доске «восемь на восемь полей» ладьей против слона и слоном против ладьи. Борьба разнохарактерными фигурами принципиально отличается от борьбы однотипными фигурами. Если при игре однотипными фигурами нельзя нападать на фигуру противника, то в единоборстве ладьи со слоном палитра шахматного сражения гораздо богаче. Тут можно и нужно учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. Рекомендуем обучить малыша такой последовательности выбора хода:

1. Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.

2. Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет, т. е. мы ограничиваем подвижность неприятельской фигуры).

3. Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.

4. Делаем ход.

Самое сложное здесь – научиться ограничивать подвижность фигуры партнера. Это искусство малыш освоит далеко не сразу. При точной игре противников на доске «восемь на восемь полей» ни ладья, ни слон не побьют друг друга. Важно, чтобы ребенок сам прочувствовал, что ладья сильнее слона – у нее больше полей, на которые она может пойти. Из любого поля шахматной доски ладья атакует 14 клеток, а слон из центра – 13, а из угла – лишь 7. Играя против слона, ладья всегда может напасть на него двумя способами – по вертикали либо по горизонтали (конечно, если слон не стоит под боем, тогда ладья его сразу побьет). В то же время слон далеко не всегда может напасть на ладью, ведь ему доступна лишь половина клеток шахматной доски. Если ладья и слон расположены на полях различного цвета, то слон не может напасть на ладью. Поэтому можно объяснить ребенку, что, ставя ладью на поля иного цвета, чем те, по которым перемещается слон, он никогда не подставит ее под бой и не проиграет. Если слон и ладья размещаются на полях одинакового цвета, то слон может атаковать ладью либо одним, либо двумя способами (по двум перпендикулярно расположенным диагоналям). Ладье легче избегать клеток, которые держит под ударом слон. Достаточно или нападать на слона по линиям (когда ладья атакует слона, он ее не побьет), или, как мы сказали ранее, не ставить ладью на белые либо черные поля, по которым ходит слон. Слону же проще угодить под бой ладьи. Играя слоном, надо быть очень внимательными. Отметим, что, когда слон нападает на ладью, она также не может его побить (своим ближайшим ходом).

Когда ребенок 5 лет сам догадается, что ладья сильнее слона, можете объяснить ему, что, если в шахматной партии он выиграет ладью за слона, говорят, что он выиграл качество.

Сразитесь на шахматной доске «восемь на восемь полей» двумя ладьями против слона, ладьей против двух слонов, двумя ладьями против двух слонов. От малыша 3–5 лет трудно ожидать точности в такой игре. В ней без ошибок одного из партнеров не выиграть. Если малыш играет двумя фигурами, то при выборе хода он должен проверять, не стоит ли одна из его фигур под боем.

Гораздо интереснее и полезнее играть ладьей против слона на фрагментах шахматной доски. Вот уж где сразу же заметно преимущество ладьи. Белые, играя ладьей против черного слона и начиная, выиграют на фрагментах «две на две клетки», «две на три клетки», «две на четыре клетки», «три на четыре клетки» любые положения, а на фрагментах «три на три клетки» и «четыре на четыре клетки» – отдельные позиции. Вдоволь наигравшись на фрагментах шахматной доски ладьей против слона и слоном против ладьи, ребенок, как правило, сам делает вывод: «Ладья сильнее». Это очень важная веха начального обучения.

С детьми 3,5 лет рекомендуем разыграть положения 1–20:

Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. В позициях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13–20 белые выигрывают в один ход, забрав черную фигуру. В положении 3 белые играют 1.♖а2 или 1.♖b1 и после 1… ♗а1 берут черного слона 2.♖:а1. В позиции 6 белые каждым ходом бьют по слону – 1.♖:а2 ♗а1 2.♖:а1. В позиции 10 быстрее всего решает 1.♖аЗ ♗а2 2.♖:а2. Аналогично выигрывают белые и в позиции 12: 1.♖аЗ ♗а4 (или 1… ♗а2 2.♖:а2) 2.♖:а4.

Дидактическую игру с малышами 4,5 лет можете дополнить разыгрыванием позиций 21–35:

Всего один ход отделяет белых от победы в положениях 25, 30 – белый слон сразу сбивает черную фигуру. В позиции 26 первым ходом белые уничтожают любого слона, а вторым – оставшегося. В положениях 21, 27, 28, 31 белым не избежать поражения – в них черные ладьи демонстрируют свою убойную силу. В позиции 22 выигрывает только 1.♖:b1, и вторым ходом белые берут черную ладью. В 23 надо играть 1.♖а2 ♗а1 2.♖:а1. А в следующей позиции 1.♖а2 будет грубой ошибкой, ведь черные побьют сначала слона, а потом и ладью. Правильный ход здесь 1.♗а2, и черная ладья в капкане. В положении 29 белая ладья одолевает даже двух черных слонов 1.♖b1, и слоны ловятся. А в схожем положении 32 решает 1.♖а1. Тонко надо сыграть для победы в позиции 33, ведь импульсивно-прямолинейная атака слона путем 1.♖а2 или 1.♖bЗ приведет лишь к ничьей, слон уйдет из-под боя 1… ♗с1, и белым его не поймать. Поэтому надо первым ходом не напасть на слона, а ограничить его подвижность 1.♖с2 или 1.♖b1. И черный слон теряется. Очень полезно для разыгрывания и следующее, 33-е, положение. Часто дети тщетно пытаются поймать слона, гоняясь за ним ладьей по углам так: 1.♖аЗ ♗с2 2.♖с З ♗b1 3.♖с1 ♗а2 4.♖a1 ♗bЗ 5.♖аЗ ♗с2 и т. д. Если ребенок не может добиться победы, объясните ему алгоритм победы – ладьей надо пробраться на центральное поле, и слону некуда отступать. И белые выигрывают в три хода 1.♖b1! ♗а2 (не меняет дела 1… ♗с2) 2.♖b2!!, и черный слон в западне. В положении 35 белые легко добиваются ничьей, избегая слоном атакованных ладьей полей, например: 1.♗с З! ♖bЗ 2.♗а1 ♖b1 3.♗с З! ♖с1 4.♗b2 ♖b1 5.♗с З, и мы вернулись к положению после первого хода белых.

В дополнение к позициям 1–35 с детьми 5,5 лет разыграйте и положения 36–45:

В позиции 36 белые проигрывают: 1.♖:а2 ♖:а2 или 1.♖b1 ♖:b1 (или 1… ♗:b1). В положении 37 1.♗:b2 проигрывает после 1… ♖:b2 и 2… ♖:а2, а 1.♗:а2 гарантирует ничью. В следующей, 37-й, позиции решает 1.♖:а2 ♗а1 2.♖:a1, а в положении 39 – 1.♗:а2! (но не 1.♖:а2 ♖:b1, и белые даже проигрывают!) В позиции 40 следует играть 1.♖а2! ♖b1 2.♗b2, и капкан захлопнулся. В положении 41 выигрывает только 1.♖a1! ♖b2 2.♗а2! Любопытный путь к победе демонстрируют белые в положении на следующей диаграмме: 1.♗b2 ♖а4 2.♖a1! ♖b4 3.♖а2 ♖bЗ 4.♗аЗ! ♖b1 5.♗b2!, и черная ладья проигрывается. Но возможно и 3.♗а З ♖bЗ! (если 3… ♖а4, то 4.♖а2!) 4.♖а2! ♖b1 5.♗b2! Если в позиции 43 белые сыграют 1.♖a1, то они проиграют, как в положении 42 черные. Но после 1.♖b2! белые добиваются ничьей, ведь черным приходится жертвовать слона 1… ♖а4 2.♖:bЗ. После хода 1.♖b2 белые демонстрируют прием, который называется «связка» – черный слон «связан», он не может отойти, потеряется ладья. Используя «связку», белые делают ничью и в позиции 45 – 1.♖а2! Согласованные действия ладьи и слона могут лишить ходов черную ладью в позиции 44 – 1.♖b1 ♖с2 2.♗b2! или 1.♗b2 ♖bЗ (или 1… ♖с2) 2.♖а2, 2.♖b1, и черные должны признать свое поражение.

С особо способными и одаренными детьми рекомендуем разыграть положения 46–59:

В положении 46 нельзя играть 1.♗b2? ♖с2 – белые теряют слона, и дело кончается ничьей. Быстрее всего выигрывает 1.♗а З! ♖bЗ 2.♗b2. В позиции 47 надо играть на «связку» 1.♖аЗ! (1.♗а2? ♗:а2 ведет к ничьей), и теперь совсем плохо для черных 1… ♖с1 из-за 2.♖:bЗ, но у черных есть два хитрых хода 1… ♗а2! и 1… ♖с2! После 1… ♗а2! неожиданно лишь к ничьей приводит 2.♖:а2? ♖b3 (проигрывает 2… ♖с1?? 3.♗с2!) 3.♗с2 ♖сЗ 4.♖b2 ♖аЗ, и черная ладья не ловится! Правильно 2.♖:сЗ!! ♗:b1 3.♖bЗ! и белые выигрывают по известным образцам, заняв ладьей центральное поле. Так же и после 1… ♖с2 нельзя играть 2.♖:bЗ? ♖с1! с ничьей. Надо опять-таки бить ладью 2.♗:с2! ♗:с2 3.♖а2! с победой. В позиции 48 очевидное 1.♗:сЗ? – грубая ошибка. После 1… ♖:b1 белому слону некуда отступить. Но нешаблонное 1.♖с1! ♖:с1 2.♗:с1 ведет к ничьей (как в позиции 35). Есть и более красивый путь к ничьей 1.♗а1! ♖:b1 2.♗:сЗ. Положение 49 – самое любопытное из положений такого рода. Кажется, что поражения белым не избежать. Если 1.♖:bЗ, то 1… ♖:bЗ, и слон ловится. А на 1.♖а2? ♖с1! 2.♖b2! (или 2.♗b2 ♖с2!, и из-за «связки» белые проигрывают) последует точное 2… ♖аЗ! (но не 2… ♖:b2 3.♗:b2 с ничьей), после чего белые теряют слона, а вскоре и ладью. Но спасает очень изящное 1.♖b1!! ♖:b1 2.♗:сЗ. В положении 50 самое точное 1.♖аЗ, и у слона нет ходов, а в позиции 51 – 1.♖a1! ♗с З 2.♖b1! В положении 52 ладья одолевает двух черных слонов 1.♖c1! ♗b4! 2.♖с2 (можно и 2.♖a1 ♗bЗ 3.♖b1 и т. д.) ♗bЗ (или 2… ♗b1) 3.♖b2! Белые напали на обоих слонов, один из них теряется сразу, а второй через несколько ходов. В следующем положении выигрывает 1.♗bЗ! и 2.♖b1! А в позиции 54 решает неожиданное 1.♖с4!! ♖а1 2.♗b2! ♖а2 3.♖b4! В положении 55 самое точное 1.♖аЗ, и слон теряется. Вообще ладья одолеет слона на доске «четыре поля на четыре», только если не допустит его на большую диагональ. Поэтому алгоритм выигрыша в позиции 56 – не пуская слона на диагональ а1–d4, постепенно ограничивать его подвижность: 1.♖с2!! ♗а З 2.♖d2!! (это ключевой ход, ничего не дает 2.♖а2 ♗b4, что приводит к повторению исходной позиции). Теперь черный слон попадает в западню и после 2… ♗b4 3.♖d3!, и после 2… ♗с1 3.♖а2! Тоже изящный выигрыш. В позиции 57 надо бить слона, который стоит на большой диагонали, иначе – ничья. Итак, 1.♖:сЗ! ♗а2 2.♖с13!! И аналогично предыдущему примеру слон ловится после 2… ♗b1 3.♖d2 либо 2… ♗с4 3.♖аЗ. Положение 58 разыгрывается подобно положению 53: 1.♗bЗ! ♖b4 2.♖d3! или 1… ♖аЗ 2.♖b1!, и в обоих случаях черная ладья не имеет ходов. Положение 59 проще: после 1.♗b3 черная ладья проигрывается.

 

Глава 8

Белый ферзь

 

– Самая сильная фигура на шахматной доске – это ферзь. Ферзь может ходить и как ладья, и как слон, – объяснил Незнайка. – Вот смотрите…

Видите, ферзь может пойти по линиям на любое поле: и вверх, и вниз, и направо, и налево. А может и наискосок в любую сторону.

– ♗aвайте поиграем белым ферзем, – предложил Петрушка и передвинул ферзя наискосок в левый дальний угол. Вот так: (см. следующую стр.)

– А я пойду вниз! – сказал Чиполлино и переместил белого ферзя по прямой в левый ближний угол.

– А я по косой! – крикнул Пиноккио и направил ферзя наискосок в противоположный угол шахматной доски. Вот так:

– Что это вы все по углам да по углам, – проворчал Гурвинек, приподнял над доской белого ферзя, перепрыгнул им через две клетки наискосок и остановился в центре. Вот так:

Долго еще метался белый ферзь по шахматной доске. Но он не устал. Белый ферзь очень любил, когда с ним играли.

 

Советы родителям

 

Ход ферзя гораздо более сложен для восприятия ребенка 3–5 лет, чем ходы ладьи и слона. Даже научившись безошибочно передвигать по шахматной доске ладью и слона, трехлетний малыш затрудняется мысленно объединить их возможности в одной фигуре. Поэтому обучению ходу ферзя уделите больше времени, чем обучению ходам ладьи и слона.

Поиграйте на шахматной доске и ее фрагментах в дидактические игры: «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «Длинный ход», а также в такую игру:

«Прямо и наискосок». Ходите по очереди с ребенком ферзем попеременно – то по линиям, то по диагонали. Или задавайте друг другу конкретные направления движения белого ферзя, например говоря: «Прямо», «Налево по прямой», «Направо вниз по диагонали».

 

Глава 9

Черный ферзь

 

– А белый ферзь тоже не перепрыгивает через фигуры? – спросила Дюймовочка.

– Тоже не перепрыгивает, – кивнул Незнайка. – И на одной клетке с другими фигурами ферзь не становится. Но белый ферзь может побить черную фигуру, которая встанет на его пути, – и Незнайка поставил на шахматную доску черного ферзя.

Подумайте, может ли белый ферзь взять черного? – спросил Незнайка. – Если белый ферзь пойдет наискосок, то не сможет, – сказал Чиполлино.

– А если пойдет по линии вниз, то сможет, – обрадовался Петрушка и побил черного ферзя. Вот так:

– А если бы был ход черных, то черный ферзь побил бы белого, – сказала Дюймовочка, вернула прежнее положение и побила черным ферзем белого.

– Так, хорошо, – довольно сказал Незнайка. – А если бы ферзи стояли вот так:

– Тогда бы белый ферзь опять побил черного. Наискосок, – догадался Щелкунчик.

– Или черный ферзь побил бы белого. Наискосок, – сказала Дюймовочка.

– Так, так, так, – согласился Незнайка. – Теперь поиграем белым ферзем против черного. И на шахматной доске расставили такое положение:

– Играют Дюймовочка и Чиполлино, – решил Незнайка.

– Тут трудно играть, – призадумалась Дюймовочка. – Как бы не подставить своего ферзя под бой… А-а, знаю, пойду белым ферзем в дальний черный угол. – ♗a, тут я твоего ферзя побить не смогу, – прошептал Чиполлино и перепрыгнул черным ферзем по прямой через четыре клетки вниз. Вот так:

Долго и аккуратно играли Дюймовочка и Чиполлино и сыграли вничью.

 

Советы родителям

 

Пришла пора вам сразиться с ребенком самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. Как обычно, начните с игры на классической доске ферзем против ферзя: белым против черного. При аккуратной игре этот поединок завершится вничью. Но опыт показывает, что подобная точность для детей 3–4 лет достаточно редка. Как правило, дети раз за разом ставят своего ферзя под бой вашего (чаще просматривается диагональный удар), приводя обучающего в отчаяние. Наберитесь терпения, объясняя ребенку его ошибки.

Гораздо увереннее будет чувствовать себя ребенок при игре ферзями на фрагментах шахматной доски. С детьми 3,5 лет разыграйте положения 1–7:

Во всех приведенных позициях белые первым же ходом бьют черного ферзя.

Кроме положений 1–7 с детьми более старшего возраста разыграйте позиции 8–20:

В один ход выигрывают белые в положениях 11, 12, 15, 16, 18, 19, сразу забирая черного ферзя. А в позиции 8 белым не избежать поражения, т. к. у белого ферзя нет подходящего поля для отхода. В следующем положении выигрывает только 1.♕а2, и черный ферзь в ловушке. Не спастись белым в положении 10. На единственное 1.♕b1 следует 1… ♕аЗ!, и теряется белый ферзь. Очень полезны для разыгрывания положения 13 и 14. В них обе стороны вынуждены делать единственные ходы, чтобы не проиграть. В позиции 13 игра должна протекать таким образом: 1.♕с2! ♕а1! 2.♕bЗ ♕с1 3.♕а2 ♕сЗ 4.♕b1 ♕аЗ, и ферзи вернулись в исходное положение. Аналогично разыгрывается и следующая позиция, но здесь по углам перемещается не черный, а белый ферзь: 1.♕с1 ♕а2 2.♕сЗ ♕b1 3.♕аЗ ♕с2 4.♕а1 ♕bЗ 5.♕с1 ♕а2 с бесконечной круговертью ферзей. Так же вничью при точной игре противников заканчивается борьба в положениях 17 и 20, причем здесь у партнеров больше возможностей для маневрирования ферзями. Так, в позиции 17 после обязательного 1.♕аЗ! черные могут играть 1… ♕с4, на что хорошо и 2.♕а1, и 2.♕b2 (но все же стоит приучать ребенка по возможности занимать своей фигурой центральные поля – это сужает выбор хорошего хода противнику. Ведь после 2.♕а1 черные могут пойти ферзем и на «b3», и на «b4», и на «с2». А после 2.♕b2 у черных остается лишь 2… ♕а4. Это связано с тем, что из центральных полей ферзь контролирует большее число полей. К примеру: на фрагменте шахматной доски «три клетки на четыре» из угловых полей ферзь контролирует всего 7 полей, а из центральных – 9). На 1.♕аЗ черные могут избрать и 1… ♕b1, на что белые ответят 2.♕а4 или 2.♕сЗ и т. д. Многовариантна игра ферзями на фрагменте шахматной доски «четыре клетки на четыре». Уже на первом ходу белые могут выбирать между 1.♕с1 и 1.♕d4 (позиция 20). Например: 1.♕с1 ♕а2 2.♕сЗ ♕b1 3.♕с4 ♕b2 с ничьей. Лишь на фрагменте «две клетки на две» белый ферзь всегда одолеет черного, а вот на фрагментах «две клетки на три» и «две клетки на четыре» может и проиграть (позиции 8 и 10).

 

Глава 10






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных