Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ферзь, король, ладья и слон против пешки




 

– Я вам говорил, что пешка самая слабая фигура… пока не превратится в ферзя. Сейчас вы поиграете пешкой против других фигур и сами увидите, кто сильнее. Вот первое положение, – проговорил Незнайка и поставил на шахматную доску белого ферзя и черную пешку.

– Чур, я играю ферзем, я! – закричал неугомонный Пиноккио. – Ишь, хитрый какой! Всем хочется ферзем играть! – возмутился Чиполлино.

А Гурвинек согласился с Пиноккио:

– Лaдно, я пешкой поиграю.

Пиноккио обрадовался и махнул ферзем через пять полей наискосок. Не заметил Пиноккио, что встал белый ферзь под бой черной пешки. Усмехнулся Гурвинек, побил черной пешкой белого ферзя. Наискосок. И превратил черную пешку в черного ферзя. Проиграл Пиноккио. – Эх ты, «я, я», – передразнил Незнайка Пиноккио. – Ты же мог и вправду выиграть. У тебя было целых четыре хода, которые выигрывали.

– Один ход я знаю, – догадался Петрушка. – Белому ферзю надо пойти вниз по прямой и встать в ближний правый угол доски. Тогда черная пешка Гурвинека пойдет вниз и превратится, например, в черного ферзя. И белый ферзь побьет черного ферзя. По прямой. По первой линии. Вот.

– А можно и по-другому, – предложил Щелкунчик. – Белый ферзь пойдет вверх, в правый дальний угол шахматной доски, – сказал он, – а когда черная пешка превратится в ферзя, белый ферзь побьет черного. Наискосок.

– А я знаю, как еще, – запрыгал Пиноккио. – Можно белым ферзем пойти налево по прямой на одно поле. Черная пешка станет черным ферзем, и белый ферзь побьет черного. Тоже наискосок.

– И я знаю хороший ход, – сказала Дюймовочка. – Белый ферзь прыгнет налево по прямой через шесть полей. И потом побьет черного ферзя. По линии.

– Молодцы, – похвалил Незнайка. – Теперь новое положение, ладья против пешки, разыграют Мурзилка и Петрушка. Мурзилка играет белой ладьей, а Петрушка – черной пешкой. Начинай, Мурзилка. Мурзилка взялся за белую ладью и передвинул ее через всю доску вниз, на первую линию. Это была ошибка. Петрушка черной пешкой наискосок побил белую ладью и превратил пешку в черного ферзя. Выиграл Петрушка.

– Можно, я еще раз сыграю? По-другому? – спросил Мурзилка, вернул фигуры назад и передвинул белую ладью на одно поле – в левый дальний угол.

Петрушка почесал затылок, пошел черной пешкой вниз и превратил ее в черного ферзя. Настал ход Мурзилки, и он белой ладьей побил черного ферзя. По прямой. Выиграл Мурзилка. Потом за шахматную доску сели Чиполлино и Щелкунчик. Чиполлино взял себе белого короля, а Щелкунчик – черную пешку. Положение было вот такое:

Сначала Чиполлино решил напасть белым королем на черную пешку так: пойти на одно поле налево. По прямой. Но вовремя заметил, что тогда черная пешка пойдет вниз и превратится в черного ферзя. И – берегись, король!

– Нет, я пойду не так, – прошептал Чиполлино и передвинул короля наискосок вниз. На одно поле налево.

Щелкунчик вздохнул, пошел пешкой вниз и превратил ее в черного ферзя.

Но белый король Чиполлино отважно побил черного ферзя. Наискосок. Победил Чиполлино. За шахматную доску сели Дюймовочка и Гурвинек.

Дюймовочке выпало играть белым слоном, а Гурвинеку – черной пешкой.

Дюймовочка на секунду задумалась и пошла белым слоном наискосок вниз на одно поле.

Гурвинек покачал головой – хода у пешки не было. Перекрыл белый слон ходы черной пешке. Выиграла Дюймовочка.

 

Советы родителям

 

Трудно пешке сражаться против иных фигур на шахматной доске «восемь на восемь клеток», причем чем дальше находится пешка от поля превращения, тем она слабее.

Разыграйте с ребенком следующие положения на 64-клеточной доске:

1. В этом положении ферзю достаточно взять под контроль поле превращения черной пешки «а1», чтобы одержать победу. Для этого у белых есть приятный выбор между 1.♕а8, 1.♕а7, 1.♕а6, 1.♕b2 (но не 1.♕b1?? из-за 1 …ab), 1.♕ g7 и 1.♕h1. Черным приходится играть 1…а1 ♕, и белые забирают черного ферзя ходом 2.♕:а1.

2. Это редчайший случай, когда пешка оказывается сильнее ферзя, да и то лишь потому, что она забирает его первым же ходом 1.сb!

3. Здесь выигрывает только 1.♖с З с1 ♕2.♖:с1.

4. Тут множество путей к победе. Но самый быстрый – один: 1.♖b5!b6 2.♖:b6.

5. И здесь белым победить легко. Быстрее всего к цели ведет 1.♖е8! е5 2.♖:е5.

6. К победе ведет только 1.♗ d 5! а2 2.♗:а2. Если на первом ходу слон передвигается на другое поле, то черная пешка успешно проскакивает в ферзи, и партия завершается вничью.

7. Выигрывает лишь 1.♗е З с1 ♕2.♗:с1.

8. Черную пешку одолеть совсем просто. Например: 1.♗b7 а5 2.♗с6 а4 3.♗:а4. Но белые могут и не бить черную пешку, а только лишить ее подвижности: 1.♗с6 а6 2.♗е8 а5 3.♗а4. Все же хочется еще раз повторить – при прочих равных условиях лучше бить неприятельскую пешку, чем лишать ее подвижности.

9. В этом положении грубой ошибкой было бы 1.♔b7??, ведь после 1…а5! королю не догнать пешку. Правильно 1.♔с6 или 1.♔d6. Например: 1.♔с6 а5 2.♔b5 а4 3.♔:а4.

Очень полезной представляется игра пешками против других фигур на фрагментах шахматной доски.

Рекомендуем разыграть с детьми 3,5 лет положения 1–14:

В положении 1 белые выигрывают после 1.а2 ♕ (или 1.а2 ♖). Например: 1… ♖b2 2.♕:b2. В позиции 2 нельзя играть 1.♖а2?? из-за 1…b1 ♕. Но 1.♖ b 1 решает сразу. Маятниковое движение слона обеспечивает победу в положении 3 – 1.♗b2 а1 ♕2.♗:а1. В следующем положении белые выигрывают в один ход, сразу забирая неприятельскую фигуру: 1.bа ♕. В позиции 5 надо играть 1.♖ bЗ!b 1 ♕2.♖:b1, а в позиции 6 – 1.аЗ ♕ ♖b1 2.♕а2 ♖3.♕:bЗ. В положении 7 нельзя играть 1.♗аЗ?? из-за 1…а1 ♕2.♗b2 ♕:b2. Но 1.♗а1! сразу лишает черную пешку подвижности. В следующих двух позициях белые выигрывают в два хода; в положении 8 – путем 1.аЗ ♕ ♗b2 2.♕:b2, а в положении 9 – путем 1.аЗ ♕ ♕а1 (но спасает и другое) 2.♕:а1. В позиции 10 белые ходом 1.♔b2 лишают черную пешку подвижности. В положении 11 выигрывает 1.а2 ♗bЗ2.ab! В следующем положении не проходит 1.♗с2?? а2 2.♗а1 ♕3.♗с2 ♕b2. Правильно 1.♗а2, и у черных нет ходов. В позиции 13 быстрее всего выигрывает 1.bЗ ♕ или 1. bЗ ♗.В последней позиции решает 1.♖с1!, а все остальное проигрывает.

В дополнение к позициям 1–14 с детьми 4,5 лет советуем разыграть и позиции 15–52:

В положениях 15–17 белые проигрывают: в позиции 15 – после 1.b2 ♕ ♗:b2, в позиции 16 белые не имеют ходов, в позиции 17 на 1.а2 ♕ последует 1… ♕:а2. А в следующих трех положениях белые побеждают: в положении 18 – путем 1.♔:b2 а1 ♕2.♔:а1, в положении 19 – путем 1.♔а2b1 ♕2.♔:b1 ♗b2 3.♔:b2, в положении 20 – путем 1.♗:b2 а1 ♕2.♗:а1. А вот ладья в позиции 21 не может справиться с двумя черными пешками – 1.♖:b2 а1 ♕ и теряется. В следующей позиции белая пешка одолевает двух черных слонов: 1.аb♕ ♗а2 2.♕:а2. Разыгрывая положение 23, дети часто берут пешкой слона и проигрывают, так как черная ладья бьет белую фигуру. Правильно 1.а2 ♕! ♖а1 (или 1… ♗а1 2.♕:b1 ♗b2 3.♕:b2) 2.♕:b2! с победой. Положение 24 – самое интересное трехфигурное положение на фрагменте шахматной доски «две клетки на две»: очевидное 1.♖:а2 ведет к поражению после 1…b1 ♕. Чтобы победить, белым надо дважды отказаться от взятия черной ладьи: 1.♖b1! ♖ a1 2.♖:b2! ♖а2 3.♖:а2. Изумительно! Какую бы ладью ни били первым ходом белые в положении 25, поражения им не избежать: 1.аb♕ ♖:b2 или 1.bа ♕ ♖:а2. В положении 26 пешка успевает добраться до поля превращения и там гибнет: 1.b2 ♖b1 2.bЗ ♕ ♖:b З. Такова же судьба у белой пешки и в следующей позиции 1.а2 ♗b2 2.аЗ ♕ ♗:а З.В положении 28 король первым же ходом забирает черную пешку. В позиции 29 белым невыгодно играть 1.♖ b 1?ввиду 1… ♖а2 2.♖b2 ♖:а1! с ничьей. Выигрывает 1.а2! ♖:а2 2.♖:а2. Уникально положение 30 – это единственное положение, где одна белая пешка расправляется с двумя черными ферзями (не считая зеркального отображения и схожих позиций на фрагменте «две клетки на четыре»). После 1.аb♕ теряется и второй черный ферзь. В следующей позиции – несложная ничья: 1.аЗ ♕ (возможно и 1.а З ♖) ♖bЗ 2.♕а2 ♖1b2 3.♕а1 и т. д. В положении 32 надо играть 1.b2 (но не 1.♗b2 ♗:b2) ♗:b 2 2.♗:b2. В позиции 33 в один ход решает 1.♗а1, и обе черные фигуры недвижимы.

В следующей позиции многие дети почему-то предпочитают ошибочное 1.а2?? ♗b2 2.аЗ ♕ ♗:а З З.b2 ♗:b2. К победе же ведет 1.b2 ♗:b22.ab! В положении 35 пешка превращается в ферзя и каждым ходом забирает по черному слону. В следующей позиции решает 1.а2!b2 2.аЗ ♕ (пешка может превратиться и в другую фигуру). В положении 37 выигрывает только 1.b2, и черная ладья в западне. В положении 38 следует продолжать 1.♖аЗ! а1 ♕2.♖ a1 ♗ а2 3.♖:а2, а в положении 39 – 1.♕b1 ♕:а2 2.♕:а2. Не спастись черному ферзю в положении 40. Он ловится после 1.♕аЗ ♕b1 (или 1… ♕:аЗ 2.bа ♕) 2.bЗ ♕. Легкомысленное 1.♕:bЗ? после 1…а1 ♕ приводит белых к поражению в положении 41. Выигрывает только 1.♕b2! а1 ♕2.♕:а1 (как это ни смешно, но выигрывает и 2.♕:bЗ) b 2 3.♕:b2. В позиции 42 нельзя играть 1.♖аЗ? ♕b2 (или 1… ♕b1) 2.♖bЗ ♕:а2, и у ладьи нет удовлетворительного хода. Следует играть 1.аЗ ♕ или 1.а З ♖, и теперь уже черный ферзь оказывается в западне. В положении 43 пешка одолевает черного ферзя: 1.а4 ♕ ♕b1 2.♕аЗ ♕а1 3.♕:а1. В новом положении к ничьей ведет 1.♖b2, так как после 1… ♖а4 белой ладье приходится оставить вторую линию, и черные бьют белую пешку. Выигрывает 1.♖ a1 (этот маневр рекомендуется запомнить: белая ладья становится не сбоку от пешки, а за пешкой, обеспечивая ее движение вперед) 1… ♖а4 2.аЗ! ♖:а З 3.♖:а З.В положении 45 нельзя бить черную ладью, ведь она защищена пешкой. А вот 1.♖ a1! а З (или 1… ♖b4 2.♖а2 ♖3.♖:а4 с ничьей) 2.♖а2 ♖b2 3.♖:а З приводит к ничьей. В положении 46 белые играют 1.а2, и черные лишены ходов. Хотя в позиции 47 у белых лишняя пешка, это не спасает их от поражения. Например: 1.♗а2 ♗:а2 2.bЗ ♕ ♗:bЗ.Или 1.♗с2 ♗:с2 2.bЗ ♕ ♗:bЗ.Поспешное 1.а2 приводит лишь к ничьей в позиции 48: 1… ♗аЗ 2.♗а1 ♗с1 3.♗сЗ ♗а З.Выигрывает 1.♗b2! ♗:b22.ab! В положении 49 нельзя играть 1.b2?? ♕:а1 2.bЗ ♕ ♕с1 с ничьей. Следует играть 1.♕а2! ♕сЗ2:b2 ♕с2 З.bЗ ♕ ♕с1, и теперь, например, 4.♕аb2 решает. В позиции 50 выигрывает 1.♖с1! ♕b2 (не спасает и 1… ♕аЗ 2.сЗ ♕ ♕а2 3.♖а1!) 2.сЗ ♕ ♕а2 3.♖а1. В следующей позиции надо играть 1.♕bЗ ♕с1 2.аЗ ♕, и черный ферзь в западне. В положении 52, чтобы провести пешку в ферзи, белым следует сделать выжидательный ход 1.♖с2! И черная ладья быстро ловится: 1… ♖b1 2.аЗ ♕ или 2.аЗ ♖.

С детьми 5,5 лет разыграйте также и позиции 53–72:

В положении 53 cледует продолжать 1.♖:b1! ♖а1 2.♖:b2! с победой. В позиции 54 выигрывает 1.аb♕ или 1.а b♖.В положении 55 к победе ведет 1.♖b2 ♖а З 2.а2! В позиции 56 после 1.♖b1 ♖а З 2.♖:b2 ♖а1 3.♖ bЗ белые достигают ничьей. Лишь нешаблонная игра поможет белым победить в положении 57: 1.♗b1! ♗а2 2.♗:а2b1 ♕3.♗:b1. Тонкий ход 1.♗b2 решает исход сражения в пользу белых в позиции 58. В следующем положении надо играть 1.♖а1! ♕b2 2.аЗ ♕ или 2.а З ♖с победой. В позиции 60 проигрывает поспешное 1.♕:bЗ? а1 ♕, но 1.♕:а2 приносит успех белым. В позиции 61 дети обычно с радостью забирают ладью 1.♗:аЗ? и проигрывают: 1…а1 ♕2.♗b2 ♕:b2. А ведь в один ход выигрывает 1.♗а1!, и ни одна из черных фигур не может сдвинуться с места. Удивительная позиция! В положении 62 после 1.а4 ♕ ♖b1 следует сделать точный ход 2.♕аЗ!, и ладья не имеет ходов. А вот 2.♕а2? ♖b4 3.♕аЗ ♖b1 4.♕а4 ♖b2 ведет только к ничьей. Ничего не дает белым в положении 63 1.♗а2 ♗а4! 2.♗b1 ♗bЗ.Выигрывает неожиданное 1.а4 ♕!! ♗:а4 2.♗а2 ♗bЗ 3.♗:bЗ.В следующем положении слабо 1.♗:с2? а2 2.♗а1 ♕3.♗с2 ♕b2. Но парадоксальное 1.♗а2! ♗b1 (не меняет дела и 1… ♗bЗ 2.♗:bЗ а2 3.♗:а2) 2.♗:b1 а2 3.♗:а2 ведет к победе. Схоже с положением 64 и положение 65. Выигрывает 1.♗b1!, но не 1.♗:bЗ из-за 1…b1 ♕. В положении 66 плохо играть 1.сЗ ♕? ♖:2.♗а2 ♖ с 2 3.♗b1 ♖b2. Но оригинальное 1.♗а2! гарантирует победу и в варианте 1… ♖:а2 2.сЗ ♕, и в варианте 1… ♖сЗ 2.♗ bЗ!К неожиданному поражению в позиции 67 приводит 1.b2? ввиду 1… ♖b1! 2.bЗ ♕ ♖:bЗ 3.♗с З ♖ З.Ничью обеспечивает только 1.♗b2! В положении 68 к поражению приводит и 1 .b c? ♗ :а1 2.сЗ ♕ ♗:с З,и 1.b2? ♗:b2!2.ab ♗bЗ.Белым следует играть 1.а2! ♗b2 (не лучше и 1… ♗:b1 2.аЗ ♕, и белые ловят обоих слонов) 2:b c, и черный слон беспомощен против белых пешек. В позиции 69 белые играют 1.♗b2, и, как бы черные ни старались, слона и пешку им не побить. Например: 1… ♕bЗ 2.♗а1 ♕аЗ 3.♗b2 ♕а2 4.♗♕b1 5.♗b2 ♕с2 6.♗а З с ничьей. В положении 70 нехорошо 1.♕:bЗ из-за 1…а1 ♕. Плохо и 1.♕с1b2. К победе ведет 1.♕а1b2 (или 1…с2 2.♕b2 а1 ♕3.♕:а1b2 4.♕:b2 с1 ♕5.♕:с1) 2.♕:а2 с2 3.♕:b2 с1 ♕4.♕:с1. В положении 71 слабо 1.♖:с1?bс ♕, что приводит лишь к ничьей, а 1.♕аЗ? ♕а1! совсем плохо для белых. Но вкрадчивый ход 1.♖bЗ!! гарантирует успех. Например: 1…b1b1 ♕2.♕:b1. Или 1… ♕а1 2.♕:b2! В положении 72 выигрывает неочевидное 1.♕сЗ!! ♕b1 2.bЗ ♕! ♕:bЗ 3.♕:bЗ. Дети же часто играют 1.bЗ ♕? (пусть вас не удивляет наличие двух белых ферзей – по шахматным правилам каждая пешка может превратиться в ферзя, но так как в шахматном комплекте есть лишь один белый ферзь, то функции второго обычно выполняет перевернутая белая ладья) 1… ♖:аЗ, и у белого ферзя нет приемлемых полей для отхода. С одаренными детьми можете разыграть и положения 73–81:

В положении 73 незамысловатый ход 1.а2? ведет к тому, что белые фигуры сами себя «закупоривают». После 1… ♖b2 или 1… ♖а1 у белых нет ходов! Так же неудачно и 1.♗а2? из-за 1… ♖:а1 2.♖ bЗ ♖ :а2 с ничьей. Выигрывает жертва слона 1.♖а2! ♖:bЗ 2.♖b2 ♖а З З.а2! ♖:а2 4.♖:а2. Есть изюминка и в положении 74. Здесь плохо продолжать 1.♖:аЗ?b1 ♕2.♖а4 ♕b2!!, и белая ладья в капкане. К ничьей ведет только 1.♖b4!! а2 2.♖:b2 а1 ♕3.♖bЗ!! ♕а4 4.♖b2!! В позиции 75, чтобы победить, надо пожертвовать пешку: 1.♗а1 ♗а З 2.b4 ♕! (ничего не дает 2.♗b2 ввиду 2… ♗b4) ♗:b4 3.♗b2 ♗а З 4.♗:аЗ.В следующем положении нельзя играть 1.♗а З? ♖ а1 2.♗b4 (не лучше и 2.♗b2) ♖ :а2, и белый слон в западне. К победе ведет 1.аЗ!

♖:b 2 2.а4 ♕ ♖b1 3.♕аЗ! (но не 3.♕а2? ♖b4! 4.♕а1 ♖ bЗ! и получается ничья). В положении же 77 непродуманное 1 .♖b 1?проигрывает после 1… ♖b2 2.♖ a1 с2 3.♖с1 ♖а2 4.♖:с2 ♖:с2. Черные могли выиграть и по-другому: 1… ♖а2 2.♖ bЗ (или 2.♖с1 с2!) с2 3.♖с З ♖b 2! 4.♖а З с1 ♕, и белая ладья поймана. Чтобы добиться ничьей, белым уже на первом ходу надо сбоку атаковать черную пешку: 1.♖аЗ!! ♖с1 2.♖ bЗ (возможно и 2.♖а2 с2 3.♖b2 ♖b1 4.♖:с2) ♖ с2! (2…с2 3.♖с З сразу приводит к ничьей) 3.♖а З!(но не 3.♖b1? ♖b2!) ♖ с1 4.♖с2 5.♖с З ♖b 1 6.♖:с2. Очень тонкий ход 1.♖b1!! приносит успех белым в позиции 78. Теперь черных не спасает ни 1…с2 2.♖с1 ♗а2 3.♖:с2 ♗bЗ 4.♖b2, ни 1… ♗а2 2.♖с1 ♗bЗ 3.♖:сЗ ♗а2 4.♖с2 ♗b1 5.♖b2,ни 1… ♗с2 2.♖с1 ♗bЗ3.♖:сЗ ♗а2 4.♖с2 ♗bЗ 5.♖b2.

Вместе с тем остальные первые ходы белых проигрывают: 1.♖с1? с2 2.♖ a1 ♗ а2! 3.♖с1 ♗b1! и 1.♖аЗ? с2!

2.♖ a1 ♗ а2! 3.♖с1 ♗b1! Блистательно побеждают белые в позиции 79: 1.с2 (но не 1.♗а2? ♗с2!!, и выигрывают уже черные) ♗ :с2! (не спасает и 1…а2 2.сb♕! а1 ♕3.♕а2 ♕сЗ 4.♗с2!) 2.♗а2!! (но не 2.♗:с2 а2), и черные теряют и слона, и пешку. В положении 80 проигрывает кажущееся очевидным 1 .bc? из-за 1… ♖сЗ! 2.аЗ ♕ ♖:а З 3.сЗ ♕ ♖:с З.К ничьей ведет 1.b2! с1 ♕! (или 1… ♖:а2 2.bЗ ♕с1 ♕3.♕:а2) 2.bЗ ♕! ♕сЗ! 3.♕b1! ♖:а2 4.♕:а2. Очень красиво! А в позиции 81 следует играть 1.b2 (но не 1.а2 хотя бы из-за 1… ♖:а2 2.bа ♖а З З.с2 ♖! 4.аЗ ♕ ♖:а З 5.сЗ ♕ ♖:с З или 1… ♖:с12:b2 ♖с З З.bс ♕ ♖:с З) 1… ♖аbЗ 2.а2! ♖а З! З.с2, и черные беспомощны. К той же позиции ведет и 1… ♖сbЗ 2.с2! ♖! З.а2!! Изумительное положение!

 

Глава 18

Белый конь

 

– Ты, Незнайка, говорил, что пешка может превращаться в ферзя, ладью, слона или коня. А как ходит конь, мы не знаем, – сказала Дюймовочка.

– Конь – самая хитрая фигура на шахматной доске, – объяснил Незнайка. – Ходит он в любую сторону так: два поля прямо, потом одно поле вбок. Или одно поле прямо, потом два поля вбок. И останавливается конь только на этом третьем поле, когда пойдет вбок. Вот так. – Незнайка поставил белого коня в центр доски и показал все поля, на которые скачет конь.

– Ух ты, здорово конь прыгает, – восхитился Пиноккио. – Дaвайте скорее поиграем конем. Поведем, например, коня из ближнего левого угла в противоположный. Пиноккио поставил коня в левый ближний угол и пошел на два поля вверх по прямой и на одно поле направо. Вот так:

Затем белого коня поднял Петрушка и тоже прыгнул им на два поля вверх и на одно поле вправо. И Чиполлино сыграл белым конем так же: два поля вверх и одно направо. Вот так:

А Дюймовочка скакнула белым конем так: одно поле вперед и два поля направо.

Потом конем завладел Мурзилка.

Он пошел конем на два поля вниз и на одно поле направо. Вот так:

– Ура, я прыгну конем в угол, – обрадовался Щелкунчик и сыграл так: одно поле направо и два поля вверх. В угол. – Вот мы и прискакали белым конем в противоположный угол доски. За шесть ходов, – сказала Дюймовочка.

 

Советы родителям

 

Ход шахматного коня не случайно изучается после ходов остальных фигур. Дело в том, что детям 3–5 лет трудно усвоить прыжки хитроумного скакуна. Например, согласно исследованиям доктора психологических наук Я. А. Пономарева, дети в возрасте первой половины пятого года не могли овладеть ходом коня, а 5-летние хотя и освоили ход коня, но смогли решить далеко не все задачи, связанные с перемещениями коня на шахматной доске. В экспериментах Я. А. Пономарев использовал фрагмент шахматной доски «три клетки на три». В самом простом задании требовалось кратчайшим путем побить неприятельскую пешку (при самых разнообразных положениях белого коня и черной пешки). И вот что выяснилось:

– 5-летние дети не могли четко решить задачи; – дети 6–7 лет успешно решали задачи, перемещая коня по доске, а в отдельных случаях и «в уме» (без передвижения коня по доске), после многочисленных проб и ошибок;

– 8-летние дети оказались способны решить все задания «в уме», не прибегая к пробам и не ошибаясь.

Поэтому советуем не форсировать события при обучении ребенка ходу коня, а исповедовать два принципа: неторопливость и терпение. Хотя опыт обучения детей по нашей методике говорит о том, что оказывается возможным даже детей 3,5 лет обучить ходу коня. Не огорчайтесь, если ребенок все же не освоит этот ход. В таком случае не спешите переходить к изучению дальнейшего материала, лучше еще раз закрепите изученный. Пусть малыш немного повзрослеет и научится более умело оперировать «в мысленном плане». Можете двояко объяснить ребенку передвижения коня. Либо так: «Два поля прямо, одно поле вбок» (или: «Одно поле прямо, два вбок»). Либо так: «Раз, два – прямо, а три – вбок» (или: «Раз – прямо, а два, три – вбок»).

На следующем рисунке цифры «3» показывают все поля, на которые может скакнуть конь из этого положения.

Чтобы ребенку было легче запомнить, как ходит конь, вырежьте из плотной бумаги шаблон хода коня. Вот такой.

Прикладывая этот шаблон к шахматной доске, всегда можно увидеть, куда в состоянии скакнуть конь. Для этого еще одну черную клетку наложите на поле, где стоит шахматный конь, тогда расположение второй черной клетки укажет одно из полей, на которые пойдет конь (шаблон раскрасить с обеих сторон).

Чтобы ребенок мог сразу увидеть все поля, на которые может переместиться конь из того или иного положения, изготовьте другой шаблон.

Черную клетку (сплошную) наложите на поле, на котором расположен конь, тогда штриховые черные клетки окажутся на полях, куда может перейти конь.

А теперь поиграйте с ребенком белым конем, совершая ходы по очереди.

 

Глава 19

Конь против коня

 

– Черный конь скачет по шахматной доске так же, как и белый конь: два поля прямо, одно поле вбок. Или одно поле прямо – два вбок, – объяснил Незнайка. – А бьет конь только на последней, третьей клетке. Когда вбок прыгнет. Вот так. – Незнайка поставил на шахматную доску белого и черного коней и белым конем побил черного.

Потом человечки стали играть. Белого коня взял себе Петрушка и поставил его в левый угол. – Черным конем пусть Пиноккио поиграет, – предложил Незнайка. – Ставь, Пиноккио, своего коня куда хочешь. Пиноккио подумал, подумал и расположил черного коня в центре. Вот так (см. следующую стр.). Петрушка взял белого коня и сыграл им так: два поля вверх, одно поле направо.

– Пропала твоя белая лошадка, – сказал Пиноккио и побил белого коня своим черным: два поля налево, одно поле вниз.

– Плохо я сыграл, – покачал головой Петрушка. – Дaвай вернем коней назад. Я по-другому пойду, – и передвинул белого коня так: одно поле вверх, два поля направо.

– Опять пропала твоя лошадка, – повторил Пиноккио и побил белого коня своим черным конем так: два поля вниз, одно поле налево.

– Опять я проиграл, – огорчился Петрушка, поставил коней, как раньше, и задумался, как же сыграть получше. Но других ходов у белого коня не было. – Вот ведь положение – куда ни пойду, везде моего коня побьют. А Пиноккио был горд, что два раза выиграл. – Теперь конь моя любимая фигура, – сказал он.

Тем временем за шахматную доску сели Дюймовочка и Мурзилка. Дюймовочка погладила белого коня и сказала:

– Я белого коня в угол не поставлю. Он не любит в углу стоять. Вот Петрушка поставил коня в угол и проиграл. А я не хочу проиграть.

Своих коней Дюймовочка и Мурзилка поставили вот так (см. следующую стр.). Задумалась Дюймовочка: опять мало ходов у белого коня. Всего на три поля может скакнуть белый конь. Либо два поля вверх, одно поле направо. Либо два поля направо, одно поле вниз. Либо два поля направо, одно поле вверх.

Пожалела Дюймовочка, что не поставила белого коня в центр. Там ему привольно – скачи в любую сторону. Но играть надо. Стала Дюймовочка думать и себе нашептывать:

– Пойду я белым конем два поля вверх, одно поле направо… Побьет моего коня черный конь? Ох, побьет… Пойду я белым конем два поля направо, одно поле вниз… Побьет моего коня черный конь? Ах, побьет… Пойду я белым конем одно поле вверх, два поля направо… Побьет моего коня черный конь? Нет, не побьет.

Так Дюймовочка и сыграла белым конем: одно поле вверх, два поля направо. Вот так:

– Ходи, Мурзилка, – сказала Дюймовочка. Мурзилка взял черного коня и пошел так: два поля налево, одно поле вниз. Прямо по белому коню попрыгал черный конь и перепрыгнул через него.

– Побил я белого коня или нет? – сам не понял Мурзилка.

– Нетушки, – сказала Дюймовочка. – Ведь Незнайка учил, что конь бьет на третьей клетке… А ты как пошел? Раз: налево! На моего коня. Два: налево! Три: вниз! Только там, на нижней третьей клетке, твой конь и может бить. А белого коня на этой самой клетке-то и нет.

Вдруг белый и черный кони вырвались из рук Мурзилки и Дюймовочки и по очереди заскакали по доске. Вволю наигрались кони!

 

Советы родителям

 

Играть конем против коня ребенку 3–5 лет еще труднее, чем просто ходить конем. Поэтому наберитесь терпения, объясняя малышу его ошибки. На доске «восемь на восемь полей» ребенок будет ошибаться особенно часто: будет подставлять своего коня под бой, а также не замечать, что можно побить вашего коня. Более целесообразным представляется сразиться с вами на фрагментах шахматной доски. Здесь ребенку будет легче: все-таки выбор ходов в данном случае ограничен.

С детьми 3,5 лет разыграйте положения 1–8:

В каждом из этих положений ребенок выигрывает у вас в один ход, побив белым конем черного (другого хода у белого коня просто нет). Кроме позиций 1–8 с детьми 4,5 лет разыграйте и позиции 9–20:

В положениях 9–13 ничья неизбежна: обе стороны вынуждены делать единственные ходы. В позиции 9 – 1.♘bЗ ♘b1 2.♘а1 ♘аЗ 3.♘bЗ ♘b1, в позиции 10 – 1.♘аЗ ♘а1 2.♘b1 ♘bЗ 3.♘аЗ ♘а1, в позиции 11 – 1.♘bЗ ♘аЗ 2.♘а1 ♘b1, в позиции 12 – 1.♘bЗ ♘b2 2.♘а1 ♘а4, в позиции 13 – 1.♘а2 ♘аЗ 2.♘b4 ♘b1. А вот в положениях 14–20 белые выигрывают в один ход, забирая черного коня. Если же в положениях 14–19 первым ходом белые не побьют черного коня, то при дальнейшей точной игре партнеров партии завершаются вничью, причем ребенок застрахован от проигрыша – лишь черный конь может угодить под бой при неточной игре черных. К примеру: если в позиции 14 белые сыграют не 1.♘:bЗ!, а 1.♘с2?, то черным надо играть 1… ♘с1!, а не 1… ♘а1? (из-за 2.♘:а1!). Удивительно положение 20. Здесь сразу выигрывает 1.♘:а1!, но не упускает победы кажущееся нелепым 1.♘d4, ведь куда бы теперь черный конь ни скакнул, он будет побит: 1… ♘с22.♘:с2 или 1… ♘bЗ 2.♘:bЗ. Вместе с тем 1.♘аЗ? или 1.♘b4? после 1… ♘bЗ приведет к ничьей.

С детьми 5,5 лет разыграйте и позиции 21–34:

В положении 21 в один ход выигрывает 1.♘:аЗ, а 1.♘bЗ? ведет к ничьей: 1… ♘:b1 2.♘а1 ♘аЗ. А вот в позиции 22 в один ход решает 1. ♘:bЗ! (но не 1.♘аЗ? ♘:а1 с ничьей). Очень трудным испытанием для детей станет разыгрывание положений 23–25: выиграть белые в них не могут, а ошибиться и проиграть можно очень быстро. Чтобы добиться ничьей, белым коням следует «жаться» к черным, т. е. становиться на соседних клетках по вертикали или горизонтали с черными конями. Так, в позиции 23 проигрывает 1.♘с2? ♘:с2. К ничьей ведет 1.♘bЗ! Например: 1… ♘с2 2.♘с1! (не 2.♘а1? ♘:а1) ♘а1 3.♘а2! (не 3.♘bЗ? ♘:bЗ) ♘bЗ 4.♘сЗ! (не 4.♘с1? ♘:с1) ♘с1 5.♘b1! (не 5.♘а2? ♘:а2) ♘а2 6.♘аЗ! (не 6.♘сЗ? ♘:сЗ) ♘сЗ 7.♘с2! (не 7.♘b1? ♘:b1) ♘b1 8.♘а1! (не 8.♘аЗ? ♘:аЗ) ♘аЗ, и получилось исходное положение. В приведенном примере и белые, и черные делали лучшие ходы: если бы черные играли по-иному, у белых был бы больший выбор ходов, ведущих к ничьей. Похоже будут развиваться события при точной игре партнеров в позиции 24 – 1.♘сЗ! (но не 1.♘аЗ? из-за 1… ♘:аЗ) ♘аЗ 2.♘а2 (но не 2.♘b1? ♘:b1) ♘b1 3.♘с1!

и т. д. В положении 25 нельзя играть 1.♘bЗ? ♘:bЗ! Правильно 1.♘а2! ♘bЗ, и получается положение после третьего хода черных в позиции 23. В позиции 26 сразу решает 1.♘:а1! Слабо было бы 1.♘а2? или 1.♘b1?, что после 1… ♘:с2 привело бы только к ничьей. А вот ход 1.♘аЗ тоже приведет к победе, но окольным путем (например: 1… ♘bЗ! 2.♘а2 ♘а1! 3.♘с1!!, и черный конь должен встать под бой одного из белых коней). В позиции 27 проигрывает 1.♘b4? ♘:b4. Правильно 1.♘сЗ или 1.♘с1, и на каждый ход черных белому коню следует становиться на соседней клетке с черным конем. В положении 28 нельзя играть 1.♘сЗ? ♘:сЗ, а надо – 1.♘аЗ! с ничьей при точной игре. Равно и в позиции 29 надо играть 1.♘bЗ!, а не 1.♘с2? ♘:с2. Далее возможно 1… ♘а2 2.♘а1! ♘b43.♘bЗ! с ничьей. В положении 30 белым не избежать поражения. Проигрывает и 1.♘bЗ ♘:bЗ, и 1.♘с2 ♘:с2. В позиции 31 ошибкой было бы 1.♘с2? ♘:с2, но если белый конь «прижимается» к черному коню – ничья не за горами. Например: 1.♘bЗ! ♘с2 2.♘с1 ♘а1 3.♘а2 и т. д. В положении 32 из трех первых ходов лишь 1.♘сЗ! сохраняет белого коня и ведет к ничьей. Например: 1… ♘b2 2.♘а2 ♘а4 3.♘b4. В позиции 33 в один ход выигрывает 1.♘:аЗ!, а в позиции 34 к победе ведет и 1.♘:а1, и 1.♘:d4, и черным приходится ставить под бой и второго коня.

С особо одаренными детьми разыграйте также и позиции 35–43:

В положении 35 быстрее всего выигрывает 1.♘bЗ! ♘с1 2.♘:с1 или 1… ♘сЗ 2.♘:сЗ. В позиции 36 к победе ведет 1.♘с2! ♘сЗ 2.♘аЗ ♘а2 3.♘b1, и черный конь в капкане. Выигрывает в 4 хода и 2. ♘с1 ♘b1 3.♘а2! ♘аЗ4.♘:аЗ. В позиции 37 самый быстрый путь к победе таков: 1.♘с2! ♘b1 2.♘а2! ♘сЗ 3.♘:сЗ.

В положении 38 следует играть 1.♘с1! ♘аb1 2.♘с2!!, и черным приходится отдать одного из коней, а вскоре и второго (на фрагменте шахматной доски «три на три клетки» два коня всегда одолевают одного при точной игре партнеров). Очевидное 1.♘:а2 в положении 39 приведет лишь к ничьей после 1… ♘:а2. Выигрывает 1.♘сbЗ! ♘b1 2.♘с2!! В позиции 40 решает 1.♘с1!, и черный конь в ловушке. В позиции 41 быстрее всего к цели ведет 1.♘а2!! ♘с4 (или 1… ♘b1 2.♘с2!) 2.♘с2!! ♘b2 3.♘аЗ ♘а4 4.♘с4! или 3.♘сЗ ♘с4 4. ♘а4! Очень сложны для разыгрывания положения 42 и 43. В позиции 42 к победе ведет 1.♘аЗ!! и 1.♘b4!! Если после 1.♘аЗ черные сыграют 1… ♘а1, то ходом 2.♘с1! белые отнимут у черного скакуна все поля отхода. Так же и на любой иной первый ход черных белые займут конем поле «с1» с победой. Подобным образом выигрывают белые после 1.♘b4. На любой ответ черных белые переводят коня на поле «d2», и не позднее третьего хода черный конь теряется. Например: 1.♘b4!! ♘с1 2.♘d2! ♘а23.♘:а2. Вместе с тем, если на первом ходу белые играют по-другому, то при исключительно точной игре черные могут достичь ничьей. Например: 1.♘сЗ? ♘с1!! (но не 1… ♘а1? 2.♘d2!! ♘с2 3.♘а2!! и 4.♘b4!, и черный конь в капкане; так же белые выигрывают и после 1… ♘d4? 2.♘d2 ♘с2 3.♘а2!! – запомните это положение: при ходе белых здесь ничья, но ход черных, и черные проигрывают) 2.♘d2 ♘d3 3.♘а2 ♘b2! 4.♘b4 ♘а4 5.♘с4 ♘сЗ 6.♘d2 ♘а4 7.♘bЗ ♘сЗ 8.♘d2 ♘а4 9.♘b1 ♘b2 с ничьей. Или 1.♘b2? ♘d2!! (при другом ходе черных решает 2.♘с1, 3.♘с4, 4.♘аЗ) 2.♘сЗ ♘bЗ, и белым не выиграть. Если ребенок хорошо прочувствует положение 42, то он сможет найти путь к ничьей в положении 43. Там проигрывает 1.♘с1? ♘:с1 и 1.♘сЗ? ♘с1 (ключевое положение), и теперь, как бы белые ни играли, черные делают ход 2… ♘а2!! и выигрывают. Надо играть 1.♘b4!! с ничьей. Например: 1… ♘с1 2.♘с2! ♘а2 3.♘а1 ♘сЗ 4.♘с2 ♘а2 5.♘а1 ♘b4 6.♘bЗ.

Как можно убедиться, играя конями на фрагментах шахматной доски, если белые имеют двух коней против одного коня черных и начинают, то они всегда выигрывают на фрагменте «три поля на четыре» (например: позиции 40, 41) и фрагменте «три поля на три» (тут, однако, есть одно ограничение – ни один из белых коней не должен стоять на клетке «b2», ведь с этого поля конь не может сделать ни одного хода). А вот на фрагменте «четыре поля на четыре» один белый конь может иногда одолеть двух черных скакунов (например, в положении 34). Можно привести и более курьезные положения. Посмотрите, к примеру, такое:

Здесь белые не могут сделать ни одного хода и поэтому проигрывают!

 

Глава 20






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных