Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Король и пешка против коня




 

Незнайка неторопливо расставил на шахматной доске новое положение.

– Гурвинек играет белым королем, а Мурзилка – черным конем, – сказал Незнайка.

Гурвинек тотчас напал белым королем на черного коня. Направо вверх. Наискосок.

Глаза у Мурзилки разбежались. И сюда можно конем скакнуть, и туда. Приподнял Мурзилка черного коня над шахматной доской и поставил его в угол. Два прыжка направо и один вверх.

Только этого и ждал Гурвинек. Передвинул он белого короля направо по прямой. На одно поле. Вот так:

Попался черный конь. Не выбраться ему из угла. Куда ни пойди, везде побьет его белый король. Проиграл Мурзилка. – Учу я вас, учу, что плохо коня в угол ставить. Поэтому и проигрываете, – ворчал Незнайка. – Не пошел бы ты, Мурзилка, конем в угол, нипочем бы король коня не догнал.

– Всем-то конь проигрывает, – удивлялся Пиноккио. – А еще был моей любимой фигурой! Дaйте мне белую пешку. Я пешкой черного коня обыграю. Проведу пешку в ферзи и побью коня.

Незнайка усмехнулся и поставил на доске такое положение:

– А кто будет со мной играть? – спросил Пиноккио.

– Я сам сыграю черным конем, – усмехнулся Незнайка.

– Подумаешь, испугал, – фыркнул Пиноккио и прыгнул белой пешкой через клетку. Вперед. По прямой.

Незнайка улыбнулся и сыграл черным конем так: два поля вниз, одно поле налево.

И перегородил черный конь дорогу белой пешке.

Нет больше у пешки ни одного хода. Проиграл Пиноккио.

– Лучше я поиграю черным конем, а ты, Незнайка, белой пешкой, – предложил Пиноккио. – Согласен. Только я белую пешку поставлю под бой черного коня, – сказал Незнайка. – Под бой? – удивился Пиноккио. – Ставь, ставь. Незнайка хмыкнул, вернул черного коня назад, а белую пешку поставил вот так:

Тут Незнайка увел белую пешку из-под боя, шагнул ею на одно поле вперед. Вверх. Напала пешка на черного коня. Но конь изловчился и сам напал на пешку. Вот так: два поля вниз, одно поле направо.

А белая пешка опять шагнула вперед, и Пиноккио заметил, что конь не может помешать пешке стать ферзем. На следующем ходу белая пешка превратилась в белого ферзя, и ферзь быстро поймал черного коня. Снова проиграл Пиноккио.

– Как же так? – удивился Пиноккио. – И пешкой я проиграл, и конем проиграл.

– Пешка слаба, но ферзь силен, – загадочно улыбнулся Незнайка.

 

Советы родителям

 

Завершают фигурные поединки на 64-клеточной доске единоборства коня с королем и пешкой.

Разыграйте с ребенком такое положение:

Черный конь расположен очень неудачно, и белые могут добиться победы путем 1.♔с6!! ♘с7 2.♔:с7 или 1… ♘b62.♔:b6. Если бы на первом ходу белые сыграли по-иному, то черным удалось бы спастись. Например: 1.♔а6? ♘с7 2.♔b7 ♘е6, и черного коня не догнать.

Рекомендуем для игры и следующее положение:

Здесь к ничьей ведет только 1.♘аЗ! Например: 1… ♔bЗ 2.♘b5 ♔с4 3.♘с7 ♔с5 4.♘е8. Несложно убедиться, что король может одолеть коня лишь в исключительных случаях – когда конь занимает одно из угловых полей, а король находится в непосредственной близости от коня. Значительно легче бороться коню против пешки, особенно если она далека от поля превращения. Если же пешка близка к полю превращения, то в ряде случаев ей удается проскочить в ферзи, а ферзь, как вы помните, легко одолевает коня, как, например, в такой позиции:

Здесь после 1.с7 пешке удается пробраться в ферзи, и белые выигрывают. Далее может последовать, к примеру: 1… ♘d7 2.с8 ♕ ♘е5!3.f5 ♘с4 4.♕с5 ♘d2 5.♕d5 ♘b1 6.♕d3 ♘аЗ 7.♕:аЗ. А вот в положении:

белые выигрывают в один ход, преграждая ход пешке 1.♘а2! В то же время после 1.♘b1? а2 и 2…а1 ♕ победа придет к черным. Разыграйте с малышом и такое положение: Белый конь находится так далеко от пешки, что, кажется, не успеет ее догнать. Однако точной игрой конь одолевает пешку 1.♘с5! а2 2.♘bЗ а1 ♕3.♘:а1!

Как вы уже убедились, ребенку трудно на доске «восемь на восемь полей» сражаться конем против и короля, и пешки. Несколько легче его задача на фрагментах шахматной доски. С детьми 3,5 лет разыграйте положения 1–6:

В положениях 1–5 белый конь легко расправляется с черными фигурами – достаточно по правилам передвигать коня. В положении 1 белые выигрывают посредством 1.♘bЗ а1 ♕2.♘:а1. Если бы в положении 2 у черных не было пешки, то они бы победили, но именно наличие этой пешки парадоксальным образом губит черных: 1.♘а1 ♖ bЗ (вынужденно) 2.♘:bЗ а1 ♕3.♘:а1. На ход дольше сопротивляются черные в позиции 3 – 1.♘аЗb1 ♕2.♘:b1b2 3.♘аЗb1 ♕4.♘:b1. Ребенок с удовольствием побьет обоих черных ферзей. В положении 4 выигрывает 1.♘а1 аЗ 2.♘bЗ а2 3.♘а1. В один ход выигрывают белые в положении 5 – 1.♘а1, и ни одна из черных фигур не может сдвинуться с места. К такому же результату приводит в позиции 6 ход 1.аЗ. Результат борьбы не изменится, если к исходному положению добавить черного слона на «а1» и черную ладью на «b1». Удивительно, но факт!

С детьми 4,5 лет разыграйте и положения 7–25:

В позиции 7 пешка оказывается сильнее коня 1.а2 ♘а1 2.аЗ ♕ (не дает выигрыша только 2.аЗ ♘) ♘bЗ 3.♕:bЗ. А вот в позиции 8 побеждает конь: 1.а2 ♘b1 2.аЗ ♕ ♘:аЗ. И в положении 9 успех приходит к черным: 1.♘bЗb1 ♕ (самое простое) 2.♘а1 ♕:а1. В положении 10 белые выигрывают в два хода: 1.♔а2 (или 1.♔b2) ♘b1 2.♔:b1. В позиции 11 конь беспомощен в борьбе с королем: 1.♘bЗ ♔а2 (или 1… ♔b2) 2.♘а1 ♔:а1. В следующем положении ошибкой явилось бы 1.♘а1 ♘:b1 с ничьей. Выигрывает 1.b2! ♘b1 2.♘а1 ♘аЗ З.bа ♕. В позиции 13 белым несложно добиться ничьей: 1.♘а1 ♘b1 2.♘bЗ ♘аЗ 3.♘а1 ♘b1. От того, какая из пешек сделает первый ход в положении 14, зависит результат партии: 1.а2? проигрывает после 1… ♘:b1 2.аЗ ♕ ♘:аЗ, а вот 1.b2! выигрывает, например, 1… ♘b1 2.bЗ ♕ ♘аЗ 3.♕:аЗ. В следующем положении надо играть 1.♘bЗ! (но не 1.b2? a b) а22:ba. В позиции 16 к победе ведет 1.♗b2 ♘b1, и теперь пешка превращается в любую фигуру, а потом 3.♗:аЗ. В положении 17 решает 1.♔b2. Например: 1… ♘b1 2.♔:b1 ♗а2 3.♔:а2. В позиции 18 король умело расправляется с конем и ладьей 1.♔а2 ♖b12.♔:аЗ ♖а1 3.♔b2! В положении 19 в два хода выигрывает и 1.♔b2, и 1.♔b1. Не удается совладать с белой пешкой черному коню в позиции 20 – 1.а2 ♘а1 2.аЗ ♘bЗ 3.а4 ♕ ♘а14.♕:а1. В положении 21 белым приходится ставить коня под бой 1.♘bЗab. В положении 22 правильно 1.bЗ! (но не 1.а2? ♘:b2) ♘b22.ab! За белыми победа и в новом положении: 1.bЗ! (не 1.♘bЗ? ♗:bЗ) ♗:bЗ 2.♘:bЗ. В положении 24 белые выигрывают после 1.а2 ♘а1 (или 1… ♘с1 2.аЗ ♕ ♘bЗ 3.♕:bЗ) 2.аЗ ♕ ♘с2 3.♕b2 (самое простое). В позиции 25 быстрее всего к победе ведет 1.♔b2!

С детьми 5,5 лет разыграйте и позиции 26–48:

В положении 26 выигрывает 1.b2! ♖а2 (или 2… ♖:а1 З.bЗ ♕) 2.bЗ ♕! ♖:а1 3.♕b2, и ладья в ловушке. В позиции 27 очевидное 1.♘bЗ проигрывает после 1… ♗b2 2.♘а1 ♗:а1 З.b2 ♗:b2. Но, жертвуя на первом ходу пешку, белые сводят партию к ничьей: 1.b2! ♗:b2 2.♘bЗ ♗а З 3.♘а1 ♗b2 4.♘bЗ. В положении 28 поспешное 1.аЗ? парадоксальным образом приводит белых к поражению, так как ходом 1… ♘а4 черные замуровывают фигуры противника! Правильно 1.♘аЗ ♘а4 2.♘b1 ♘b2 3.♘аЗ с ничьей. В следующем положении белые побеждают: 1.♔b1 а2 2.♔а1. В позиции 30 белые выигрывают в два хода: 1.♘сЗ!b2 2.♘b1! А вот 1.♘с1? привело бы белых к поражению из-за 1…b22.♘а2b1 ♕3.♘сЗ ♕b2. В положении 31 белые проводят пешку в ферзи и побеждают: 1.b2! (но не 1 .ba? ♘:а2) ♘b12.bЗ ♕, и черные беззащитны. В позиции 32 точной игрой белые одолевают две черные фигуры: 1.♘b1! ♖с З 2.♘:сЗb1 ♕3. ♘:b1. Удивительная позиция. В положении 33 после 1.а2 ничто не может помешать белым провести пешку в ферзи и одержать победу. Например: 1… ♘а1 2.аЗ ♕ ♘bЗ! 3.♕b2 ♘а1 4.♕:а1 ♗bЗ 5.♕b2 ♗а26.♕:а2. Успешно сражается с черными конями белый король в положении 34. После 1.♔b2 черные кони гибнут один за другим. Например: 1… ♘аb1 2.♔с2 ♘аЗ 3.♔:сЗ ♘b1 4.♔b2 ♘сЗ 5.♔:сЗ. Одолевает король и слона с конем в позиции 35: 1.♔b1 ♘bЗ 2.♔а2! ♘а1 3.♔:а1 ♗с1 4.♔а2! В положении 36 самое точное 1.♔с2, и черный конь в капкане. В позиции 37 белые могут лишь продлить сопротивление путем 1.♘с2 ♔bЗ 2.♘а1 ♔b2 3.♘bЗ ♔:bЗ. В положении 38 надо играть 1.♘а2 (но не 1.♘bЗ a b) а З, теперь конь делает любой ход, и на 2…а2 белые бьют пешку 3.♘:а2. Продуманная стратегия приведет белых к успеху в следующей позиции: 1.♘с2! (важно взять контроль над полем «а3») ♘b2 2.♘аЗ! ♘а4 3.с4 ♕, и черный конь легко ловится. Изящно выигрывают белые в позиции 40 – 1.♘b1! (но не 1.♘:с4?b1 ♕) ♘аЗ 2.♘:аЗb1 ♕3.♘:b1. Маятниковые движения коня обеспечивают белым победу в позиции 41 – 1.♘с2 сЗ 2.♘а1 с2 3.♘:с2 а1 ♕4.♘:а1. Блестящий ход 1.b4 ♕! ведет к победе белых в положении 42. После 1… ♘:b4 2.♗ bЗ или 2.♗b1 черный конь пойман. Между тем естественное 1.♗b1? проигрывает из-за 1… ♘b4. В положении 43 в два хода выигрывает 1.♘bЗ!d32.♘d2! А вот 1.♘с2?d3 позволяет черным провести пешку в ферзи и победить. В положении 44 следует играть 1.аЗ!, и черный конь в капкане. В позиции 45 нельзя играть 1.♘:а4?d 1 (пикантный и сильный ход) 2.♘b2 ♘:b2, но выигрывает неожиданное 1.♘d1! Например: 1… ♘сЗ 2.♘:сЗd 1 ♕3.♘:d1. Непросто будет малышу определить, какую пешку надо бить первой в положении 46. Правильно 1.♘:d2! (не 1.♘:аЗ?d 1 ♕) а2 2.♘bЗ! а1 ♕3.♘:а1. В положении 47 быстрее всего выигрывает 1.♘с1 ♘d3 2.♘:d3. В позиции 48, конечно же, достаточно для победы и 1.а4 ♕, но в два хода побеждает только 1. а4 ♘!

Большую пользу принесет разыгрывание с особо одаренными детьми и положений 49–64:

В положении 49 очевидное 1.аЗ ♕ приводит к поражению после 1…b1 ♕. Выигрывает парадоксальное 1.аЗ ♘! (очень важный игровой прием, который следует запомнить) b 1 ♕2.♘:b1. Похоже выигрывают белые и в следующей позиции: 1.а2 bа 2.bЗ ♘а1 ♕3.♘:а1. Сложнее играть белым в положении 51 – 1.b2! ♘b1 2.а2bа З.bЗ ♘! с ничьей. В положении 52 выигрывает 1 .abab2.аЗ ♘b1 ♕3.♘:b1. В позиции 53 поспешное 1.bаЗ ♕? проигрывает из-за 1…аb♕. Не лучше и 1. b аЗ ♘? а1 ♕!2:b2 ♕:b2. Забавно ведет к поражению 1.bЗ ♕? а1 ♕2.♕а2! ♕b2!! 3.♕:b2ab. К победе ведет уже знакомая идея 1: ba2! ab2.аЗ ♘!b1 ♕3.♘:b1. В положении 54 ферзь белых не у дел, и они его должны пожертвовать путем 1.♕:b2!ab2.аЗ ♘b1 ♕3.♘:b1. В позиции 55 надо играть 1.аb♘!! (но не 1.аb♕?bа ♕ или 1.аЗ ♕? ♕:аЗ 2.♖:а З b 1 ♕) b а ♕2.♘:а1. В положении 56 белые выигрывают только так: 1.а2bа 2.bЗ ♘!а1 ♕3.♘:а1. В позиции 57 следует играть 1.bc! (но не 1.bа ♕сb♕, что приводит к ничьей, а 1.bЗ ♕ проигрывает после 1…с1 ♕! 2.♕с2 ♕b2! 3.♕:b2 a b) a b (или 1…а2 2.bЗ ♘!) 2.c3 ♘ с победой. Блестящий ход 1.♕:bЗ!! обеспечивает победу белым в следующем положении. После 1… ♖:bЗ 2.♘b1! черным приходится отдавать и ладью, и пешку. А вот очевидное 1.♕b1? проигрывает из-за 1… ♖а1 2.♕с2b1 ♕3.♘:b1 ♖3:b1 4.♕сЗ ♖а2!, и ферзь в западне. Данный метод выигрыша используют белые в положении 59 – 1.bЗ ♕ ♘:bЗ 2.♖ b: bЗ!(самое точное) ♕а1 3.♖с2!, и ферзь в капкане. В позиции 60 надо играть 1.♘:bЗ! ♗а1 2.♘:а1, и, как это ни странно, черным нечем пойти. В следующих трех положениях король сражается с конем на фрагменте шахматной доски «четыре клетки на четыре». Король в подобных положениях побеждает только тогда, когда ему удается загнать неприятельского коня на одно из угловых полей. Если же коню удается занять поля «а2», «а3», «b1», «b4», «с1», «с4», «d2» или «d3», то ничья неизбежна. Учитывая эти обстоятельства, партнеры и строят свою игру в позициях 61–63. В положении 61 нельзя допустить черного коня до «ничейного» поля «а2». Поэтому следует 1.♔b2!! Теперь коню приходится пойти в угол, и ходом 2.♔bЗ или 2.♔с2 белые ловят черного коня. В положении 62 к ничьей ведет 1.♘b4! (но не 1.♘d4? ♔b2!) ♔bЗ 2.♘d3 ♔сЗ 3.♘с1 ♔с2 4.♘а2 ♔b1! (черные хитрят, заманивая коня на поле «с3», на что последует 5… ♔b2! с победой) 5.♘b4! В положении 63 для ничьей достаточно 1.♘аЗ! или 1.♘b4!, а вот 1.♘а1? или 1.♘d4? проигрывает из-за 1… ♔с1 или 1… ♔d2, после чего неминуемо последует 2… ♔с2 и 3… ♔сЗ, и белый конь в капкане. В позиции 64 белые не могут на первом ходу брать коня – это приведет к несложной ничьей, но 1.♔:а4! достаточно для победы. Далее игра протекает по известному образцу, например: 1… ♘а1 2.♔аЗ ♘с2 3.♔bЗ!! ♘а1 4.♔b2 ♘bЗ5.♔:bЗ. Как вы уже убедились, король одолевает коня на всех фрагментах шахматной доски, кроме «четыре клетки на четыре», где исход борьбы зависит от положения фигур.

 

Глава 22

Шах

 

– Ура! Мы знаем, как ходят все фигуры. Значит, мы уже умеем играть в шахматы! – захлопал в ладоши Пиноккио. – А вот и нет, – усмехнулся Незнайка, – вы еще не знаете, что обозначают самые главные шахматные слова. Например шах.

– Незнайка, а что такое «шах»? – спросил Гурвинек.

– Шах – это когда на твоего короля нападет фигура противника. Или когда твоя фигура напала на короля противника. Шах всегда дают королю.

Вот смотрите, здесь белый ферзь атакует черного короля, дает ему шах, – сказал Незнайка и показал товарищам четыре такие позиции:

– А здесь белая ладья объ являет шах черному ко ролю:

– В этих положениях шах дал белый слон:

– А вот тут шах черному королю объявил белый конь:

– А здесь шах дала белая пешка:

– Ну что, братцы, пригорюнились? – спросил Незнайка у человечков. – Не поняли? – Поняли, – сказал Пиноккио. – Но нам поиграть хочется. – Вот сейчас и поиграем. Поучимся шах ставить, – улыбнулся Незнайка.

 

Советы родителям

 

Шах – важное шахматное понятие, и не случайно ему посвящено несколько глав. В шахматной нотации шах обозначается знаком «+». Например: 18.♕е5+ или Ю1.♘сЗ+. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры противника – это двойной шах. Двойной шах обозначается так: «++».

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Ваша первая задача – чтобы ребенок научился определять, объявлен ли шах в том или ином положении. На практике, как это ни странно, многие дети 3–4 лет с трудом усваивают понятие «шах». Чтобы облегчить ребенку это, скажите, что если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю и объявлен шах.

Предложите ребенку позиции 1–10 и спросите его: дан ли шах черному королю? Если малыш все же не может ответить на вопросы, разрешите ему передвигать фигуры в направлении короля. Если фигура побьет короля, то на доске – шах. В позициях 2, 4, 6, 8, 10 черному королю шах, а в остальных – нет.

 

Глава 23

Ставим шах

 

– Пора вам научиться шах ставить, – сказал Незнайка и поставил на шахматную доску королей и белую ладью. Вот так:

– Ну, кто первым догадается, как сделать шах черному королю? – спросил Незнайка потом. – Я знаю, – сказал Мурзилка, взял белого короля и передвинул его вверх направо. На одно поле наискосок. – Шах! – Так нельзя! – возмутился Незнайка. – Ведь белый король идет под бой черного короля. А короля под бой ставить нельзя! – И Незнайка вернул белого короля на место.

– Я знаю, – догадался Петрушка. – Белая ладья пойдет вперед по прямой через два поля… Шах!

– Можно и по-другому, – сказала Дюймовочка и повела белую ладью направо через два поля. – Шах.

– Верно, – кивнул Незнайка. – Теперь дайте шах белым слоном в таком положении:

– Это легко, – схватил белого слона Чиполлино и передвинул его вверх, наискосок через поле. – Шах!

– Или вот так, – промолвил Щелкунчик, вернул слона на место и направил его вниз, через поле наискосок. – Шах!

– Молодцы, ловко зашаховали черного короля, – похвалил Незнайка и вместо слона поставил на шахматную доску белого коня. Вот так:

– Опять шахнуть надо? – догадался Пиноккио и скакнул белым конем так: два поля направо, одно поле вниз. – Шах! – А можно и так, – завладел конем Гурвинек и прыгнул им так: два поля направо, одно поле вверх. – Шах! Незнайка заулыбался и расставил на шахматной доске новое положение. Вот такое:

– Нападайте белым ферзем на черного короля. Объявляйте королю шах, – предложил Незнайка.

Человечки с радостью взялись за новое задание. Петрушка пошел ферзем направо, по линии через клетку – шах! Гурвинек вернул ферзя на место и передвинул его наискосок, через клетку – шах!

Чиполлино перепрыгнул ферзем через четыре поля по прямой вверх – шах! Мурзилка сыграл белым ферзем в левый дальний угол – шах!

Дюймовочка переместила ферзя в правый дальний угол – шах!

Затем Незнайка поставил на шахматную доску королей и белую пешку. Вот так:

– Дaйте и мне пошаховать, – пробился к шахматной доске Пиноккио. Он нетерпеливо схватил белого короля и пошел им вперед. На одно поле по прямой. – Шах!

– Неправильно, – замахал руками Незнайка. – Я же говорил, короля под бой ставить нельзя. А то черный король побьет белого короля. И все. – И Незнайка поставил белого короля как раньше.

– Понял, понял! – крикнул Пиноккио. – Шах надо пешкой давать! – И Пиноккио передвинул белую пешку на одно поле вперед. – Шах!

– Вот это другое дело, – кивнул Незнайка. От радости Пиноккио забегал вокруг шахматной доски, крича:

– Шах! Шах! Шах! Шах! Шах! И пошло веселье.

 

Советы родителям

 

Если своим ходом вы нападаете на короля партнера и, следовательно, следующим ходом могли бы его побить, то вы объявили шах. Предложите малышу попрактиковаться в объявлении шаха. Сначала снова расставьте перед ним положения из данной главы, и пусть он порешает их. Очень полезной оказывается на данной стадии обучения дидактическая игра «Два хода». В ней ребенку предлагается сделать два хода подряд (что, собственно, в шахматах не допускается). При этом ребенок должен на первом ходу объявить шах, а вторым побить неприятельского короля. Хотя в шахматах королей не бьют, для учебных целей этот прием очень эффективен. Для разыгрывания подходят положения из главы 23, а также следующие положения:

 

1. Белые объявляют шах только ходом 1.♖а8+.

 

2. Шах дается ходом 1.♖а1+.

 

3. Правильно 1.♖:с6+!

 

4. Шах объявляется так: 1.♕е4+.

 

5. Верный ход 1.♕а8+.

 

6. Надо играть 1.♕:е4+!

 

7. Следует давать шах так: 1.♗е4+.

 

8. Шах объявляется ходом 1.♗е5+.

 

9. Правильно 1.♗с4+.

 

10. Шах дается так: 1.♘с5+.

 

11. Верный ход 1.♘b5+.

 

12. Надо продолжать 1.♘b6+.

 

13. Играем 1.с4+.

 

14. Правильно 1.а7+.

 

15. Шах объявляется ходом 1. b3+.

 

Положения 1–15 можно предложить и как задания, и для игры «Два хода». Если малыш будет испытывать большие трудности с объявлением шаха на доске «восемь на восемь полей», то сами придумайте задания на объявление шаха на фрагментах шахматной доски. Это не сложно, а задания на фрагментах значительно доступнее детям 3–4 лет.

 

Глава 24






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных