Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конь, пешка и король дают мат в один ход




 

Затем человечки учились ставить мат конем.

В первом положении Пиноккио приподнял над шахматной доской белого коня и с довольным видом сказал:

– У черных четыре фигуры, а у меня только белый конь, но мой конь сейчас даст черному королю мат в один ход, – и Пиноккио скакнул конем так: два поля налево, одно поле вверх. – Мат!

– А вот и не мат, – проговорила Дюймовочка и побила черной пешкой белого коня. Наискосок. Пиноккио удивленно заморгал и пробурчал:

– Я тут лучше четырьмя черными фигурами поиграю.

– А я белым конем, – улыбнулась Дюймовочка, расставила фигуры по местам и пошла белым конем по-другому: два поля вверх, одно поле налево. – Шах и мат!

Во второй позиции против одного белого коня сражались пять черных фигур.

– Ну что, Пиноккио, опять будешь черными фигурами играть? – усмехнулся Незнайка. – Смотри, у черных даже твоя любимая фигура ферзь есть.

– Нет, я лучше белыми, – сказал Пиноккио и взял белым конем черную пешку. – Шах и мат! Некуда черному королю пойти – свои фигуры мешают!

До того Пиноккио разохотился конем играть, что и в третьем положении скакнул белым конем: два поля налево, одно поле вниз.

– Мат, – говорит Пиноккио. – Некуда черному королю идти, везде его белый король побьет.

А Дюймовочка ничего не сказала. Она просто побила черным ферзем белого коня. И все увидели, что мата нет.

– Не так Пиноккио сыграл белым конем. – Петрушка вернул фигуры на место и пошел конем так: два поля вниз, одно поле направо. – Мат!

А в четвертом положении Пиноккио и сам догадался, как сыграть белым конем, и пошел им так: два поля вперед, одно поле направо.

– Шах и мат! – крикнул Пиноккио.

– Шах и мат, – поддакнул Незнайка и по очереди расставил друзьям два положения, где мат черному королю должна была объявить смелая белая пешка.

– Я в первой позиции белой пешкой черного слона «съем», – сказал Мурзилка.

– А черный король побьет твою пешку, – засмеялся Чиполлино. – Надо мат в один ход искать, а не слонов всяких бить. – Решил! – воскликнул Петрушка и передвинул белую пешку вперед на одно поле. – Мат! – А во втором положении белая пешка пойдет на последнюю линию, превратится в белую ладью – и мат, – догадался Гурвинек.

– Или в ферзя превратится – и мат! – добавил Пиноккио.

– Верно, – кивнул Незнайка и одно за другим расставил на шахматной доске два положения, где начинали черные и черная пешка должна была поставить мат в один ход белому королю.

– Я побью черной пешкой белого слона, шах! – крикнул Пиноккио. – Но не мат, – сказал Чиполлино и взял белой ладьей черного ферзя, в которого превратилась черная пешка.

– Я не так хотел пойти, – засуетился Пиноккио, вернул фигуры на место и не стал бить черной пешкой белого слона, а шагнул ею на первую линию по прямой и превратил ее в ферзя.

– И это плохой ход, – фыркнул Незнайка. – Ты не дал ни мата, ни шаха. – А больше тут никак не сыграешь, – растерялся Пиноккио.

Тем временем Дюймовочка убрала с доски черного ферзя, поставила черную пешку, как было раньше, и тихо сказала:

– Черную пешку я превращаю в черного коня, мат!

Человечки, как завороженные, смотрели, как черная пешка ступила на первую линию и превратилась в черного коня. И, о чудо, на доске действительно был мат. Мат белому королю!

Секрет второй задачи быстрее всех раскрыла тоже Дюймовочка:

– Надо черную пешку продвинуть на одно поле вниз – и мат. – Как мат? – не понял Мурзилка. – Ведь черная пешка не напала на белого короля.

– Зато черная пешка открыла дорогу черному слону, он объявил белому королю шах и мат, – объяснил Незнайка. – Ведь налево по прямой белый король пойти не может – попадет под бой черной пешки… Теперь найдите, как белые дадут черным мат в двух таких хитреньких позициях:

– В первом положении надо белой ладьей перепрыгнуть через белого короля. Мат! – сказал Мурзилка.

– Так нельзя. ♗aдьи не перепрыгивают через другие фигуры, я же говорил, – напомнил Незнайка.

Тут Пиноккио поднял белого короля и стал его крутить.

– Поставь короля на место! – приказал Чиполлино. – Король королю мат не ставит.

– А вот и ставит, – сказала Дюймовочка, взяла белого короля из рук Пиноккио и передвинула его вниз по прямой на одно поле. – Мат.

И все увидели, что белый король открыл белой ладье дорогу к черному королю. Ход сделал белый король, а мат объявила белая ладья.

– А во втором положении мат легко поставить, – проговорил Пиноккио. – Белая ладья прыгнет вперед через клетку – и мат. Отойти же черному королю некуда. И закрыться нечем…

– Но черный король возьмет и побьет белую ладью, и нет мата, – сказал Петрушка.

– Надо белым королем побить черного коня. Вот тогда мат, – заметила Дюймовочка. – Ведь тогда белый ферзь нападет на черного короля. – Правильно, – кивнул Незнайка и лукаво спросил:

– А если бы здесь был ход не белых, а черных, смог бы черный конь объявить мат белому королю?

– Смог, – ответил Гурвинек и скакнул черным конем так: две клетки вверх, одна влево. – Мат!

 

Советы родителям

 

Теперь ребенку следует поучиться ставить мат в один ход конем, пешкой и королем. Расставьте на шахматной доске следующие положения, в которых белые должны объявить черному королю мат в один ход:

1. 1.♘с7Х.

 

2. 1.♘с2Х.

 

3. 1.♘b6Х.

 

4. 1.♘с2Х.

 

5. 1.♘а6Х.

 

6. 1.♘с7Х.

 

7. 1. b7X.

 

8. 1. b7Х.

 

9. 1. a 7 X.

 

10. 1. a b X.

 

11. 1. с7Х (обратите внимание ребенка на то, что здесь ходит одна фигура, а шах и мат объявляет вторая фигура).

 

12. 1. е8♕Х или 1.е8Х.

 

13. 1. е8♕Х.

 

14. 1. с8♕Х или 1. с8Х.

 

15. 1.bс♘Х.

 

16. Здесь мат в один ход объявляется ходом короля 1.♔с7Х.

 

17. 1.♔b6Х.

 

18. 1.♔b1Х.

 

19. 1.♔с2Х.

 

20. 1.♔bЗХ.

 

Если ребенку решение этих позиций дается с трудом, предложите ему поучиться ставить мат в один ход на фрагментах шахматной доски.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на две» предложите малышу для решения следующие позиции:

1. 1.bа♕Х или 1.bаХ.

 

2. 1. аb♕Х или 1.аbХ.

 

3. 1. аb♕Х или 1.аbХ.

 

4. 1.bа♕Х или 1.bаХ.

 

На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» предложите малышу для решения следующие положения:

1. 1: b2X.

 

2. 1. a 2 x.

 

3. 1: b2X.

 

4. 1. a 2 x.

 

5. 1. аЗ ♘Х.

 

6. 1.bЗ ♕Х или 1. bЗ ♖ Х.

 

7. 1.bЗ♘Х.

 

8. 1 .baX.

 

9. 1.bа♘Х.

 

На фрагменте шахматной доски «две клетки на четыре» расставьте перед ребенком такие позиции:

1. 1.b4♕Х.

 

2. 1. а4♕Х.

 

3. 1.bЗХ.

 

4. 1.b4♕Х.

 

5. 1.а4♘Х.

 

6. 1.♔b2Х.

 

7. 1.♔bЗХ или 1.♔b4Х.

 

На фрагменте шахматной доски «три клетки на три» расставьте перед малышом такие положения:

1. 1.♘b1Х.

 

2. 1.♘b1Х.

 

3. 1.♘а1Х.

 

4. 1.♘b1Х.

 

5. 1.b3♘Х.

 

6. 1. а2Х.

 

7. 1.b2Х.

 

8. 1.b2Х.

 

9. 1.bЗ♘Х.

 

10. 1. сЗ♘Х.

 

11. 1. аЗ♕Х.

 

На фрагментах шахматной доски «три клетки на четыре» и «четыре клетки на четыре» подобные задания придумайте самостоятельно. В тексте основной сказки мы не давали такое понятие, как пат. Если при своем ходе ваш король не может сделать ни одного хода (и при этом он не стоит под шахом) и ни одна из других ваших фигур не может сдвинуться с места, это пат. Пат – одна из разновидностей ничьей. Если ни один из противников не может выиграть партию – она считается закончившейся вничью. Приведем типичные примеры пата:

1. Белый король не имеет ходов. Пат.

 

2. И здесь белым пат.

 

3. И тут белые запатованы.

 

И еще одно шахматное понятие достаточно сложно для восприятия малыша 3–5 лет – это рокировка. Рокировка – одновременный ход короля и ладьи. Если в данной партии ваши король и ладья еще не ходили и между ними нет других фигур, можно сделать рокировку. Выполняется она так: король прыгает через клетку по направлению к ладье, а ладья перескакивает через него и становится рядом. Например: белый король стоит на поле «е1», а ладья – на поле «h1» (о начальной расстановке фигур подробно будет сказано в последней главе). При выполнении рокировки король становится на поле «g1», а ладья – на поле «f1». Это короткая рокировка.

Если белый король стоит на поле «е1», а ладья – на поле «а1», то рокировка совершается так: король становится на поле «с1», а ладья – на поле «d1». Это длинная рокировка. Подобным же образом рокируют черные.

Итак, малыш получил первое представление о шахматах. Пора поиграть с ними по всему комплексу шахматных правил. Расставьте на доске ограниченное количество шахматных фигур и поиграйте с ребенком. Разыграйте положения со следующим соотношением сил:

1. Король и ферзь против короля.

2. Король и ладья против короля.

3. Король и две пешки против короля и т. п.

Ребенок должен поиграть и за сильнейшую, и за слабейшую сторону.

Объясните малышу, что мат легче всего объявить, если короля оттеснить на крайнюю линию или в угол (там у короля минимальная подвижность).

Следует признать, что даже подобные достаточно элементарные для взрослого положения вызывают огромные затруднения у малышей. Поэтому игру «на мат» с детьми 3–5 лет лучше вести на первых порах на фрагментах шахматной доски.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» разыграйте следующие положения:

1. В два хода матует 1. аЗ ♕+ (1. аЗ ♘ ведет к пату, не выигрывает 1. а З ♖ + и 1.а З ♗) ♔ b1 2.♕а2Х или 2.♕b2Х.

 

2. Решает 1.bа ♕! (дольше и замысловатее путь к победе после 1.bа ♗– 1… ♔а1 2 ♗b2+ ♔b1 3. аЗ ♘Х; а все остальное приводит лишь к ничьей. 1.bа ♖? ♔а1, белым пат: 1.♔:аЗ? ♔а1 2.bЗ ♕, черным пат) 1… ♔а1 2.♕b2Х.

 

3. У белых два красивых пути к победе: 1.♖:аЗ+! ♔:аЗ 2.♕:b2Х и 1.♖:b2+ ♗:b2+ 2.♕:b2Х.

 

4. Хорошо и 1.♖:аЗ+! ♗:а32.♕а2Х, и 1.♖:b2+! ab2.♕а2Х (или 2.♕:b2Х).

 

5. Здесь 1.♕:b2+? ♖:b2 приводит к пату. Выигрывает 1.аb♕+ (или 1.а b♖ +) ♔ :bЗ 2.♕:b2Х или 1… ♖:b З. 2.♕а2Х.

 

6. Быстрее всего приводит к победе 1.а2! ♔а1 2.аЗ ♕+ ♔b1 3.♕а2Х (или 3.♕:b2Х).На ход дольше сопротивляются черные после 1 .ab♔а1 2.♔аЗ ♔b1 З.bЗ ♕+ ♔а1 4.♕а2Х (или 4.♕b2Х).

 

7. Если бы белые здесь попытались красиво добиться победы путем 1.♗b1?, то их надежды оправдались бы лишь в случае очевидного 1… ♔:b1? 2.♔:bЗ ♔а1 3.♔аЗ ♔b1 4.bЗ ♕+, мат следующим ходом. Но черные добьются ничьей эффектным 1… ♗а2!!, ведь 2.♗:а2 приводит к пату. Нельзя играть и 1.♔:bЗ? Тут черным пат. Выигрывает 1.♗:bЗ ♔b1 2.♗а2+ ♔а1 З.bЗ ♘Х (длиннее дорога к успеху после 3.♗b1 ♔:b1 4.bЗ ♕+).

 

8. Простое положение. Решает 1.♔аЗ ♔b1 2.bЗ ♕+, и мат следующим ходом.

 

9. Надо играть 1.♔аЗ! (но не 1.♗а2, пат) ♔ :b1 2.bЗ ♕+, и мат на следующем ходу.

 

10. Выигрывает 1.♔:аЗ ♔b1 2.♔bЗ ♔а1 3.аЗ ♕+ ♔b1 4.♕а2Х (или 4.♕b2Х).

 

11. К победе ведет 1. а2! (но не 1.♔:аЗ? ♔:а1, и дело сводится к ничьей) ♔ а1 2.♔:аЗ ♔b1 3.♔bЗ ♔а1 4. аЗ ♕+, и мат следующим ходом.

Как вы уже убедились, разыгрывание даже этих элементарных положений дается детям с трудом. Поэтому помещенные ниже положения лучше разыгрывать с детьми 5 лет и старше (и одаренными детьми 3–4 лет). На фрагменте шахматной доски «две клетки на четыре» разыграйте с ребятами следующие позиции:

1. 1.♕а2+ ♔b4 2.♕аЗХ или 2.♕bЗХ. Выигрывает и 1.♕а1+ ♔b4 2.♕аЗХ. А вот 1.♔а2 приводит к пату; не дает победы и 1.♔а1 ♔аЗ 2.♕b2+ ♔а4 3.♕а2+ ♔b4 4.♔b2, пат.

 

2. Лишь 1.♔b2+! гарантирует победу: 1… ♔b4 2.♕аЗХ. В то же время 1.♕b2 и 1.♕b1 ведут к пату, а 1.♔b1+ после 1… ♔bЗ! приводит к ничьей.

 

3. В два хода матует 1. а4 ♕+ ♔b1 2.♕а2Х.

 

4. Быстрее всего выигрывает 1.♔b2! ♗bЗ 2.♕аЗХ.

 

5. К выигрышу ведет лишь замечательный ход 1.♔b2!! (не 1.♔:а2, пат) ♘b4 2.♖аЗХ!

 

6. Здесь должно последовать 1.♗bЗ++ (двойной шах) ♔ b4 2.♖а4Х.

 

7. В этом положении неосторожный ход 1.аЗ+? упустит победу из-за 1… ♔а4! (но не 1… ♔bЗ 2.а4 ♕Х), так как теперь любой ход белых приводит к пату. Проще всего к победе приводит 1.♕b2+ ♔а4 2.♕bЗХ.

 

8. В два хода решает 1. аЗ ♔bЗ 2. а4 ♕Х.

 

9. Чтобы добиться успеха, белым надо перегруппировать ладьи: 1.♖b4+! ♔аЗ 2.♖2Х.

 

10. Выигрывает 1.♕а1!! (вкрадчивый ход) ♔bЗ 2. а4 ♕Х.

 

11. Решает 1. а4 ♕ ♖а1 2.♕bЗХ.

 

12. Лишь тонко лавируя королем, можно победить в этом положении: 1.♔b2!! ♔b4 2.♔а2+! ♔а4 3.♕bЗХ.

 

13. Здесь выигрывает только изящное 1. аb♘+!! ♔а1 2.♖а З+ ♔b2 3.♖а2Х.

 

14. Путь к победе лежит через жертву ферзя: 1.♕b1+!! (самое быстрое; плохо 1.♕b2+? ♔:b2 2.♔b4 ♔а2 3. а4 ♕+ ♔b2 с ничьей) ♔:b1 2.♔bЗ! ♔а1 3.а4 ♕+ ♔b1 4.♕а2Х.

 

15. Очевидное 1.♖:bЗ+? ♔:bЗ приводит к пату. Надо играть 1.♖а2!, и теперь черных не спасает ни 1… ♕:b2+ 2.♖ b: b , ни 1… ♕аЗ2:ba++ ♔а4 3.♖b4Х, ни 1… ♕а4 2.♖:а4+ ♔bЗ! 3.♖b4+! ♔:b44:b3 ♔аЗ 5.b4 ♕Х, ни 1… ♕:а2+ 2.♔:а2 ♔а4 З.bЗ+ ♔b4 4.♔а1! ♔аЗ 5.b4 ♕Х.

 

16. Слаженные действия белого короля и ладьи помогают добиться победы: 1.♔b2 ♗а2 2.♖a1! ♗bЗ 3.♔b1! ♗а2+4.♖:а2! ♔bЗ 5.а4 ♕Х.

 

17. Очень трудное положение. Выигрывает 1.♔:b4 ♔b2!! 2.♔а4 ♔а1!! 3.♔bЗ!! ♔:b1 4.♔:аЗ ♔а1 5.♔bЗ ♔b1 6.а3 ♔а1 7. а4 ♕+ ♔b1 8.♕а2Х.

 

18. Еще один сложный случай. Белым следует продолжать 1.♔а4 ♔b2 2.b4 ♕+ ♔а2 (слабее 2… ♔а1 3.♔bЗ а2 4.♕а4 ♘аЗ 5.♕:аЗ, и мат следующим ходом) 3.♕bЗ+ ♔а1 4.♔b4 а2 5.♔а4 ♘аЗ 6.♕b4 (на ход дольше продлится партия после 6.♕:аЗ ♔b1 7.♕b4+! ♔а1 8.♔bЗ ♔b1 9.♔аЗ+ ♔а1 Ю.♕b2Х) ♘b1 7.♔bЗ ♘аЗ 8.♕:аЗ ♔b1 9.♕b2Х или 9.♕:а2Х. К тем же вариантам приводит 1… ♔а1 2.b4 ♕♔а2, так как 2…а2 проигрывает еще быстрее — 3.♔bЗ! ♘аЗ 4.♕:аЗ с матом.

На фрагменте шахматной доски «три клетки на три» разыграйте с ребенком такие позиции:

1. Быстрее всего выигрывает 1.♔b1! ♔сЗ 2.♖аЗХ. Дети обычно побеждают не сразу, например: 1.♖b2+ ♔сЗ 2.♖b1 ♔с2 3.♔а2 ♔сЗ 4.♖с1Х.

 

2. Здесь нельзя первый ход делать королем ввиду пата. Можно играть и 1.♖а2 ♔bЗ 2.♔b1 ♔сЗ 3.♖а З Х, и 1.♖ b 1 ♔ с2 2.♔а2 ♔сЗ 3.♖с1Х.

 

3. Здесь все ясно без комментариев: 1.bЗ ♕+ ♔с1 2.♕b2Х.

 

4. Тут нельзя продолжать 1. аЗ ♕?, пат. К мату в два хода приводит 1.аЗ ♖! ♔с1 2.♖Х.

 

5. Решает 1.♕а1+ ♕b2+ 2.♕:b2Х.

 

6. Пикантно выигрывает 1.♖с1!!b2 2.♖сЗХ.

 

7. К победе ведет 1. сЗ ♕+ ♔а2 2.♕:b2Х или 1… ♖bЗ 2.♕а1Х.

 

8. Выигрывает парадоксальное 1.♘а1! с2 2.♘bЗХ.

 

9. Взять пешку? Но тогда получается несложная ничья. В два хода матует умопомрачительное 1.♔с2!! а2 2.♘bЗХ.

 

10. Белые играют на цугцванг 1.♔с2!! и выигрывают 1… ♗b2 2.♗:b2Х.

 

11. Выигрывает только лукавое 1.♖сb1! ♗:а1 2.♖bЗХ.

 

12. Белым следует играть 1.♖b2!, и мат ладьей на поле «b3» неотвратим.

 

13. После 1. а2! неизбежно последует мат конем с поля «b1».

 

14. Обычно дети с превеликим трудом находят красивый маневр: 1.♖:сЗ+!! ♗:2.♘с1Х.

 

15. Здесь чашу весов в пользу белых склоняет комбинация на тему «спертый мат»: 1.♕а2+!! ♖:а2 2.♘bЗХ!

 

16. Только 1.bс ♘+! гарантирует победу белым. После 1… ♔а1 сразу матует 2.сb♘Х. Этот второй ход дети обычно не находят, ограничиваясь 2.сb♕а2 3.♕b2Х. Заметим, что проигрывало 1.bс ♕?b2+ 2.♕:b2+ a b x.

 

17. Выигрывает неожиданное 1.♘а1!! ♔:а1 2.♔с2 ♘b13.♗b2Х.

 

18. Естественное 1.с2? неожиданно приводит к пату после 1… ♔а2! Правильно 1.♔bЗ! (неудачно 1.♔с2 ♔а2 2.♔сЗ ♔b1 З.с2 ♔а2!, пат) ♔ b1 2. с2 ♔с1 (или 2… ♔а1) 3.сЗ ♕+ ♔b1 4.♕b2Х.

 

19. Выигрывает изящная жертва ладьи: 1. ♖b1! (сохранить ладью не удается – 1.♖b2+ ♔с1! 2.♖ bЗ ♔ с2 ведет к повторению ходов, а 2.♔bЗ – к пату) ♔ :b1 (сразу проигрывает 1… ♔сЗ 2.♖с1Х) 2.♔bЗ ♔а1 3. аЗ ♕+ ♔b1 4.♕b2Х.

 

20. Путь к победе не прост. Так, 1.b2+? ♔bЗ 2.♔b1 и 1.♔а2 ведет к пату, а 1.♗b2+ ♔bЗ 2.♗с1 ♔сЗ – к повторению позиции. Надо играть 1.♗а З! ♔bЗ2:b2! ♔с2 3.♔а2 ♔с1 4.bЗ ♕Х.

 

21. У белых два возможных первых хода: 1.♘а1 и 1.♘с1, и первое впечатление, что в обоих случаях белые выигрывают без проблем. Однако на 1.♘а1? последует неожиданное и сильное 1… ♔а2!! 2.♘bЗ ♔аЗ! 3.♘с1, пат. Правильно 1.♘с1! ♔:с1 2.♔bЗ ♔b1 3.сЗ ♖!(к пату приводит 3.сЗ ♕??) ♔ а1 4.♖с1Х.

 

22. Надо играть 1.♖b2 (централизация), черным приходится отдавать слона, и мат достигается не позднее четвертого хода.

 

23. Здесь лишь к повторению ходов приводит 1.♖а2 ♔bЗ2.♖b2+ ♔сЗ. Решает 1.♔а2! ♘b1 (не лучше 1… ♘с2 2.♖bЗХ) 2.♖:b1 ♔с2 3.♖а1 ♔сЗ 4.♖с1Х или 3.♖bЗ ♔с14.♖Х.

 

24. Как это ни парадоксально, но белые выигрывают! 1.♖а2!!с2 2.♖b2+ ♔а1 3.♔аЗ ♖b1 4.♖а2Х! Экстраординарно.

 

25. Поучительно побеждают белые и в этом положении: 1.b2 ♔с2 2.♔а2 ♔с1 З.bЗ ♖(но не З.bЗ ♕? пат) ♔ с2 4.♖а З или 4.♖b1, и мат следующим ходом. Хорошо и 3.♔аЗ, и черные беззащитны от 4.bЗ ♕+ и 5.♕b2Х.

 

26. Это положение очень трудно для разыгрывания детям. Немногие из них смогут найти верное решение: 1.♗b2! (1.♔с2?, пат) ♔ bЗ 2.♗аЗ!! (2.♘сЗ?, пат, а 2.♘аЗ удлиняет путь к победе) ♔ а2 3.♔с2! ♔а1 4.♗b2+! ♔а2 5.♘сЗХ.

 

27. Выигрывает 1.b2+ (но не 1.с2?, пат) ♔ bЗ 2.с2+! (2.♔b1?, пат) ♔ :с2 3.♔а2, и далее как в позиции 25.

 

28. Надо играть 1.♔b1 ♗а З 2.♖с2! (но не 2.♖а1? ♗b2 3.♖а2 ♗с1!! с ничьей), черные теряют слона и получают мат не позднее шестого хода.

 

29. После 1.♖с1! (не 1.♔b1?, пат) белые матуют не позже шестого хода. Например: 1… ♗а2 2.♖с2! ♗bЗ 3.♖b2! ♗а2 4.♖:а2+ ♔bЗ 5.♔b1 ♔сЗ6.♖а З Х.

 

30. Выигрывает 1.с2! (но не 1.b2+ ♔с2, пат) ♗ а2! (если 1… ♗:с2, то 2.b2Х) 2.b2+! ♔:с23.♔:а2 с матом не позднее шестого хода.

 

31. К победе ведет 1.♔сЗ!! (но не 1.♔аЗ? ♔:а1, и теперь 2.bЗ ♕ или 2. bЗ ♖приводит к пату) ♔ с1!! (слабее 1… ♔:а12. bЗ ♖с быстрым матом) 2.bЗ ♘+!! ♔b1 3.♗b2 ♔а2 4.♘с1+ ♔b1 5.♗а З ♔а1 6.♔bЗ ♔b1 7.♘а2 ♔а1 8.♗b2+ ♔b19.♘сЗХ – большая игра на маленькой доске!

 

32. Выигрывает 1.♖с2+! (избегая западни: если 1.♖а2?, то 1… ♗b2+! 2.♖:b2, пат) ♔ , и теперь возможны два красивых варианта: 2.♖а2 ♗с З З.b2!! ♔:а2 4.bс ♖! ♔а1 5.♖аЗХ и 2:b2 ♔а2 3.bЗ ♕+! ♔:bЗ 4.♔b1 ♗5.♖а2! с победой.

Разыграйте и несколько поучительных положений, где белым надо добиться ничьей:

1. После 1.♖bЗ+! чем бы черные ни брали ладью, пат неизбежен.

 

2. Правильно 1.♖b2! ♖:b2, пат.

 

3. Ничью гарантирует блестящее 1.♗bЗ!!

 

4. Неожиданное 1.♕b2+! позволяет белым спастись патом.

 

5. Следует играть 1.♔bЗ! ♔b12.а2 с1 ♕3.аЗ ♘+!! (но не 3. аЗ ♕ из-за 3… ♕с2Х) ♔а1 4.♘с2+ ♔b1 5.♘аЗ+ с вечным шахом.

 

6. Здесь проигрывает и 1. а2? ♕b2Х, и 1.♔с1? ♕:а1+ 2.♗b1 ♕b2Х. Но отчаянное 1.♗bЗ!! позволяет белым свести партию к ничьей. Например: 1… ♔:bЗ 2.а2+ ♔аЗ, пат, или 1… ♕:bЗ+ 2.♔с1 ♕сЗ+ 3.♔b1 ♕bЗ+ 4.♔с1, и черные не могут усилить позицию, ведь и 4… ♕а2, и 4… ♔а2 ведет к пату.

 

И наконец одна из самых удивительных позиций – 7. После прозаического хода 1.♗с З как бы черные ни играли, им не выиграть. Например: 1… ♖с2 2.♗а1 ♖а2 3.♗сЗ ♗с2+ 4.♔с1 ♔bЗ 5.♗b2! ♗b1! 6.♗а1!! ♗с2 7.♗b2 ♗b1 8.♗а1! ♖1, пат. Или 4… ♗b1! 5.♗b2+ ♔bЗ 6.♗а1!! ♗с2 7.♗b2 ♖:b2, пат.

 

Глава 30






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных