Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет шашечной композиции




 

6.1.1. Определение

Шашечная композиция представляет собой художественное творчество на основе правил шашечной игры. Темы (замыслы) авторы произведений ком­позиции могут заимствовать из практической игры или исследований (ана­лизов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авто­ров, если в разработке их автор найдёт что-то новое.

Цель композиции - показать новые возможности шашечной игры в ху­дожественной форме.

Каждая шашечная композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определенным заданием. Выполнить задание (решить ком­позицию) - значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или сово­купность вариантов, раскрывающих авторский замысел.

Варианты решения разделяются на тематические (композиционные) и дополнительные. Кроме них, составной частью замысла автора могут быть «ложные следы» - попытки выполнить задание, встречающие опровержение.

Шашечные композиции должны отвечать ряду формальных и художе­ственных требований. Формальные требования являются обязательными, при их нарушениях композиция дефектна и не может существовать. Нарушение художественных требований влияет на оценку произведения. Формальные и художественные требования могут меняться в процессе развития компози­ции.

6.1.2. Классификация

Шашечная композиция классифицируется по системам игры (русские и международные (стоклеточные) шашки), видам (основные и особые), груп­пам (в зависимости от задания, количества и качества игрового материала).

 

 

6.1.3. Основные виды композиции

К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры, - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки.

Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, реше­ние должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позицион­ных концовках заданием является «Выигрыш» или «Ничья», в задачах - «За­пирание».

ПРОБЛЕМА - композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех.

По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы.

В русские шашки:

- миниатюры (до 6 простых с каждой стороны);

- концовки (до 12 простых с каждой стороны);

- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции. В международные (стоклеточные) шашки:

- миниатюры (до 7 простых с каждой стороны);

- средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны);

- большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны);

- практические проблемы (с простыми);

- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

ЭТЮД - композиция с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести.

ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА - композиция с преобладанием пози­ционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шаш­ках.

ЗАДАЧА - композиция с преобладанием комбинационной игры и зада­нием запереть определенное количество шашек.

Задачи в русские и международные (стоклеточные) шашки подразделя­ются по заданию на три группы:

- на запирание простых;

- на запирание дамок и дамок с простыми;

- задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены 7-ю единицам.

Борьба сторон в задаче весьма своеобразна. Несмотря на большой пере­вес сил у белых, силы атаки и силы защиты находятся в равновесии. Белые должны не просто выиграть, но и запереть шашки противника. Черные же. защищаясь, могут не только стремиться уничтожить шашки белых, но и стре­миться к поддаче своих шашек. Этот элемент игры в "поддавки" роднит ор­тодоксальную систему задач с задачами в поддавки, в которых белые застав­ляют черных запереть белые шашки.

 

 

Равновесию сторон способствует требование единственности решения. Нередко, однако, допускаются небольшие отклонения от этого правила:

- перестановка ходов;

- неточность хода - отход дамкой на любое из нескольких полей диаго­нали;

- двойственность решения;

- лишний ход, связанный с множественностью ходов в реализации его потери.

Более серьезны нарушения правила единственности решения, которые именуются побочными решениями. Побочные решения характеризуются сле­дующими признаками:

- замена экономичного финала неэкономичным;

- замена одного финала другим;

- существенное изменение игры - замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов.

Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков.

Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения зада­чи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования.

Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочно­му решению.

Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступ­ления - полным.

Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения фина­ла должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Пра­вило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без ис­ключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительных.

Важнейшим элементом игры в задаче является активная защита черных, что достигается в системе вариантов. Требование вариантности - важней­шее требование в композиции шашечных задач. Черные защищаются тем, что опровергают конкретный план атаки белых и заставляют их искать но­вый план, осуществляя который, белые приводят игру к другому финалу. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности. Чем большее число раз черные заставят искать новый план игры, приводя­щий к новым финалам, тем задача ценнее. Вариантов должно быть не менее двух, но есть задачи, в которых достигается даже 5 финалов.

Многовариантные задачи составляются методом "наращивания": автор ищет возможности добавления новых вариантов. Если при этом достигается только удлинение решения, то говорят об углублении, если появляются ва­рианты с новыми финалами, то говорят об усложнении задачи. Первоначаль­ный вариант правил ввел обычай указывать, чью задачу усложняет новый автор.

Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам.

6.1.4. Особые виды композиции:

- с передачей первого хода черным (например, ход черных - белые выиг­рывают);

- с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выиг­рыш белых независимо от очереди хода);

-с изменением очереди хода и задания (например, ход белых-выигрыш, ход черных - ничья);

- с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при по­вороте доски на 180 градусов);

- с двумя или более разными художественными решениями (двойная про­блема, двойной этюд и т.д.);

- с обратным заданием (поддавки);

- изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие;

- на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции);

- задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной позиции).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных