Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественные требования




 

6.3.1. Основные принципы

Художественные требования к композиции определяются единством формы и содержания, соответствием идейного замысла и средств для его воп­лощения. К общим художественным требованиям относятся оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность внешней формы и игры, чисто­та решения, красота решения. Ко всем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные художественные требования.

6.3.2. Оригинальность замысла

Оригинальность замысла заключается не только в идейной или темати­ческой новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов в той или иной степени тоже относится к оригинальности.

6.3.3. Вариантность игры

Количество и качество тематических вариантов, "ложных следов" ха­рактеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продол­жений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как правило, произведение. Заманчивые, но неудачные попытки белых ("ложные следы") позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел.

К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и до­полнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, не­точностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию.

В некоторых проблемах возможен синтез разных по характеру игры ва­риантов (например, комбинационных и позиционных). В таких случаях ав­торам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения.

6.3.4. Экономичность внешней формы и игры

Экономичность внешней формы - это восприятие рисунка начальной позиции. Легкая и естественная расстановка шашек делает композицию бо­лее привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей шашечной игры. Поэтому миниатюра при прочих равных условиях лучше громоздкой позиции.

Экономичность игры предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впе­чатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержа­ния.

Следует избегать, по мере возможности, пассивных шашек (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения формальных требований).

 

 

6.3.5. Чистота решения

Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.

Наиболее типичной неточностью игры является перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смежных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор дол­жен стараться устранить этот изъян.

В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в фи­налах.

6.3.6. Красота решения

Красота решения достигается неочевидным вступлением, скрытыми, трудно находимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными зак­лючительными ударами и финалами.

В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсирован­ная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось "ложными следами".

В проблемах на стоклеточной доске важным элементом красоты реше­ния являются экономичные жертвы на правило большинства.

Дополнительные, второстепенные варианты не должны затемнять тема­тическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжений с невыразительной и затяжной игрой, с неэконо­мичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.

6.3.7. Дополнительные художественные требования к проблемам.

6.3.7.1. Степень оригинальности замысла в проблеме, определяемая:

- новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания;

- новизной оформления темы, идеи или их сочетания;

- новизной контригры черных и ее опровержения;

- новым или редким финалом (финальным мотивом).

6.3.7.2. Естественность расстановки, логичность последнего хода чер­ных, равенство сил. Наличие в исходной позиции белой простой gl при чер­ной простой h2 (и соответственно белой 50 или черной 45).

6.3.7.3. Активность всех шашек в комбинации.

6.3.7.4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского замысла) рас­положение шашек - на строго определенных местах.

6.3.7.5. В проблемах на 64-клеточной доске - отсутствие перестановок ходов, четкость заключительного удара, в проблемах на 100-клеточной доске - отсутствие альтернативных ходов и ударов, частного побочного решений в финале.

 

6.3.7.5. В проблемах в международные (стоклеточные) шашки желатель­но избегать неэкономичных жертв. Жертва двух или более белых шашек од­ним ходом в одном направлении считается неэкономичной и грубой (исклю­чение - жертва двух единиц, после которой черная шашка, пройдя через да-мочное поле, остается простой).

При жертве белых шашек на правило большинства черные имеют иллю­зорный выбор удара в двух или нескольких направлениях. Если в каком-то направлении отдается на одну шашку меньше, чем для обязательного удара, то жертва признается экономичной (примеры - 1:2. 1:3:4, 2:2:4:5). Отклоне­ния от этого условия (например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями неэконо­мичных жертв и снижают оценку проблемы. Идеальной жертвой считается такая, которая создает иллюзорный выбор боя типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т.п.

6.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам

6.3.8.1. Степень оригинальности замысла в этюде определяется:

- новизной схем, финалов, мотивов и их сочетаний;

- новизной игровых приемов и их сочетаний;

- новым сочетанием композиционных разветвлений;

- тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т.д.) и нали­чием "ложных следов".

6.3.8.2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной пози­ции) - серьезные недостатки этюдов.

6.3.8.3. Роль "ложных следов" в этюдах зависит от их качества. Они мо­гут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляе­мым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т.е. подчер­кивающий основной замысел) "ложный след" приравнивается к композици­онному варианту решения.

6.3.8.4. Финалом композиционного разветвления считается:

- финальная позиция с одной единицей у белых;

- финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые шашки.

6.3.8.5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению:

- перестановка ходов;

- движение простой в дамки через соседние поля доски;

- ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали;

- удлинения решения на один ход без повторения позиции;

- затяжка решения с повторением позиции.

6.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам

6.3.9.1. Степень оригинальности замысла в задаче определяется:

- новыми или редкими финалами;

- новизной сочетания финалов;

- новизной игровых приемов и их сочетания.

 

6.3.9.2. Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции.

6.3.9.3. Отсутствие "мертвых" (неподвижных, но косвенно играющих) и пассивных шашек.

6.3.9.4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двой­ственности игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому).

6.3.9.5. Различие финалов (запирание шашек на разных полях доски).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных