Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы состояния здоровья детей и подростков




Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры. К сожалению, в нашей стране здоровье воспринимается как нечто данное, а при нарушении здоровья ответственность за его восстановление принято возлагать на других.

В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.

В. Халиков и Г. Халикова (2001) отмечают, что состояние здоровья детей и подростков по официальным данным продолжает ухудшаться. Показатель общей заболеваемости детей в возрасте 12 лет в 1998 году по сравнению с 1996 увеличился на 14,3%. Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней. Особенно выросли показатели заболеваемости и болезни детей тяжелыми формами психологических расстройств.

По данным исследований за прошедшее десятилетие в полтора раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней выросла почти на 20 %. Более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания.

Е.Ямбург (2001) считает, что психические нагрузки ослабляют детский организм и приводят к целому букету заболеваний. Стрессы подстерегают ребенка на каждом шагу: замечание учителя по поводу одежды, вызов к доске, сдача зачета, соблюдение правил поведения, общение со сверстниками. Нет отдушины, нет места, где можно было бы спрятаться, уединиться для отдыха в процессе учебного дня.

Я.С. Вайнбаум (1993) считает, что влияние физического воспитания на здоровье учащихся требует тщательного анализа, так как при всех благих намерениях результаты деятельности учителей по оздоровлению учащихся отнюдь не всегда удовлетворяют общество.

Укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение

данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, проведения физических возможностей организма, заполнения свободного времени учащихся занятиями физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения их от вредных привычек и тем самым является профилактической оздоровительной мерой. Перечисленного выше явно недостаточно для заметного улучшения состояния здоровья детей.

Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения – особая боль и забота нашего общества.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. В последние годы эта проблема вызывает тревогу и является «точкой напряженности» в общественном мнении.

Перечень неблагоприятных воздействий на здоровье учащихся велик. (Горячев В., 2001). Сколько еще отрицательных влияний вне школы: сложные экологические условия, плохая профилактическая работа медицинских учреждений, неблагоприятная наследственность, недостаточно калорийное питание.

Он также отмечает, что в существующих условиях вряд ли можно надеяться на оздоровление детей или укрепить их здоровье только за счет физкультурных мероприятий. Ведь получается, что, принимая существующий режим жизнедеятельности детей в школе, мы сначала вредим их здоровью, допуская учебные и физические перегрузки на уроках и дома, ломая непосильными для детей требованиями их психику, а потом пытаемся их оздоровить, выводя на прогулки или заставляя бегать. При этом иногда бывает трудно разобраться: двигательная активность приносит пользу или больше вредит занимающимся? Имеются в виду не физические перегрузки или несоответствие физических упражнений возрасту и полу, а практика принуждения учащихся к занятиям, установление взрослыми режима работы, который кажется им удобным для детей.

В результате, считает В. Горячев (2001), обеспечиваем вроде бы физическую разрядку, но, обязывая, заставляя детей, угнетаем их психически. Принуждение деформирует личность, а свобода выбора средств удовлетворения потребностей – фактор ее индивидуального гармоничного развития и воспитания.

Сегодня большинство детей уже рождаются ослабленными, а в школу они приходят еще более ослабленными, чем были в момент рождения – с массой недугов и болячек (Л.Татарников, 2001). Система школьного воспитания (главным образом – начальная школа), в свою очередь продолжает разрушение их здоровья. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушительное воздействие на здоровье детей?

Корень зла, как считает профессор В.Ф.Базарный (1999), в сложившейся системе обучения. В ней преобладают инструктивно-программирующие

методики, формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе, в режиме постоянного сидения, «близорукого» и узкоформального зрения.

Как утверждает Л. Татарникова (2001), существует пять факторов, разрушающих здоровье детей. Первый – это их поза во время учебного процесса. Второй фактор – это продолжительное воздействие на детей сенсорно-обедненной природными стимулами учебной среды – закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. Третий фактор – вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса. Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а значит – разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей. Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоциально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции – воображения.

То, что школа подрывает телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей, было известно почти 200 лет назад. Одним из первых, кто забил тревогу, был И.Г. Песталоцци. Еще в 1805 году он оповестил мир о том, что при традиционных «книжных» формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. Такое открытие было сделано в эпоху, когда родители и сами еще были биологически здоровыми и детей рождали здоровыми, когда они ели экологически чистую пищу и пили чистую воду, дышали чистым воздухом, когда не было «сексопатологического» и психозомбирующего телевидения. Но великого педагога не услышали, хотя он был не единственным, кто говорил и писал об этом. И школа продолжала раскручивать свой убийственный конвейер вплоть до нашего времени.

Вдобавок ко всем вышеназванным причинам целый ряд разрушающих факторов и условий (как показали исследования Л.П.Уфимцевой, Э.Я. Оладо, Т.В.Горячевой, В.А.Гурова, М.А.Ненашевой, 1999) был привнесен в нашу систему образования в последние десятилетия, которые можно назвать временем его «перманентного ползучего реформирования». К ним относятся следующие «инновации»:

1. Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на горизонтальные столы, что еще больше усилило статическую напряженность детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и собственноручных текстов. В свою очередь это вызывает избыточное напряжение вегетативных процессов, в том числе глаз и усугубляет действие факторов, приводящих к ранней потере зрения и ухудшению осанки.

2. Замена в начале обучения природосообразного, совершенствовавшегося веками каллиграфического импульсно-нажимного письма перьевой ручкой, основанного на ритме произвольных пластических усилий и расслаблений, на безотрывное письмо с постоянным напряжением шариковой. Новая система письма негативно сказалась не только на качестве почерка, который является отражением глубинных стереотипов психомоторной конституции человека, но и на учебно-познавательных способностях детей. Возросла невнимательность, утомляемость, неуравновешенность и даже агрессия, что было отмечено в ряде исследований и зафиксировано еще в официальном документе Министерства Просвещения от 19.01.1983 года.

3. Замена физиологически оправданного электролампового освещения, в котором инерционность нагретой спирали сглаживает колебания переменного тока, на высокочастотное люминесцентное, резко увеличивает поток жесткого излучения на детей, которое сбивает и заглушает их внутренние (эндогенные) ритмы – биоритмы внутри- и межклеточного взаимодействия, электрические ритмы головного мозга. Кроме того, жесткое излучение глубоко вмешивается в информационно- генетическую структуру жизни, меняя ее фундаментальные видовые признаки.

4. Резкое ограничение в учебно-воспитательном процессе деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения – вплоть до полного изгнания из школ трудового воспитания. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных.

5. Отмена природосообразного раздельного школьного обучения мальчиков и девочек в середине 50-х годов и введение совместного обучения и воспитания.

6. Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию напряженности детей.

7. Наконец, это возникшие в эпоху НТР и автоматически внедренные в школу скоростные технико-информационные установки, которые просто не способна выдержать психика изначально ослабленных и незрелых во многих отношениях детей, приходящих в современную школу. Именно благодаря этим установкам и произошло ускорение и тем самым наглядное проявление той эволюционной трагедии, которая готовилась школой в течение нескольких веков. И во второй половине ХХ века эта трагедия приняла уже обвальный характер. Самое поразительное во всех этих нововведениях то, что они внедрялись без сколько-нибудь серьезных медико-гигиенических и психофизиологических исследований и без анализа их возможных последствий для развития и здоровья детей.

Л. Татарникова (2001) утверждает, что в итоге совокупностей действия всех описанных выше условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца, органов дыхания, ЖКТ), нарушение осанки и болезни опорно-двигательной системы, ухудшения зрения, расстройства психики и иммунной системы, деградации детородных функций. Ко всему этому добавляются неблагополучие и трагедии семейного плана, ухудшение экологической среды, несбалансированное питание, ранние вредные привычки и т.д. Как результат – катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных