Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информация об авторе




Составитель данного курса Попов Василий Борисович, в 1962 г. р., канд. филос. наук (в 1996 г.), доцент кафедры философии и социологии (в 2000 г.) ЛНПУ имени Тараса Шевченко.

ІІ. Методические рекомендации.

Мотивация курса

Данный курс дает общие теоретические и методологические основы, проблематику предмета, которые позволяют проводить собственные социологические исследования религиозных систем, а также выполнять ряд работ в государственных учреждениях, связанных с вопросами по делам религии.

 

Общие положения

Для усвоения курса учащийся должен самостоятельно проработать учебный материал, выполнить задание к каждой лекционной теме. Основное внимание следует уделить узловым аспектам, выделенным в начале каждой лекционной темы, которые во многом носят проблемный характер. Кроме этого, студенты должны составить развернутый план-конспект каждой темы, законспектировать наиболее важные моменты лекции.

К зачету необходимо в электронном виде с распечаткой ответить на один из вопросов практического занятия (всего их четыре). С целью контроля знаний предусмотрены также две модульные контрольные работы студентов, которые подытоживаются и оцениваются в рейтинговой форме.

 

 

Критерии рейтинга

Получение зачета по данной дисциплине обусловливается следующим минимумом требований. Студент выявляет теоретические знания по курсу на уровне репродуктивного воспроизведения, может использовать знания при решении профессиональных задач. Им проработаны материалы учебной литературы. Обе модуль-контрольные работы также должны быть оценены положительно.

Оценка «зачтено» выставляется студентам, набравшим по рейтингу не менее 50% от общей максимально возможной суммы баллов.

Оценка «не зачтено» ставится в том случае, если студент выявляет поверхностные знания в теории, допускает ошибки в использовании понятийно-категориального аппарата, испытывает трудности в практическом применении знаний в конкретных ситуациях. При этом хотя бы одна из модуль-контрольных работ получает оценку «неудовлетворительно».

 

ІІІ. Робоча програма курсу

Модуль I

Тема 1. Вступ. Соціологія релігії: предмет, структура і методологія курсу.

Тема 2. Феномен релігії.

Тема 3. Соціологічні теорії релігії: генезис і еволюція.

Тема 4. Основні тенденції розвитку релігійних систем.

Практичне заняття 1. Соціологія релігії як галузь соціологічної науки. Феномен релігії.

Практичне заняття 2. Історіографія курсу. Основні тенденції розвитку релігійних систем.

 

Модуль II

Тема 1. Релігія як символічна система.

Тема 2. Релігія та форми її організації.

Тема 3. Релігія і суспільство.

Тема 4. Секуляризація та майбутнє релігії.

Тема 5. Релігійна ситуація в сучасній Україні.

Практичне заняття 3. Релігійний символ. Релігійні організації.

Практичне заняття 4. Релігія і суспільство: історія і сучасність. Релігійна ситуація в Україні.

Література

1. Гараджа В.И.Социология религии. - М., 1996.

2. Смелзер Н. Социология. – М.,1988.

3. Лубський В.I. и др. Релiгiєзнаство. - К., 2003;

4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1994.

5. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.

7. Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. – М., 1994.

8. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М., 1994 – 1995. – Ч. 1 – 2.

9. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религоведение: социология и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

10. Історія релігій в Україні. – К., 1999.

11. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983.

12. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986.

13. Эмаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.

14. Юнг К. Р. Архетип и символ. – М., 1991.

15. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.

16. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Перспективы. – М., 1994.

17. Социология сегодня: Проблемы и перспективы. – М., 1965.

18. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – Ч. 5.

19. Религия и политика в посткоммунистической России. – М., 1994.

20. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986.

21. Сумерки богов. – М., 1989.

22. Яблоков И.Н. Социология религии. – М., 1979.

 

Распределение учебного времени

 

Срок обучения 10 недель

Количество модулей 2

Консультации 12 час.

Самостоятельная работа 24 ч.

Форма контроля зачет

Общий объем курса 54 ч.

 

IV. Понедельное расписания курса

Тиждень Діяльність студентів Год.
1-й тиждень   Завдання на тиждень: Вивчення тем 1, 2 Вивчення питань  
П’ятниця Види діяльності: читання та конспектування. Вивчення питань: 1. Походження терміну „релігія”. 2. Основні підходи до феномена релігії. 3. Специфіка соціологічного підходу до феномена релігії. 4. Методологія соціології релігії. Види діяльності: читання і конспектування.    
2-й тиждень Завдання на тиждень Вивчення тем 2, 3  
Вторник Вивчення питань 1. Структура релігії 2. Типи релігійних організацій 3. Функції релігії 4. Класифікація релігій Види діяльності: читання і конспектування  
Пятница Вивчення питань 1. Зарождение научных воззрений на религию 2. Становление социологии религии: К.Маркс, позитивизм, М. Вебер, Э.Дюркгейм Виды деятельности: чтение и конспектирование    
3-я неделя Задание на неделю: изучение тем 3,4  
  Изучение вопросов: 1. Основные направления в социологии религии: функционально-интегративный и системно—эволюционный функционализм Т.Парсонса. 2. Утвержденеи постнеклассической парадигмы и современные тенденции в развитии социологии религии 3. Виды деятельности: чтение и конспектирование  
Среда Консультация  
     
Пятница Изучение вопросов: 1. Ранние формы религии. Мифологическое мировоззрение. 2. Ранние этнотерриториальные религии. 3. Поздние этнотерриториальные религии. Монотеизм древности Виды деятельности: чтение и конспектирование.    
4-я неделя Изучение темы 4  
Вторник Изучение вопросов: 1. Мировые религии. Превращение христианства в мировую религию. Церковный раскол. 2. Реформация и протестантизм. 3. Ислам: общая характеристика и тенденции развития. 4. Нетрадиционные религии. 5. Виды деятельности: чтение и конспектирование  
Среда Консультация  
Пятница Практическое занятие № 1  
5-я неделя Вторник, Задание на неделю: выполнение практических занятий. Практическое занятие № 2    
Пятница Консультация  
6-я неделя Задание на неделю: изучение темы 1 модуля 2  
Понедельник Консультация  
Вторник Модуль-контрольная работа № 1  
Пятница Изучение вопросов 1. Понятие символа. Роль символа в религиозных системах. Феномен сакрального. 2. Символическая структура религии. 3. Ритуал как символическая реализация верований через действия. 4. Символ как интегральный элемент религиозной системы. Виды деятельности: чтение и конспектирование.    
7-я неделя   Задание на неделю: изучение темы 2, 3  
Вторник Изучение вопросов 1. Понятие о религиозной системе, ее структуре. 2. Проблемы религиозных организаций в историографии. 3. Тенденции развития религиозных организаций: история и современность. Виды деятельности: чтение и конспектирование.    
Пятница Изучение вопросов: 1. Религия как общественный институт. Эволюция религиозных систем в исторических типах общественного устройства. 2. Церковь и государство в гражданском обществе.  
  Виды деятельности: чтение и конспектирование.  
8-я неделя Понедельник Задание на неделю: изучение темы 3, 4.  
  Консультация  
  Изучение вопросов: 1. Религия и война. 2. Религия в системе культуры. 3. Семья и религия.    
  Виды деятельности: чтение и конспектирование.  
Пятница Изучение вопросов: 1. Понятие «секуляризация». 2. Теории секуляризации. 3. Религия в секуляризированном обществе. 4. Проблема кризиса религии в современном обществе.  
  Виды деятельности: чтение и конспектирование.  
9-я неделя Задание на неделю: изучение темы 5, выполнение практических заданий  
Понедельник Консультация  
Вторник Изучение вопросов: 1. Религиозные организации на Украине в 1985 – 1991 гг. 2. Провозглашение независимости и религиозная жизнь в Украине. 3. Общие тенденции развития религиозных организаций в Украине.  
  Виды деятельности: чтение и конспектирование.  
Пятница Практическое занятие № 3  
10-я неделя Задание на неделю: выполнение практических заданий  
Вторник Практическое занятие № 4  
Среда Консультация  
Четверг Модуль-контрольная работа № 2  

 

Вводная лекция

Тема: Социология религии: предмет, структура и методология курса

План

1. Социология религии в общей системе социологического знания

2. Структура и проблематика курса «Социология религии».

3. Методы социологии религии.

Целью данной лекции является раскрытие методологических основ курса «Социология религия» как специфической отрасли социологической науки. Для этого освещается структура и проблематика курса, специфика методов применяемых в данной сфере.

1. вопр. 1 воп. Социология религии лежит на стыке нескольких отраслей знания: с одной стороны - это раздел социологии, с другой - часть религиоведческого комплекса наук (философия религии, история религии, психология религии), стык эмпирической науки, философии и богословия. Социология религии изучает религию как социальный феномен, явление доступное эмпирическому исследованию. Исследуются религиозные институты и отношения между ними, их отношениями с другими общественными институтами и как религиозные верования влияют на социальное поведение индивидов. При этом сами по себе религиозные представления социологом не рассматриваются, главное выяснить здесь мотивацию человеческих действий. Таким образом, религия как предмет социального анализа - совокупность структур, процессов, отношений, связанных с функционированием религии в составе социальной тотальности, то есть взаимодействие религии и общества.

Социология религия - теория среднего уровня. Она развертывается от эмпирических данных к их обобщенным. Принцип опоры на эмпирические данные отличает социологию религии от феноменологии религии, философии религии и теологии. Социолог имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию. В предмет социального анализа характера не включается сверхъестественное. Социология религии эмпирическая наука, основывающаяся на фактах. Для социолога религия - совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальный и духовный). В предмет социологии религии включаются доступные наблюдению поведение человека в широком смысле слова, включающего его деятельность и те факторы, которые включены в эту деятельность, связанные с феноменом религии. Вне поля зрения остается предмет субъективного религиозного поведения.

От эмпирических данных социология религии проникает в сущность религии как социального явления. Отметим важность междисциплинарных связей (история, антропология, психология, лингвистика). Междисциплинарные исследования (социология религии - экономика - М.Вебер). Место социологии религии в комплексе религиозных наук.

Феноменология занимает промежуточное место между науками о религии и теологии. Феноменология исследует религию в формах ее самопроявления. Предмет ее изучения акт веры, трансцендентное и взаимодействие с ним человека, мистические аспекты религии. Рудольф Отто «Священное» - 1917. Религия трактуется им как встреча Бога и человека. Подобно теологии феноменология религия рассматривает религию как трансцендентную реальность, недоступную эмпирическим методам исследования.

Теология основывается на догмате реальности существования трансцендентного субстанционального начала. Ее цель - раскрыть и обосновать религиозные догматы, основывается на примате веры над разумом. Предмет теологии - Бог и самообнаружение Бога в мире, его откровение. Главное здесь - осмысление религиозной связи с объектом веры.

Социология религии не задается вопросами истинности или ложности религиозных положений. Она занимает нейтральную позицию по Основному вопросу философии. В 50 – 60-е гг. ХХ в. возникает церковная социология, проводятся исследования церковных организаций, церковь изучается как социальная реальность. Ее возникновение есть результат заинтересованности теологии эмпирическими социальными исследованиями. Социологические исследования рассматривались как средство достижения религиозных целей. Основная установка теологии, трактующая церковь как божественное воплощение, осталась неизменной. Церковь рассматривалась вне социального процесса.

В советской социологии церковь, религия рассматривались как пережиток прошлого, то есть как внесоциальный феномен по отношению к социальному обществу. Теология и научный атеизм сошлись в отрицании специфики социального видения религии.

Социология религии основывается на «методологии атеизма» - надо искать решение проблем и объяснение изучаемых явлений, не прибегая к актам божественного действия, откровения и т.п. Например, с социальной точки зрения неправильно объяснять веру в бога существованием самого бога. Э.Дюркгейм: «социальные феномены должны положить объяснение в социальных категориях».

 

Вариант 3 1вопр.Методы социологии религии

В социологии религии применяются общесоциологические методы исследования: опрос, статистический анализ, наблюдение, кросс-культурный сравнительный анализ, анализ письменных источников.

Метод опроса - стандартизированное интервью, письменное заполнение анкеты. Изучаются вопросы религиозной принципиальности, частота посещения церкви, знание вероучения и т.п. Он применяется для установления корреляций между специфическими чертами религиозности и определенными социальными установками, но недостаточен для выявления глубоких, существующих причинно-следственных связей. Необходимо дополнить данными статистического анализа, контент-анализа, наблюдениями и т.д. Основная трудность - несовпадение слов и мыслей опрашиваемых. Здесь важное значение имеет интерпретация полученных данных.

Наблюдение. Выделяют несколько видов наблюдения. Стандартизированное наблюдение, то есть наблюдение по заданной программе. Включенное наблюдение - жизнь в среде изучаемых. Наблюдение скрытое и открытое. Здесь можно сопоставлять слова и дела верующих. Требует высокой квалификации наблюдателя и преодоления субъективизма. Метод экспериментирования практически не применяется. Чувства верующих не должны быть объектом манипуляции.

Анализ исторических данных, письменных источников используется в разработке типологии религиозных организаций, изучении этапов эволюции религиозных учений, влияния религии на общественные процессы и т. п. Строгий метод анализа документов – контент-анализ, выделение религиозных тем или невысказанных предположений, анализ текстов проповедей дает возможность раскрыть реальное религиозное сознание.

 

М О Д У Л Ь I

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Феномен религии

План

1. Происхождение термина „религия”.

2. Основные подходы к феномену религии.

3. Специфика социологического подхода к феномену религии.

4. Методологии социологии религии.

5. Структура религии.

6. Типы религиозных организаций.

7. Функции религии.

8. Классификация религий.

При изучении данной темы основное внимание необходимо уделить следующим моментам. Прежде всего, методологическим проблемам, возникающим при попутках социологического определения феномена религии. В чем их причина? Чем социологический подход к религии отличается от богословского и научно-философского? Каковы общие методологические парадигмы социологии религии? Необходимо разобраться в основаниях макроструктурных компонентов религии, а также в методологических подходах при классификации религии.

Целью данной лекции является раскрытие сущности религии как предмета социологического изучения. Для этого рассматривается методология социологии религии, основные социологические подходы к данному феномену, дается структура, типология и классификация религиозных систем.

 

Задания к теме

1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Выпишите основные методологические подходы к феномену религии вместе с их сущностными чертами. Найдите в тексте и законспектируйте разделы, касающиеся методологии социологии религии и структуры религиозных систем. Составьте классификацию религии с ее методологическими основаниями.

2. Выделить основные категории и их определения (религия, типы религиозных организаций, функции религии, религиозное сознание, культовая деятельность, религиозная организация, религиозный культ, анимизм, тотеизм, магия, культ предков, политеизм, монотеизм, мировые религии и др.). В случае отсутствия определений в тексте, найти их самостоятельно, используя справочно-методическую литературу.

3. Ответьте на вопросы:

а) в чем сходство и различие между субстанционным и функциональным подходом в социологии к феномену религии?

б) сущность многомерного подхода в социальном познании.

Термин религия как обозначение связи Бога и человека возник в XV - XVI вв. Обоснование религии, как специального социокультурного явления, произошло в трудах представителей немецкой классики, в марксизме, позитивизме.

Латинские аналоги: relegere - созерцать, бояться, religare - связь, religio - благочестие.

Научно-философское определение религии

Религия дословно «благочестие» - вера в сверхъестественные силы управления миром, это способ общения с данными силами.

Религия основывается на вере в Бога(ов). Бог – трансцендентная сверхприродная сущность.

Этапы эволюции религии: политеизм - монотеизм.

Возникает представление об Абсолюте, творце всего сущего. Абсолют – разум, благо, власть, справедливость, свобода.

Вариант 4.О сновные подходы к феномену религии: богословский, научно-философский, социологический. Богословский - цель обоснование и защита религиозного вероучения, религия - высшая духовная ценность. Источник религии - божественное откровение. Два подхода в определении сущности религии: супранатурализм и исторический подход. Первый - религия сверхприродное откровение; второй - подчеркивает веру в Бога как объективную историческую потребность. По вопросу роли религии в обществе две тенденции - разъединения и соединения. Первая основывается на противопоставлении религии как трансцендентно высшей ценности бренному вещественному миру («миру сему»); вторая стремится показать, как религиозные ценности пронизывают все явления социалистической действительности.

Развитие рациональных подходов, становление науки и рациональной философии привели к тому, что религия как социокультурное явление подверглось изучению и анализу с данных методологических позиций.

Расчленение на религиозную философию и философию: религии первая - приоритет веры, вторая - знания. Религия, с одной стороны, изучается как целостность (философия), с другой (социология, история, этнография и т.п.), изучаются различные аспекты религии. В философском подходе религия изучается в первую очередь в мировоззренческом ракурсе. Здесь рассматривается проблема соотношения в религии духовного и материального начал.

Вариант 5. Специфичность социологического подхода определяется следующими обстоятельствами. Слово религия не во всех языках имеет однозначные эквиваленты. Христианское понимание религии основывается на понятии сверхприродного и трансцендентного, что не совсем соответствует соответствующему буддистскому, синтоистскому и другим вероучениям Иоанн Павел II - буддизм - атеизм.

Вебер считает, что религия как предмет социологического исследования - социальное поведение человека, доступное наблюдению. Социальная религия не есть наука о священном, она не касается отношения человека и священного, это наука о человеке и его отношении к тому, что он считает священным.

За пределами социального подхода к религии лежат следующие определения данного явления:

1) теологические и религиозно-философские, в основе которых лежит представление о сверхъестественной сущности, субстанциональной основе мировоззрения. Сущность религии здесь определяется как связь Бога и человека, которая не может быть адекватно отражена рационалистически;

2) в его основу положено понимание религиозного опыта, который может пониматься либо в контексте теологии, либо психологии. Религиозные переживания, с ним связанные, иррациональны и индивидуальны. Слова приобретают значения символа. Символические формы - миф, икона молитва;

3) религия - совокупность элементов, которые могут быть обозначены как религиозные объекты. Исторический опыт их рассмотрения таких феноменов заключается в их исследовании в контексте общественной эволюции. Религия выступает здесь как часть культурного целого, звено исторического процесса. Феноменологический подход рассматривает религию как универсальную данность вне конкретных форм ее проявления. Религия - «встреча со священным». Он стремится при помощи сравнений обнаружить инвариантные структуры, элементы религиозного сознания и практики.

Трудность определения феномена религии в социологии связана еще и с полемикой между социальным номинализмом и реализмом, что препятствует попытке дать интегральную дефиницию религии. В религиозном феномене важно выявить не только его универсальную структуру, но и функциональное назначение. Дюркгейм: «религия - солидарная система верований и практик, относящаяся к вещам священным, данная система представляет моральную общность, называемою церковью». То есть о религии мы можем говорить тогда, когда люди соотносят свои действия с вещами, которые они считают священными.

В социологии применяется два подхода к исследованию религии как социального феномена: субстанциональный и функциональный. Субстанциональный подход нацелен на то, чтобы указать, что есть религия, что составляет ее сущность, а функциональный пытается показать, раскрыть ее функции. Субстанциональный подход -Э. Тайлор -религия - вера в духовные существа. Трудность здесь связана с пониманием природы священного. Если священное это социально значимое (Дюркгейм), то чем религия отличается от патриотической идеи.

Вариант 5 2вопр.вариант 6 2 вопр Функционалистское определение - религия - попытка решить предельные проблемы бытия, неподдающиеся контролю события (смерть, стихийны бедствия и т.п.). Б. Малиновский - религия вступает в действие тогда, когда человеку уже не на что надеяться. Уязвимой оказывается, однако методология функционального подхода, поскольку сначала выдаются необходимые функции, а затем к ним подгоняются социальные феномены. В качестве реальных исследуются все социальные феномены, выполняющие функции религии.

Соединить функциональный и субстанциональный подход попытался Т.Парсонс, предложив определение религии в рамках «системного функционализма». Религия включена в три системы настроившихся над биологической системой организма: 1) система личности; 2) социальная система; 3) система культуры. Религия находится на стыке двух последних. Т.Парсонс применяет междисциплинарный поход, связь с антропологией и психологией.

Религия представляет человеческий феномен, объединяя культурную, социальную и личностную системы в единое целое. Субстратной основой религии есть общность верующих исповедующих общие верования, мифы интерпретированные абстрактные ценности культуры, которые в определенной исторической реальности применимо благодаря ритуальному поведению, обозначают священное.

Хотя структура и функции неразрывно связаны, но в процессе исследования выделяются в самостоятельные сферы: «структура религии» и «функции религии».

Структура и функции религии разворачиваются в ходе эволюции религиозных систем во взаимосвязи с историческим процессом.

Истоки религиозных верований связываются с неандертальцами. Религия начинается с разграничения предмета и мысли о нем. Дальнейшее развитие процесса абстрактного мышления происходит уже среди неоантропов. Однако вряд ли можно говорить здесь о религии как целостном явлении. Религиозное мировоззрение базируется на антитезе: Бог-человек, у первобытных людей такого противопоставления не было. Мифическое мировоззрение предполагает осмысление действительности на чувственно-образном уровне. Идея - образ. О феномене религии как целостном явлении окончательно можно говорить лишь с появлением письменности и цивилизации. Можно говорить о религии в узком (строгом) и широком смысле. В широком - с появлением веры в сверхъестественные силы, в узком – с противопоставления мирского (вещественного) и трансцендентного.

Вариант 6Теории происхождения религии:

1. Теологическая. Источник религиозных представлений - Бог. Он открыл себя либо непосредственно через откровение, пророков и т.п. - традиционный подход или через врожденные идеи - Декарт.

2. Научные теории.

Политико-государственная теория. Критий 460 – 403. Религия - продукт деятельности законодателей. В Новое время ее исповедовали просветители.

Натуралистическая концепция. Причина возникновения религии – страх и бессилие человека перед природными явлениями. Демокрит - источник религии страх. После просветителей трансформировалась в материалистическую - марксистскую.

Марксизм выделяет онтологическо-гносеологические, психологические и социальные причины происхождения религии. Упор на социологические - бессилие перед природой (неразвитость общественных отношений), (страх – психологические), онтологическо-гносеологические - потребность в осмыслении действительности, неспособность объяснить явления природы. Дальнейшее развитие религии связывалось с потребностями правящих кругов - поддержка и освящение существующего строя. Религия – есть орудие классового господства.

Мифологическая концепция Макс Мюллер (1823 – 1900). Источник религиозных представлений миф или различные аспекты мифического сознания - аниматизм - одушевление природы, анимизм - вера в душу, духов, магию. Фрезер выделяет три стадии: магия - религия - наука.

Психологическая теории. Фрейд связывает происхождение религии с особенностями психики человека. Религия - вид психического расстройства.

Вариант 7 Структуру религии можно рассматривать в трех аспектах: религиозное сознание, культовая деятельность, религиозная организация.

Религиозное сознание - отношение верующего к окружающей его действительности на основе веры в господство сверхприродных сил. Элементы религиозного сознания: религиозные взгляды, религиозные чувства, религиозный смысл

Религиозные взгляды - представления о Боге, мире и человеке.

Религиозные чувства - эмоциональное отношение к миру и Богу.

Религиозный смысл - важнейшая мировоззренческая установка относительно цели жизни человека, соотношения Бога, мира, человека; добра и зла.

Основа религиозного сознания - религиозная вера - убежденность в существовании господствующих сверхприродных сил, зачастую не требующих доказательств.

Религиозная система делится на догматику (системное изложение религиозных положений), экзегетику - истолкование религиозных текстов и канонику - теория церковного права.

Религиозная культ - реализация веры в предметах, символах, действиях индивидов и групп верующих. Культ может быть направлен на самые разные объекты, от географических объектов и природных явлений до Абсолюта и раскрывается через культовые сооружения, религиозное искусство, религиозные предметы.

Важнейшим элементом религиозного культа является религиозный обряд - обусловленный традициями, символические индивидуальные и коллективные действия, направленные на установление взаимосвязи с сверхприродными силами. Выражается в знаково-символической системе. Знак - символ, т.е. предмет, обозначающий другой предмет и выражающий определенное содержание.

Наиболее распространенный вид религиозного обряда - молитва - вербальное (словесное) обращение человека к объекту веры. В развитых формах религии (христианство, ислам) молитвы осуществляются главным образом во время богослужений в церквях. Церковь - связующее звено между Богом и человеком. Важнейшее богослужение - литургия, осуществляется в воскресные и праздничные дни.

Исход элемент религиозной организации - религиозная группа - относительно немногочисленное объединение верующих внутри религиозной общности, образовавшейся для проведения религиозных обрядов.

Вариант 7 Типы религиозных организаций: церковь, секта, харизматический культ и деноминация.

Церковь - строго централизованная церковная организация с широко развернутой иерархической системой взаимодействия священнослужителей и верующих.

Секта - объединение верующих оппозиционных соответствующей религии. Разновидность секты - харизматический культ. Его особенностью является то, что он возникает вокруг определенной особы, провозгласивший себя носителем божественной благодати (харизмы).

Секта, которая примирилась со своими противниками, называется деноминацией.

 

Функции религии

Компенсаторная, терапевтическая, мировоззренческая (выработка религиозного мировоззрения), регулятивная, коммуникативная, интегративная и дезинтегративная, идеологическая (идеология - система взглядов, выражающих отношение к действительности и целям социальной деятельности); политическая, легитимизирующая функция, культурообразующая.

Вариант 10Классификация религий

Многомерный подход позволяет развивать одновременно несколько классификационных систем феномена религии.

По уровню развития: ранние верования первобытнообщинного строя (анимизм, тотемизм, магия, культ предков), политеизм, монотеизм, синкретические религии, нетрадиционные формы религии.

Критерии: время возникновения, уровень организации (жесткий, гибкий), отношение к государству (государственная религии, религии национальных меньшинств).

Формы распределения: территориальные, надтерриториальные.

Этносоциальные критерии: национальные, наднациональные - универсальные, мировые.

Общая схема:

I. Ранние формы религии.

II. Национальные (этнические) религии.

1. Ранние этно-территориальные религии - политеизм древности.

2. Поздние этно-территориальные религии:

а) индуизм, конфуцианство, сикхизм, даосизм, джайнизм, зороастризм возникают с середины I т. до н.э;

б) монотсизм древности (иудаизм, атонизм)

III. Мировые религии.

IV. Нетрадиционные религии: неохристианство, ориентированное направление, синтетические, неоязычество, сатанизм и т.д.

ЛЕКЦИЯ 3

Тема: Социологические теории религии: генезис и эволюция

План

1. Зарождение научных воззрений на религию.

2. Становление социологии религии: К. Маркс, позитивизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм.

3. Основные направления в социологии религии: функционально-интегральное и системно-эволюционнное.

4. Неоэволюционизм и универсальный функционализм Т. Парсона.

5. Утверждение постнеклассической парадигмы и современные тенденции в развитии социологии религии.

Для понимания данной темы следует, прежде всего, разобраться в основных тенденциях развития социологии религии в русле глобальных процессов эволюции социального познания, выделить основные парадигмы данной отрасли социологической науки и их взаимодействие друг с другом.

Целью данной лекции является раскрытие основных тенденций эволюции социологии религии. Для этого ставятся следующие задачи: осветить процессы становления социологических воззрений на религию, основные методологические парадигмы социологии религии и их преломление в историографии, описать современную ситуацию в данной отрасли.

 

Задания к теме

1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Найдите в тексте разделы, касающиеся становления и развития основных парадигм социологии религии, а также современной ситуации в данной отрасли знания и законспектируйте их.

2. Дайте хронологию основных этапов развития социологии религии.

3. Выделить ведущие методологические подходы в развитии социологии религии и охарактеризовать их.

4. Дайте ответ на вопросы:

а) в чем различие классического и постклассического периода развития социологии религии;

б) сравнить функционально-интегративный и системно-эволюционный подходы в социологии религии.

 

Вариант 11Социология религии как научная дисциплина зарождается с эпохи Просвещения. Радикальная критика религии (Гольбах, Дидро). Умеренное направление подвергало критике католическую церковь, ее практику и догматику, однако признавало потребность в объектах веры. Культ разума - Вольтер. Руссо - «Об общественном договоре» - 1762. Здесь религия рассматривается как социальный интегратор. Религия как целостное явление впервые проанализирована Кантом, давшего научно-философскую трактовку данного феномена. Ряд кантовских положений использовались затем позитивистами, главное из них – приоритет разума над церковными догматами. Философский анализ религии «в пределах только разума» требовал извлечь из религии рациональное зерно и дать человеку разумную религию - моральная религия, религия разума - основа морального поведения. Общие подходы к изучению религии разработаны О.Контом. Им предлагалось распространить на общественные науки строгую методологию естественных. Теория социальной динамики. Три стадии развития: теология - философия - позитивная, три типа религиозного сознания (фетишизм - политеизм - монотеизм). Первая стадия предполагает объяснение действительности по методу аналогии. Сверхъестественные силы наделялись человеческими свойствами. Религия - неотъемлемая часть жизни общества, но затем уходит на периферию, вытесняется наукой.

Подготовил почву для социологии религии К. Маркс. Он указал на социальную роль религии как надстроечного инструмента, раскрыл ее компенсаторскую функцию в качестве «отчужденного сознания». Т. Спенсер (1820 – 1903) выдвинул идею органического единства социальной системы и ее эволюции. Социальный подход к религии должен заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной стороны деятельности церкви. Вариант 3 Основатель социальной религии Э. Дюркгейм (1858 – 1917). Основная цель социологии религии по Дюркгейму раскрыть структуру религии, разработать подходы к исследованию религии. Религия трактуется им как социальный институт, универсальный социальный феномен и для изучения религии использует сравнительный метод. Содержание религиозных верований меняется, но функции религии сохраняются. Религия не есть ложное сознание, а неотъемлемая сторона жизни общества. Основа религии - разделение сакрального и профанного. Источник религии - социальный способ существования. Религия возникает не потому, что индивид начинает размышлять о проблемах бытия, но потому, что есть общество как социальная структура, отличающаяся от суммы индивидов. Носитель религии не индивид, а коллективное сознание.

Тотемизм как первая форма религии. В первобытных общинах жизнь управляется социальными императивами и запретами - механическая солидарность.

Коллективное сознание перекрывает индивидуальное, индивид растворен в обществе. Религия, как один из социальных интеграторов, религиозной общественной жизнедеятельности. По мере развития социальной дифференциации, усложнения форм религиозной жизни происходит высвобождение личностного начала - органическая солидарность.

Дюркгеймовское положение о приоритете ритуала над вероучением в религиозных системах для ранних цивилизаций спорно, для мировых религий - неправомерно. Религия должна оставить свои теоретические притязания и выполнить утилитарные функции. Моральная функция - формирование идеалов.

Вариант 4 М. Вебер (1864-19200). Религия как один из факторов социальной динамики. Главная функция религии - функция смыслополагающая, рационализация человеческой деятельности. Разработка сравнительного метода при помощи концепции «идеального типа». Сопоставление различных идеальных типов (например, протестантский и индуистский фатализм), исследование мировых религий. По Веберу - это религии, которые имеют наибольшее число последователей и оказывают заметное воздействие на ход мировой истории - христианство, буддизмва, ислам, иудаизм, индуизм. Три способа отношения к миру:

1) конформизм, даосизм - приспособление к миру;

2) индуизм, буддизм - религии бегства от мира;

3) иудаизм, христианство - религии овладения миром.

Для каждой религии характерен свой тип рационализации. Бессмысленно говорить о функции религии вообще, так как социальные последствия каждой конкретной религии различны, даже одна и та же религия трансформируется в различных социальных контекстах. Католики - традиционная рационализация, протестанционизм - современная. Первый этап рационализации - переход от магического воззрения, где нет четкого деления на земное и трансцендентное к религиозному делению мироздания на земную и небесную сферы.

Основное внимание уделил связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Степень рационализации обратно пропорциональна силе влияния магического элемента. Восточные религии - барьер на пути индустриального развития. «Протестантская этика и дух капитализма» - 1905 г. - протестантизм как неотъемлемый фактор развития капитализма.

Исследования типов церковных организаций: церковь - секта - деноминация.

Система категорий: пророчество, харизма, рутинизация.

Вебер - основоположник сравнительной социологии религии. Разработал понятийный аппарат социологии религии.

Вариант 3т-4 Работы Дюркгейма и Вебера заложили два подхода в социологии религии: функционально-интегративный (Дюркгейм), где религия выступает как стабилизирующий фактор и системно-эволюционный, в котором религия связывается с процессами общественной эволюции и трансформацией общества. Дальнейшее развитие функциональный подход получил в работах
вариант 6 2Б. Малиновского (1884 – 1942) в которых религия рассматривалась как средство преодоления кризиса. Базисные потребности и стремления людей должны удовлетворяться таким способом, который позволит сохранить стабильность в обществе. Функции религии:

1) в кризисных системах она восстанавливает единство группы;

2) посредством обряда инициации делает индивида полноправным членом общества, обязывает соблюдать «священные» ценности и нормы.

Магия, колдовство в первобытных общинах, обеспечивали приемлемое объяснение неудачи. Со временем они утратили свое прежнее значение. Решение возникших проблем взяла на себя религия. Она вступает в действие там, где человек исчерпал свои собственные возможности. Роль ритуала. Иной подход в рамках функционализма предложил А.Р. Рэдклифф-Браун (1881 – 1955). Он связывает функции большинства социальных отношений не с индивидами, а с коллективными потребностями. Главные функции религии не эмоционально-психологическое утешение индивида, потребности общества требуют прямо противоположного - повышение беспокойства, а не избавление от него. Вызывая опасения нарушить нормы установленные культурой, религия выполняет функцию предотвращения девиантного поведения. Человеческие потребности должны уступить место божественным предписаниям.

Обе теории скорее дополняют друг друга. Один и тот же ритуал может выполнять обе функции. Погребальный обряд.

Вариант 7 2вопр. Свой подход к религиозному феномену приложил Г. Зиммель (1858-1918) основоположник «формальной социологии». Его воззрения развивались на стыке социологии и философии жизни. Он попытался выделить абстрактную модель религиозной формы, т.е. чистый тип религии. В обществе присутствуют определенные религиозные потребности, так называемые «религиозные порывы», к которым относится стремление к восполнению несовершенства жизни. Данные потребности - психический материал, душевные свойства, из которых возникает религия, но сами по себе они не являются причиной возникновения религии. Религия - форма наличного бытия, приспособленная для удовлетворения религиозных потребностей, которая придает человеческому существованию единство, смысл и совершенство. Два уровня бытия: первый - уровень опыта; второй - сфера искусства, игры, науки и религии. Этот уровень стремится охватить действительность как целое. Религия повторяет те же связи, которые существуют между индивидом и общей группой. Божество является трансцендентным местом сосредоточения групп сил. Религия - единство вещества жизни и религиозной формы. Объективные религиозные образования - церковь и догматика - слабый отблеск чистой формы религии. Цель религии - удовлетворить потребности человека, но когда религиозные институты костенеют, догматика превращается в самоцель. Индивидуальные потребности входят в противоречие с догматикой и церковными институтами.

Вариант 8 2 вопр. В русле эволюционисткой парадигмы работали Эванс-Причард, Ж. Дюмезиль, Леви-Стросс.

Эванс-Причард - исследования религиозных верований среди этнических общностей в Судане. Предмет исследования - первобытная магия и ее функции. Социальные конфликты есть оборотная сторона социальной стабильности, средство для ее поддержания. В магических ритуалах содержится та же казуальная логика, что и обычной практической деятельности. Магические ритуалы отличаются системностью, последовательностью и логически соответствует социальному контексту. Ж. Дюмезиль - структура мышления индоевропейских народов имеет троичное членение. Триадическая идеология. Триадическая иерархия.

Леви-Стросс - социальная структура воплощает - универсальные принципы функционирования человеческого разума - психологический редукционизм. Мифическое мышление отражает объективную логику внешнего мира. Человечество связано единой структурой бессознательного. Мифические сюжеты - способ снятия фундаментальных вопросов человеческого бытия (жизнь-смерть) через бинарные оппозиции, взятые из самой действительности. Мифическое мышление возвышается над истинным и конкретным, поднимаясь во вневременную высоту, что дает возможность познать отношения между миром и человеком.

Вариант 9 2 вопр. 50 – 60-е гг. ХХ в. всплеск неоэволюционизма Р. Белла во многом пересекается с ним и структурный фукционализм Т. Парсонса, создавшего наиболее универсальную теорию социального взаимодействия.

Белл определяет религию как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными формами существования. Не существует единой совокупности символических форм. Задача социолога - классифицировать эти формы. Эволюция - процесс возрастающей дифференциации и усложнения уровня организации системы, что увеличивает ее приспособляемость к среде, в результате чего возрастает автономия самой системы символов. Пять этапов эволюции. Далеко не всякая религия прошла эти пять этапов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный.

Примитивная религия исчерпывается двумя символическими формами: ритуалом и мифом. Ритуал - приобщение к коллективному действию. В ритуале исчезает дистанция между действительностью и мифом. Примитивная религия трактуется им с позиций солидаристской концепции Дюркгейма. Три варианта примитивистской религии: индивидуальный, шаманистский и общинный. Отсутствует деление на народный и официальный уровень.

Часть ритуала связана со способами достижения успеха индивидом посредством магических действий - индивидуальный вариант.

Первая форма специализации духовной жизни - шаманизм. Это харизматическая фигура. Деятельность шамана не предполагает какую-либо организацию.

Третий вариант - общинный культ. Ритуалы, связанные с изменением статуса индивида в общине, весь цикл повседневной жизни, включая календарные, сезонные ритуалы. Религиозные роли не отделились от более общих ролей той или иной личности в обществе.

Миф и ритуал в примитивной религии не требует рационального обоснования общих ценностей.

Архаическая религия характеризуется появлением в обществе социального расслоения. Появляется организация религиозной деятельности в виде культа с комплексом богов, жрецов, богослужений. Систематизация мифов и ритуалов. Появление жречества, как особой социальной группы. Нет еще институализации религиозной жизни. Священное и мирское воспринимается как различные способы организации единого мироздания.

В исторической религии ясно выражено представление о трансцендентном. Бог противоположен миру. Это религия спасения. Возникает церковная организация. Исторические религии - мировые религии - иудаизм, буддизм, индуизм, конформизм, христианство, ислам.

Раннесовременные религии - протестантизм эпохи Реформации и другие похожие движения. Сдвиг религиозных верований в сторону индивидуального религиозного опыта.

Современная религия - просветительский атеизм, кантианство и т.п. Характеризуется возрастающей субъективностью. Не религиозная организация носитель веры, а личность. В современном обществе ни один из типов религии полностью не исчез. Единое измерение религиозной жизни дает «гражданская религия». Это нечто близкое национальной вере, признание общих святынь чисто спекулятивного характера.

Вариант 10. 2. Комплексный подход к феномену религии пытался применить Т. Парсонс в русле своей универсальной теории интерсубъективного взаимодействия. Он выделяет три основы человеческой деятельности: символичность, нормативность, волюнтаризм. Личностная, культурная, социальная сферы общественной жизнедеятельности находятся в постоянном взаимодействии. Интеграцию он связывает с понятием стабильности системы. Каждый новый этап дифференциации должен сопровождаться интеграцией системы.

Каждое общество должно обеспечивать образ действий, соответствующий нормативной системе, которая требует обоснования и узаконения. Религия предстает в качестве средоточия культурной системы, сочленения социальной системы с культурной, так как требуется мотивация, обеспечение следования культурным образом. Религия рассматривается как гарант стабильности и жизнеспособности общества. Она идентифицируется с культурнонормативной функцией, так как соотносит нормы со значительными ценностями, укорененными не в конкретных социокультурных системах, а в общих универсалах человеческого существования. Религия представляет такой способ восприятия действительности, в которых общественный строй наполняется объективным смыслом, восходящим к божественным установлениям.

Данную идею развивает и Н. Луман. Система - некое упрощение, редукция возможных действий. Функционирование системы включает селективный образ действий: какие-то возможности реализуются, другие отбрасываются. Возникает необходимость в обосновании селективного образа действий. Это обоснование и составляет функцию религии. Сначала миф, затем более сложные системы, построенные на понимании трансцендентного, божественном миропорядке.

Всеохватывающий функционализм Т. Парсонса был подвергнут критике Р. Мертоном, который выступил против абсолютизации интегрирующей функции религии и недоучета дезинтеграционного момента. В своей концепции теорий среднего уровня он предложил функцией считать только те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции системы или ее приспособленностью к среде, дисфункция - это обратные процессы. Нужно остерегаться вывода незаменимости религии, в различных системах религия может выполнять различные функции. Необходимо выделять функции религии в различных социальных контекстах, вместо того, чтобы определять функцию религии в качестве универсального фактора.

Помимо функционизма в современной религии продолжает развиваться и сравнительно-исторический метод, заложенный М. Вебером.

Хобхауз, Уиллер и Джинзберг сделали попытку соединить сравнительный метод с широким обзором конкретных обществ. Разработали эмпирическую схему социальной эволюции. Попытались установить соответствие каждому уровню конкретных форм политической и духовной жизни. Методологическая база данных построений далеко не бесспорна.

Дж. Ленски попытался применить в социологии религии статистические методы. Исследовал показатели религиозности в крупном американском городе. Исследования церковных организаций Э. Трельча. Исследования сектантства Б. Уилсона. П. Бергер попытался осуществить синтез Маркса, Дюркгейма, Вебера по проблемам социологии религии. Методологическая установка Бергера - редукционизм: он стремился объяснить религиозную веру через внерелигиозные чувства, социопсихические факторы. Рассматривает религию как проекцию, основывающуюся на иллюзии.

В целом современная социология религии по большей части занимается религиозными институтами и культовой практикой стран Запада, хотя есть немало работ посвященных религиям Азии. В центре внимания социологов в настоящее время находится процесс секуляризации. Этой проблеме посвящены и ряд работ по церковной социологии в теологическом направлении. Х. Кокс «Мирской град».

 

ЛЕКЦИЯ 4

Тема: Основные тенденции развития религиозных систем

План

1. Ранние формы религии. Мифологическое воззрение.

2. Ранние этнотерриториальные религии.

3. Поздние этнотерриториальные религии. Монотеизм древности.

4. Мировые религии. Превращение христианства в мировую религию. Церковный раскол.

5. Реформация и протестантизм.

6. Ислам: общая характеристика и тенденция развития.

7. Нетрадиционные религии.

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие проблемные моменты. Каковы основные тенденции эволюции религии? Возникновение мировых религий как решающий пункт развития религиозных систем, переход на новую качественно высшую стадию. Процессы трансформации мировых религий в новое и Новейшее время.

Целью данной лекции является ознакомление студентов с основными закономерностями эволюции религиозных систем. Для этого определены основные этапы их развития со специфическими особенностями, дается историческая типология, в рамках которой особо выделен феномен мировых религий, анализируются современные процессы эволюции религиозных систем.

 

Задания к теме

1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Найдите в тексте разделы, касающиеся мировых религий, и законспектируйте их.

2. Выделить основные этапы эволюции религиозных систем и охарактеризовать их.

3. Выпишите незнакомые Вам термины и найдите их значения.

4. Дайте ответ на вопросы:

а) особенности мифологического мировоззрения;

б) в чем отличие ранних и поздних этнотерриториальных религий;

в) можно ли назвать весь предшествующий этап развития религий лишь предысторией на пути к мировым? Если да, о почему?

Миф – духовное воспроизведение действительности в виде повествования через систему образов, зачастую фантастического типа. Основные черты мифологического мировоззрения анимизм, аниматизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, зооморфизм. Миф – это ранняя синкретическая форма общественного исследования, базирующаяся на единстве образа и идеи; естественного, сверхъестественного и социального. Миф и обряд – две стороны мифического сознания. Вил Шмидт (1868-1954) - концепция первобытного монотеизма. Тейлор, Спенсер - веры в богов как трансцендентных существ не было. В качестве исходных называют то анимизм с тотемизмом, то фетишизм. При переходе от охотничьего хозяйства к земледельческому происходит кардинальная смена культа. Земледельческие культы - Духи-Боги плодородия, умирания и воскресения природы. Происходит трансформация тотемизма в мифологические предания о первопредках и первочеловеке.

Появляются более строгие и тщательно разработанные обряды. Сформировалась мантика – система гаданий и предсказаний. С эпохи неолита возрастает значение культа предков. Необходимость удовлетворять материальные потребности умерших.

Вариант 16..Ранние этно-территориальные религии - эпоха цивилизации.

Общие черты этнических религий: отстранение от официального культа низов общества; крайний политеизм, учение о загробной компенсации, обязательность жертвоприношений.

Институализация религиозной деятельности на Востоке. Жречество. Ранние религиозные системы Египта, Двуречья, маздеизм, ведическая вера, античное язычество. Ранние этно-территоральные религии ассимилировали социо-культурные пласты родоплеменных верований. Сакрализация своих этносов, государственного строя и правителей. Фараон. Тщательная разработка ритуала. Царско-храмовые комплексы - Ближний Восток, их распад, но храмовой экономический комплекс сохраняется. Племенные божества того или иного политического центра становятся верховными богами Ра - Амон - Фивы - Новое царство - ХVI в. до н. э. Двуречье - Мардук, Ашшур.

Религиозные верования в основном базировались на идее первородного хаоса (егип. – Нун), его преодоления через дуализм Земли и Неба и дальнейшего усложнения божественной иерархии. Дуализм земли и Неба накладывался на дуализм женского и мужского начал (Китай). На Ближнем Востоке последняя диада постепенно оттесняется на периферию. Ирригационная деятельность преломилась в религиозных верованиях - преодоление Хаоса (морские стихии). Обожествление природных явлений. В разных религиях на первый план выходили различные природные феномены. Солярные, астрономические культы сильны в Месопотамии (Син, Шамаш, Иштар-Солнце, Луна, Венера), но слабы в Греции. Культ плодородия, умирающей и воскресающей природы распространен практически везде. В Египте (Осирис, Адонис, Деметра-Персефона) остается учение о двух видах души – Ка-Ба, ХАТ-тело. Крайний зооморфизм Египетской мифологии. Адонис, Деметра-Персефона хтонические божества связь с культом плодородия Жизнь-Смерть.

Иран - древняя религия - маздеизм (Ахура-Мазда) два класса божеств: у иранцев: ахура и дэвы; у индоариев - дева и асуры. Первая - благая, вторая – вредоносная. В Индии не сложилось резкое противопоставление добра и зла, а в Иране это противостояние стало структурообразной основой религиозных представлений. Мифологическая картина мира у иранцев рассматривается через глобально-космические противоборство Добра и Света (Ахура-Мазда), Зла и Тьмы (Ангро-Майнью). Морально-этический дуализм. Верховное божество - Ахура-Мазда вытесняет на периферию остальных. В конце правления Ахеменидов усилился культ Митры - помощника Ахуры-Мазды, бог Солнца, покровитель воинов. Затем в начале н.э. митранизм складывается в особый культ, на 3ападе конкурируя с христианством.

Индия. В рамках брахманизма ведется детальная разработка сложных философских категорий: Брахмо-атман, сансара, драхма, карма и т.п.

В Китае рано начинается процесс демификации и десакрализациии первичных религиозных верований. Юань-Кэ-IX-VII вв. систематизация, рационализация мифа. Древние мифические предания растворились в поздних текстах. Культ природных явлений (небо, земля, ветер, дождь и т.д.) уже в Шан-иньский период (XV – XI вв. до н. э.) уступает место культу Неба, который связывается с идеей верховного правителя. Небо постепенно утрачивает антропоморфные черты, становится высшим олицетворением разума, абсолютной субстанцией. Место мифов о богах заняли легенды о мудрых правителях. Это генотеизм - признание многобожия, но почитание одного. Китай - государственническая религия. Государство как высшая ценность. Конфуцианство.

Античная религия складывается в XI – VIII вв. Разрыв с предшествующей эпохой. Отсутствие четких догматов. Художественное осмысление явлений природы. Крайний антропоморфизм. Общие идеи: первородный Хаос, исходная диада - Земля и Небо. Формирование божественной иерархии - олимпийские боги.

Отсутствие жречества как социальной прослойки. Традиционная религиозная мифология стала быстро разрушаться в V в. в связи с развитием философии. К концу эры превратилась в совокупность обрядов.

Римская религия быстро слилась с греческой. Римские боги стали двойниками греческих, специфически римский – Янус. Формирование жреческих коллегий. В III – II вв. усиление влияния коллегии понтификов - общегосударственные обряды, составление календаря, списков консулов, численность 3-15 человек - верховный понтифик. Сращение светской и религиозной власти. Императоры - верховные понтифики. Культ гениев человека - культ императоров - общегосударственная религия. Попытка через нее идеологически укрепить императорский строй не удалось. Разрушение традиционных верований, проникновение фригийских (Кибела II в. до н. э.), а затем и восточных божеств (Осирис, Исида, Митра). Традиционная религия затем выродилась в обряд. Кризис - усиление христианства.

Вариант 17. Поздние этно-территориальные религии (ПЭТР): индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, зороастризм, манихейство, митранизм.

Вторичный характер ПЭТР. Их формирование осуществляется либо через пересмотр первичных верований (индуизм, конфуцианство, зороастризм), либо через разрыв с ними (джайнизм, сикхизм). В качестве особого варианта выделим монотеизм древности: атонизм, (культ Антона - Египет - реформа Эхматона) иудаизм.

У истоков поздних ПЭТР могут стоять исторические личности: Махавира Джина, Эхнатон, Мани, Конфуций; или легендарные - Зороастр, Лао-цзы, Моисей, Нанак. Однако основоположник может и отсутствовать (индуизм). ПЭТР возникли в условиях углубляющейся социальной дифференциации. Распад единых царско-храмовых комплексов. Обособление светских и духовных институтов. Институализация сфер общественной жизнедеятельности - связи между религией и политической сферой приобретают отчасти внешний характер. Феномен государственной религии. Конфуцианство во время династии Хань У-ди - 140-80-е года соединились с некоторыми принципами легизма и стало государственной религией и идеологией. Веротерпимость отчасти сменилась на борьбу с ересями. Антидэвов указ Ксеркса 486-465. Однако гонения не приобрели тотального характера как при господстве догматических учений (христианство, ислам).

Ясперс об осевом времени, пять религиозных традиций. Прорыв к трансцендентному. Усложнение и тщательная разработка религиозных положений. Процессы межцивилизационного взаимодействия привели к более широким взглядам на мир и человека. Преодоление первоначальной замкнутости. Данная тенденция не носит линейного характера. Иудаизм - религия избранного народа.

Индуизм в отличие от брахманизма выступает против излишней жесткости варнового строя, но отказа от варнового строя не требует. Однако буддизм и джайнизм выступали против авторитета Вед.

В Китае общая тенденция - философские системы становятся религиями. Конфуцианство - государственная религия, даосизм - секта. Если в индуисткой религии традиции лейтмотив поиск индивидуального спасения, то в Китае - гармония между обществом и человеком. Исключение даосизм.

Учение Зороастра VIII – VII вв. основывается на резком возвеличивании Ахура-Мазды за счет остальных богов и столь же резко ему противопоставляются Ангро-Майнью. Резкий дуализм. Генотизм. Идеи Зороастра отчасти нашли поддержку у Ксерка (антидэвовский уклад), но в конце концов, Ахемениды не приняли Зороастризма. При последних усилился Митра. Зороастризм выдвигается на первые позиции в парфянский период, а при Сасанидах стал официальной религией. Верховный жрец мобедан-мобед.

Кавад I (488-531) в борьбе со знатью пытается опереться на маздакизм (разновидность манихейства). Уравнительное учение. Наследный принц Хосров (531-577) в 529 г. подавил это движение.

Усиление монотеистической тенденции. Возобладала в атонизме и утвердилась в индуизме. Иудаизм развивается от генотеизма к монотеизму. Яхве - первоначально дух пустыни, покровитель плодородия. Представляется в образе быка или льва, затем бог племени Иуды® всего еврейского народа. Связь атонизма и иудаизма. Культ Яхве накладывается на политеизм (элохим). Яхве - Абсолют XIII в. до н. э. Идея богоизбранности еврейского народа. Идея Абсолюта перекочевала в христианство.

ПЭТР - шаг на пути к мировым. Общая черта - усиление монотеистской тенденции.

Мировые религии

Мировые религии - результат формирования надрегиональных образований, расширения взаимодействий между этно-территориальными общностями. Возникновение империй не обязательно должно предшествовать их появлению. Буддизм. Обратный вариант - христианство. Тенденция к универсальному, возникшая уже в ПЭТР, получает здесь уже полное воплощение. Две внешние черты: надрегиональность, наднациональность – это космополитические универсальные религии, прозелетизм (особенно христианство, ислам), отказ от этнической обрядности. Роль основателя. Внутренние признаки: христианство, ислам - монотеизм, буддизм-монотеистическая тенденция, выражающаяся через категорию единого безличностного жизненного процесса. Более высокий уровень абстракции, изживание первобытных черт, антроморфизм присутствует в ослабленном виде. Более высокая степень систематизации, догматизм (христианство, ислам), завершение процесса индустриализации религиозной жизни - церковь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных