Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 2. Тема: Историография курса




Тема: Историография курса. Основные тенденции развития религиозных систем.

1. Классический и постклассический период развития социологии религии: сравнительный анализ.

2. Функционально-интегративный и системно-эволюционный подходы в социологии религии: сходства и различия.

3. Особенности мифологического мировоззрения.

4. Какие этапы проходят в своем развитии религиозные системы? Дайте их характеристику.

5. Какие методологические приемы применяются при классификации религий? Основные типы классификаций.

6. Ранние и поздние этнотерриториальные религии: сравнительный анализ.

7. Мировые религии как глобальный социокультурный феномен.

8. Причины превращения христианства в мировую религию.

9. Расколы в христианстве: их причины, сущность, характеристика.

10. Реформация, протестантизм и процесс генезиса капитализма: проблема соотношения.

11. Ответ христианства на вызовы современности.

12. Нетрадиционные религии: их сущность, типология, тенденция развития.

13. Буддизм его сущность, течения и тенденции развития.

14. Ислам: сущность, догматика и тенденции развития.

15. Модернизационные течения в исламе. Исламский фундаментализм.

М О Д У Л Ь II

ЛЕКЦИЯ 1

Тема: Религия как символическая система

План

1. Понятие символа. Роль символа в религиозных системах. Феномен сакрального.

2. Символическая структура религии.

3. Ритуал как символическая реализация верований через действия.

4. Символ как интегральный элемент религиозной системы.

Ключевыми проблемами данной темы являются вопрос о роли символа в структуре религии об опорных элементах в религиозно-символических структурах и их соотношении, в конечном счете, необходимо уяснить для себя какие именно процессы и явления превратили религию в структурированную символически значимую систему.

Целью данной лекции является раскрытие роли и места символических структур в религиозных системах. Для этого дается понятие символа, анализируется его связь с религиозным ритуалом, а также интегрирующие функции символа.

Задания к теме

1. Составьте развернутый. Выпишите основные методологические подходы к феномену религии вместе с их сущностными чертами. Найдите в тексте и законспектируйте разделы, касающиеся методологии социологии религии и структуры религиозных систем. Составьте классификацию религий с ее методологическими основаниями.

2. Ответьте на вопросы:

а) ритуал и символ в религиозных системах: проблема соотношения;

б) феномен сакрального;

в) как Вы понимаете положение о том, что религия как социокультурное явление представляет символически значимую систему.

24Религия – символическая модель, формирующая человеческий опыт как познавательный, так и эмоциональный. Символ -знак представляющий другую вещь или воплощающий определенную идею.

Человеческое сознание обнаруживает способность к символизации. Слово - символ. Определенную идею Рыба. Крест. Символические посредники - деньги, власть, влияние, ценностные нормы (Т. Парсонс) - конструктивная символизация (экономическая подсистема), морально-ценностная, когнитивная и экспрессивная символизация.

В религии символы выражают то, что не может быть передано другими способами - феномен сакрального. Отличительная особенность религиозных символов - их связь с опытом восприятия трансцендентной реальности. Этот опыт не укладывается в структуру рационального, логичного. Носит мистический характер. Религиозный опыт - воспроизведение действия особых сверхъестественных сил, преломляется в вещах и событиях повседневной жизни. Раскрывается через феномен сакральное-священное. Сакральное воспринимается как сила, вырывающая человека из привычного образа действий и устанавливающая другие правила поведения, открывающие для него новую жизнь.

26.Понятие о сакральном проходит несколько этапов. Первая стадия - оно обозначает все то, что не укладывается в обычный ход вещей. Сакральное выступает как нерасчлененное единство добра и зла, чистого и нечистого. Вторая стадия - оно олицетворяет определенный порядок действий, гарант сохранения традиций, предотвращения хаоса. Третья стадия - переход от «религии закона» к «религии спасения» - сакральной приобретает этические характеристики, становится «святым», воплощением блага, истины, красоты.

Представления об особых силах возникают в самых различных формах мифического мировоззрения. М. Вебер - «магический символизм». Здесь происходит замена одного предмета другим. Религиозные символические системы - макроуровень социальной жизни. Религиозные символы способствуют осмыслению человеческого поведения, его соотношения с глубинными проблемами бытия. Религиознее символы предлагают модель мироздания, помогающий верующим понять природу мира и смысл человеческой жизни, дают им эмоциональное утешение. В религиозных символах осознается опыт предельного, встреча с трансцендентным священным, выходящим за рамки повседневности. В религиозной символической модели показывается не только, каков есть мир, но и каким он должен быть. Принятие системы религиозных символов оказывает воздействие на всю жизнедеятельность человека, ее установки и мотивации.

Только поняв символическую структуру религии, можно объяснить социальные последствия религиозной ориентации. Для создания необходимого эффекта религиозно-символическая система должна обладать специфическими свойствами, отличающими ее от других систем - философских или научных. Она дает раз и навсегда значимое решение, которое никак не может быть поколеблено. С помощью символов религиозное мировоззрение воспринимается как единственно верное. Религиозная истина представляется более глубокой, чем рациональная или эмпирическая очевидность. Тертулиан - Фома Аквинский.

Религия осуществляет сакрализацию ценностей, придает им социально-значимый характер. Религиозные символы раскрывают фундаментальные условия функционирования человеческого общества через их сопряжение с сакральным и трансцендентным.

28.Во многих религиях решающее значение придается не верованиям, а ритуальному поведению. Ритуальное поведение - форма символического поведения, в отличие от обычая оно лишено утилитарного практического смысла. Выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки во всех аспектах человеческого существования, связано с социальным контролем, воспитанием и т.п. Ритуал в отличие от этикета связан с убеждением в его глубоком ценностном, сакральном смысле. Религиозный ритуал направлен на священные вещи. Религиозный ритуал - символическая реализация верований через действия. Магический ритуал прагматичен в отличие от религиозного. Ритуал относится к области реальной практики, а миф к познавательному компоненту религии. Миф определяет границы понимания ритуала и дает ему обоснование. Символы, в отличие от понятий, воспринимаются легче на эмоционально-чувственном уровне и не требуют интеллектуальных усилий. Взаимосвязь мира и ритуала, повествования и действия: первородный грех - исповедь, тайная вечеря - причащение. Ритуал - драматизация мифа, воплощение символов в действительность. Ритуал может выразить и то, что не вербализуемо. Миф обретает зримые черты в ритуале, хотя ритуал может совершаться и без ясного сознания заложенного в мифе значения. Участники ритуала в действительности приобщаются и творят трансцендентное, сакральное.

Социальное значение ритуала - установление отношений между людьми, усвоение верований, религиозных установок ценностей. Ритуал -действие, направленное на установление и поддержку божественного порядка. Символизирует власть целого над индивидом, власть сакрального над профанным, над личностью. Ритуальный страх - страх нарушения божественного порядка.

Таким образом, опорные элементы религиозно-символической системы - ритуалы и мифы, на основе которых в религии получают развитие концепции общего порядка бытия - религиозное мировоззрение и устойчивые общепринятые установки и мотивации, ценности и нормы - религиозный этос. Религия поддерживает социокультурные образцы поведения. Социальные, политические, идеологические и т.п. ценности, идеи норм могут быть выражены в религиозной форме. Нидерландская и Английская буржуазные революции. Со временем происходит секуляризация сознания - Французская революция.

30Отсутствие общепринятых национальных символов, в т. ч. и религиозных, – показатель деградации общества. Религия может выступать как средство национального сплочения.

Религиозное мировоззрение чаще всего реализуется в ценностно-мотивационных ориентациях, нежели в виде осознанной системы взглядов на мир. Стержнем здесь является символическая модель организации человеческого опыта -познавательного, эмоционального, волевого, характеризующая нерасчленением этих трех компонентов. В конкретных формах религии может доминировать какой-то один из этих аспектов. Однако религиозная символика связывает их в систему. Символы определяют то, что мы думаем о них, то, как мы их ощущаем, переживаем, то какую ценность мы признаем за ними. Мировоззрение и этос дают целостное восприятие мира. В религиозной системе они дополняют и усиливают друг друга. Мировоззрение подтверждает, обосновывает этос. Этос придает авторитет религиозным взглядам на мир. Символы связывают мировоззрение и этос в целостную систему знаний, охраняя сложившийся порядок в обществе. Индивидуальное сознание болезненно воспринимает крах ощущений неизменности мира.

Таким образом, можно выделить ритуалистический тип религий (приоритет ритуала) и обрядоверие - религии закона. Религии спасения, как правило, основывается на примате вероучения.

Вывод. Религия как социокультурное явление представляет структурированную символически значимую систему. Символ - интегральный элемент религиозной системы.

 

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Религия и формы ее организации

План

1. Понятие о религиозной системе, ее структуре.

2. Церковь как религиозная организация. Проблемы религиозных организаций.

3. Тенденции развития религиозных организаций: история и современность.

При изучении данной темы мы выделяем такие проблемные моменты как вопрос о структуре религиозной системы, взаимосвязи процесса институализации религии и возникновение церкви как ее организационной формы. С методической точки зрения также важно разобраться в современных процессах.

Целью данной лекции является ознакомление студентов с институциональными основами религиозных систем, для чего ставятся следующие задачи: дать понятие религиозной системы и ее структуры. Раскрыть институт церкви как организационной основы религиозной системы и обозначить основные тенденции развития религиозных организаций.

 

Задания к теме

1. Составьте развернутый план-конспект лекции. Выпишите основные типы религиозных организаций с их краткой характеристикой. Найдите в тексте раздел касающийся тенденций развития религиозных организаций и законспектируйте его.

2. Выделите основные этапы эволюции религиозных систем в аспекте их иституализации.

3. Ответы на вопросы:

а) когда можно говорить о возникновении религиозных церковных организаций (церкви)?

б) сравните роль и место религиозных структур в социальном устройстве докапиталистических и капиталистических обществ;

в) церковь как социальные институты на Востоке и Западе: есть ли различия?

г) каковы перспективы церковных организаций в современную эпоху?

Религия - это не просто совокупность людей-одноверцев, но и системная общность. Интегральные свойства религиозных систем. Их субстратом является совокупность соответствующих религиозных институциональных форм (высшая форма – церковь). Совокупность элементов и связей между ними задают структуру религиозной системы.

В архаических религиях - социальный носитель религии все общество в целом. Церковь как социальный институт отсутствует. Религиозные общности совпадают с общинно-племенным делением. В цивилизациях Древнего Востока - государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется государственной - национальные религии, народные. Процессы социальной дифференциации - индустриализация религиозной жизни. (Царско-храмовые комплексы, жрецы и т.д.). Синкретические формы. Религия выступает как институализированная сфера, однако, специфическая религиозная организация, в полном смысле слова, так и не сформировалась. Первые религиозные организации создаются в малых девиантных группах, стремящихся к изоляции от общества. Общие признаки организаций (в том числе и религиозных): разделение труда, разделение власти, делегирование ответственности. Связи внутри общности должны быть на порядок интенсивнее внешних связей система (субсистема) качественно-специфическая общность характеризуется автономной логикой развития. Этого в этно-территориальных религиях как раз и не было.

34.Церковные организации формируются в структурах мировых религий. Христианская община - харизматическая группа. Нет структуры, ритуала, строгой догматики. Формирование церковных организаций осуществляется через догматизацию и институализацию. Догматизация вызывает с другой стороны - конфессиональную дифференциацию религии. Рутинизация харизмы, на ее место приходит организация. Церковь. Духовенство.

Социология религии рассматривает структуру церкви в контексте социологии организаций. Особенности стиля деятельности церковных организаций зависят от общих характеристик культуры, в рамках которой она функционирует, а также от характера решаемых задач.

Э. Трельч (1912) - два типа религиозных организаций: церковь и секта. Вебер расчленяет церковь и секту по трем признакам: 1) отношение к миру; 2) критерий членства; 3) организационная структура.

Черты церковной организации по М. Веберу.

1. Церковь носит универсальный характер. Ее цель, чтобы каждый член общества был и ее членом. Эта универсальность достигнута только в средние века. Секта - неприятие мира, осуждение мирских порядков. Не стремиться к универсальности явилась община избранных.

2. Умеренные требования к своим членам - церковь. Каждый может быть членом церкви. Крещение детей. Членство в секте добровольное решение - крещение взрослых. Более жесткие требования к своим членам. Дисциплина, аскетизм. Спасение благодаря индивидуальным заслугам.

3. Церкви присуща бюрократическая организация. Секте нет. Церковь тяготеет к руководителю административного типа, а секта к харизматическому типу руководства. Секта ориентирована на фундаментализм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных