Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам" (Коран, 5:3).




ДОЗВОЛЕННОЕ И ЗАПРЕТНОЕ

В ИСЛАМЕ

 

Автор шейх Юсуф Кардави

 

 

Переводчик М. Саляхетдинов

 

Скажи, [Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, - запретны?" Скажи [им]: "Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный День". Так Мы разъяснили аяты людям сведущим. Скажи: "Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение, признание других богов наряду с Аллахом, о чем Он не ниспосылал никаких предписаний. [Запретил Он] и возводить на Аллаха то, чего вы не знаете» (Коран 7:32-33).

 

 

В книге известного ученого Юсуфа Кардави получили освещение вопросы мусульманского права (фикха). Она содержит широкий комплекс правовых норм, регулирующих различные стороны жизни последователей Ислама.

Книга представляет собой не только полезное руководство для русскоязычных мусульман, неискушенных в знании своей религии, но и для тех, чьи представления об Исламе и шариате сложились на основе информации, почерпнутой главным образом из российских СМИ, не вполне объективно освещающих исламскую тематику.

Это первая книга Кардави, изданная на русском языке.

 

 

Об авторе

 

Шейх Юсуф Кардави родился в 1926 году в небольшой деревне на западе Египта, где захоронен один из сподвижников Пророка Абдулла аз-Зубейди. К десяти годам молодой Юсуф уже знал наизусть весь Коран.

В 1953 году он закончил факультет основ религии (усул уд-дин) университета Аль-Азхар. Среди 180 выпускников факультета он занял первое место по сумме выпускных баллов.

В 1954 году он получил свидетельство об окончании факультета арабского языка, заняв первое место среди 500 студентов, после чего он возглавлял институт имамов при министерстве Вакуфов Египта, затем работал в департаменте исламской культуры университета Аль-Азхар.

В 1961 году Ю. Кардави возглавил религиозный институт в столице Катара Дохе.

В 1973 году он основал отдел исламских исследований при Катарском государственном университете (КГУ) и стал его руководителем. В этом же году он с блеском защитил докторскую диссертацию на тему: "Роль закята в разрешении социальных проблем".

В 1989 году шейх основал исследовательский центр сунны и биографии Пророка при КГУ, который возглавляет и поныне.

После учреждения Европейского совета по фетвам и исследованиям со штаб-квартирой в Дублине с 1997 года он также руководит этим представительным органом.

Шейх является блестящим оратором, публицистом, незаурядным писателем, поэтом, правоведом, профессиональным специалистом в самых различных областях исламских наук. Кардави - автор более 80 монографий, которые пользуются огромной популярностью во всем мире. Многие из его книг, став настоящими бестселлерами современной исламской мысли, издавались десятки раз и были переведены на многие языки мира. Число же его публикаций, выступлений, лекций не поддается подсчету.

Ю. Кардави - выдающийся исламский проповедник и ученый, не приемлющий крайностей и относящейся к центристам, которые следуют заповеди Пророка придерживаться принципов «уммы середины». Он сочетает в своих взглядах традиции и современность, акцентируя внимание на рациональном понимании целей и приоритетов шариата, приводит к гармонии неизменяемость Ислама и перемены эпохи, черпает вдохновение из прошлого, сосуществует с настоящим и смотрит в будущее.

 

Переводчик

Предисловие переводчика

 

 

Исламская цивилизация уже через несколько десятилетий после смерти Пророка заняла доминирующее место в мире, и оставалась таковой вплоть до ХIХ века. На протяжении всего этого времени мусульмане подарили миру великое множество ученых во многих областях знаний (медицина, математика, астрономия и т.д.), вместе с этим шло интенсивное развитие науки в области исламского законодательства (фикх). Но из-за упадка, который претерпел исламский мир к ХIХ столетию, ознаменовавшегося колонизацией практически всех его территорий, развитие исламской цивилизации фактически было заторможено. Все это отразилось на функционировании учебных заведений и развитии наук, в том числе исламских. Несмотря на такое крайне тяжелое положение, мусульманский мир не остался без ученых и выдающихся деятелей (Аль-Афгани, Марджани, Баруди и многие другие), однако они не могли оказать существенного влияния на процесс развития исламской цивилизации, поскольку мусульманский мир был захвачен и поделен между различными державами. Ситуация начала меняться к середине ХХ столетия, которое на этот раз было ознаменовано подъемом национально-освободительных и исламских движений, сбросивших иноземное колониальное иго западных держав. Это в свою очередь способствовало развитию общеобразовательных наук, в том числе исламских. Одним из представителей этой волны стал молодой Юсуф Кардави.

Таким образом, мы наблюдаем существенный пробел в развитии исламских наук, в частности фикха в период ХIХ и первой половины ХХ столетия, в самый пик фактической порабощенности исламского мира.

Задача, вставшая перед новым поколением мусульманских ученых постколониальных мусульманских стран, была непростой, поскольку недавнее прошлое сыграло разрушительную роль в развитии исламских наук, которые должны были отвечать требованиям новой эпохи. Эту картину можно вполне сопоставить с состоянием Ислама в постсоветском пространстве.

Книга, лежащая перед вами, как раз и относится к этому постколониальному периоду и принадлежит перу тогда еще молодого ученого, а ныне одного из наиболее популярных и авторитетных мусульманских богословов современности шейха Юсуфа Кардави. Первое издание книги "Дозволенное и запретное в Исламе" было осуществлено в 1960 году. К настоящему времени эта работа выдержала более сорока официальных изданий и несчетное количество нелегальных.

По окончании этой работы она сразу была утверждена и одобрена специальной комиссией при университете Аль-Азхар. После первого выпуска она сразу стала бестселлером. Известный богослов Мустафа аз-Зарка сказал: "Эта книга должна быть в каждой мусульманской семье". А известный ученый Али Тантави по этой книге преподавал в мекканском университете на факультете воспитания. Однако к книге критически отнеслись ряд ученых салафитского направления, которые предпочитают придерживаться более жесткой позиции в вопросах исламского законодательства.

Методология рассмотрения тем, затронутых в этой книге, - уникальна. В действительности шейх является первопроходцем, так как он первый взялся за такую работу, применяя новую методологию. Он сделал довольно успешную попытку собрать и обобщить материал из ранних арабоязычных классических источников, используя также и современные труды. Будучи мусульманским ученым, он стремился объективно оценить и сделать выбор в пользу той точки зрения, которая, по его мнению, отвечала бы интересам мусульман в свете меняющегося мира. Автор в своей работе постарался коротко разобрать наиболее насущные вопросы, с которыми фактически ежедневно приходится сталкиваться мусульманам.

Важная особенность, которая отличает шейха Кардави от других его коллег - мусульманских ученых, - это его многочисленные поездки по свету. Шейху приходится часто выезжать на различные конференции, семинары и лекции. Посещая многие страны, он знакомится с особенностями жизни мусульман как в экономически развитых странах Запада, так и в отсталых государствах третьего мира. Это позволяет ему более широко смотреть на проблемы мусульман и мусульманских общин и выносить более взвешенные решения и фетвы, тем самым завоевывая большее доверие и популярность в мусульманском мировом сообществе.

Одной из последних его работ является сборник «Современные фетвы», первые два тома которого уже изданы более 10 раз, а первое издание третьего тома вышло в 2001 году. Ожидается выход продолжения этой работы. Хотелось бы отметить, что, просматривая позднюю работу Ю. Кардави «Современные фетвы» и сравнивая ее с ранней его работой «Дозволенное и запретное в Исламе», мы можем констатировать, что умудренный опытом шейх практически не пересмотрел ничего из того, что он изложил в своей ранней книге, которая сегодня лежит перед вами в русском переводе.

Во время работы над переводом, чтобы максимально адекватно передать текст первоисточника в круглые скобки (общий текст) и квадратные (в Коране) заключены слова, отсутствующие в арабском изложении, которые, однако, необходимы для целостности восприятия материалов книги на русском языке, без изменения смысла исходного текста.

Аяты Корана в основном приведены в переводе М.-Н. Османова с незначительными изменениями. В книге использованы некоторые переводы хадисов Владимира Абдуллы Нирши с незначительными корректировками.

Переводчик и издательство «UMMA» будут признательны всем, кто пришлет свои замечания и предложения по данной книге, которые обязательно будут учтены в следующем издании. Наш электронный адрес: muhsalahus@yahoo.com

В заключение хотелось бы вынести свою благодарность шейху Юсуфу Кардави, любезно согласившемуся на издание этого русского перевода.

 

Мухамед Саляхетдинов, Председатель организации «Исламский конгресс»

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Халял (дозволенное, или законное) – то, что разрешено, относительно чего нет ограничений и что Законодатель (Аллах) разрешил делать.

Харам (запретное) – то, что запрещено Всевышним и, следовательно, недопустимо с точки зрения мусульманского права; вышедший за пределы этого правового поля будет наказан Творцом после смерти, а при жизни понесет кару в соответствии с нормами шариата.

Макрух (нежелательное или отвратительное) – то, что считается негативным проявлением при отсутствии прямого религиозного запрета; легкомысленное отношение к макруху – путь к хараму.

 

 

Предисловие к первому изданию

 

Главное управление Департамента исламской культуры университета Аль-Азхар предложило мне принять участие в масштабном проекте: подготовке адресованных широкому кругу читателей книг, которые, будучи переведены на другие языки, представляли бы Ислам и его учение в странах Европы и Америки, могли бы использоваться мусульманами в процессе обучения, а также способствовали бы популяризации Ислама среди немусульман.

Несомненно, данный проект имеет благую цель и огромное значение. К тому же он весьма своевременен, ибо не секрет, что многие мусульмане Европы и Америки обладают весьма скудными религиозными познаниями, не свободными подчас от искажений и путаницы. Недавно мой друг из Аль-Азхара, проживающий в одном из штатов Америки, написал: «Многие мусульмане этого штата содержат бары и зарабатывают на жизнь продажей спиртных напитков, не подозревая даже, что это является великим грехом в Исламе». В письме говорилось также о том, что «мужчины мусульмане женятся на женщинах христианках, иудейках, а иногда и язычницах (мушриках)[1], не обращая внимания на мусульманок, в общем не ведают, что творят...».

Если такое возможно у мусульман, то что же тогда творится среди немусульман? Население Запада имеет весьма искаженное представление об Исламе, его Пророке (Мир ему)[2] и его последователях. Насаждено оно христианскими миссионерами и идеологией империалистических держав, задействовавших все доступные им средства пропаганды для опорочивания Ислама и ожесточения людей против него. В то же время мусульманская общественность до сей поры как бы не замечала этих потоков лжи и ничего не противопоставляла им. Настало время переломить ситуацию и донести людям правду об Исламе, привлечь их к нему. Я приветствую представителей Аль-Азхара и всех, кто причастен к нашему проекту, и призываю коллег к полной самоотдаче в этом благородном деле, желая всем всяческих успехов.

Департамент исламской культуры поручил мне написать популярную книгу о дозволенном и запретном в Исламе, рассказать попутно и о том, что одобряется и запрещается другими религиями и культурами, сравнить эти подходы.

На первый взгляд, тема дозволенного и запретного в Исламе может показаться не такой уж и сложной, однако в действительности она крайне трудна. Никогда – ни в прошлом, ни в настоящем – такой анализ не проводился. Традиционно эти вопросы рассматривались в трудах по исламской юриспруденции (фикху), а также в комментариях к Корану (тафсирах) и сборниках хадисов[3] Пророка (Мир ему).

Заявленная тема обязывает автора определиться и в вопросах, как вызывавших разноголосицу во мнениях у ранних богословов, так и порождающих несхожие точки зрения в среде современных ученых. Следовательно, чтобы предпочесть одно суждение другому по интересующим нас вопросам, необходимы величайшее терпение и скрупулезный анализ имеющихся в нашем распоряжении материалов. Постигая истину, исследователь-богослов должен быть, разумеется, глубоко верующим в Аллаха человеком.

 

***

Большинство современных исследователей Ислама можно разделить на две группы.

Представители первой группы ослеплены чарами западной цивилизации. Благоговея перед этим великим идолом, они поклоняются ему, потупив глаза, и приносят для него жертвы. Путеводная звезда для них – западные ценности и традиции. Если какой-либо аспект Ислама соответствует этим незыблемым, по их мнению, основам, они хвалят и превозносят его, а если противоречит, пытаются приладить его к ним, стремятся придумать им обоснование или прибегают к уловкам и искажениям учения мусульман. У стороннего наблюдателя, пытающегося разобраться в этой демагогии, может сложиться впечатление, что у Ислама нет иного выбора, кроме как во всем покориться западной цивилизации. Описанный подход проявляется и в суждениях апологетов Запада о запрете Исламом статуй, лотерей, ростовщичества, внебрачных связей, ношения мужчинами золота и шелка, восстания женщин против собственной женской природы и т. д. Порой мы слышим толки о разрешенном в Исламе талаке [4] и многоженстве, будто то, что стало нормой на Западе, – это халял, а то, что там преследуется, – это харам [5]. Представители названной нами группы исследователей, по-видимому, забыли, что Ислам – это слово Аллаха, и нет ничего превыше Его слова. Ислам ниспослан для того, чтобы ему следовали, а не для того, чтобы он подстраивался под кого-то; ниспослан, чтобы господствовать, а не для того, чтобы покоряться. Как может Господь людей подчиняться людям же, и как может наш Создатель потворствовать прихоти тех, кого Он же и сотворил?

"И если бы истина следовала их [низменным] страстям, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них" (Коран, 23:71).

«Спроси: "Есть ли среди ваших идолов такой, который вел бы к истине?" Скажи: "Аллах ведет к истине. Тот ли достойнее, кто ведет к истине, чтобы [другие] следовали за ним, или же тот, кто сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы рассуждаете?"» (Коран, 10:35).

Представители второй группы застыли в своих закосневших взглядах по вопросам о дозволенном и запретном, бездумно следуя в своем буквализме тексту Корана и сунны или фразам из богословских книг и считая это Исламом. Эти упрямцы не готовы уступить ни пяди своих позиций, игнорируя доводы оппонентов и не проявляя никакого желания приблизиться к истине путем сопоставления и критической оценки известных суждений. Стоит спросить любого из них о музыке, пении, шахматах, женском образовании, обнажении женщинами лица и рук и тому подобном, как первое, что слетит с языка такого начетчика, будет слово «харам». Эти люди забыли, чему учили наши праведные предки, никогда не бросавшиеся словом «харам» без серьезных или твердых на то оснований. Если возникало хотя бы малейшее сомнение, они говорили: «Мы не одобряем этого» либо «Нам это не нравится», либо что-то подобное, но в столь же осторожной форме.

 

***

Я не отношу себя к сторонникам какой-либо из этих групп. После того как я признал Аллаха своим Господом, Ислам – своей религией, а Мухаммада (Мир ему) – своим Пророком, я не могу принять Запад в качестве объекта поклонения, своего божества. В то же время, пытаясь найти ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, я не хотел бы сковывать свободу собственных суждений рамками какой-либо одной из правовых школ (мазхабов). «Слепой последователь, – наставлял Ибн аль-Джаузи, – не может быть уверен в том, чему он следует. Слепо подражать – значит "отключать" свой разум, в то время как человек наделен им для того, чтобы делать логические умозаключения и совершать осмысленные поступки. Глупо, когда кто-то, получив свечу, чтобы не остаться во мраке, гасит ее и бредет впотьмах» [6].

Вот почему я не причисляю себя ни к одной из известных правовых школ, получивших широкое распространение в исламском мире. Истина не принадлежит в полной мере ни одной из этих школ. Их ведущие представители никогда не заявляли о своей безгрешности, хотя и были нацелены на поиск истины. Если они и ошиблись в каких-то своих выкладках, их усилия все равно будут оценены по достоинству; если же они были правы, их ждет двойное вознаграждение. Имам Малик говорил: «Слово любого человека, кроме Пророка (Мир ему), кем-то может приниматься, а кем- то и отвергаться». Имам аш-Шафии мудро подмечал: «[В моих глазах] мое мнение верно, хотя, возможно, что я ошибаюсь. Мнение, противное моему, [я вправе считать] неверным, но допускаю, что заблуждаюсь именно я».

Недостойно мусульманского ученого с его аналитическим подходом и склонностью к сопоставлению и отбору, связывать себя с одной из правовых школ или доверяться мнению какого-либо правоведа (факиха). В плену можно быть лишь у веских доказательств и аргументов, коим необходимо отдавать предпочтение в сравнении с более слабыми, от кого бы они ни исходили. Еще имам Али (двоюродный брат Пророка) наставлял: "Об истинности [чего-либо] судите не по личности, [отстаивающей данную точку зрения]. Вначале познайте истину, а затем [оценивайте] того, кто претендует на владение ею".

При написании этой книги я старался неукоснительно следовать рекомендациям Департамента исламской культуры и поэтому строил изложение лишь на основе аргументированных тезисов, снабженных доказательствами и образными сравнениями, ссылаясь на новейшие научные достижения и современные представления об окружающем мире. Хвала Аллаху, Ислам – словно сияющее солнце, всепроникающий и согревающий свет коего доказательство того, что это вечная религия для всего человечества.

"Мы отмечены красотой [веры] в Аллаха, а кто же превосходит Аллаха красотой [веры]?" (Коран, 2:138).

Все народы с древнейших времен оперировали понятиями дозволенного и запретного. А вот их смысловое и содержательное наполнение определялось тем, на каком уровне развития оказывалось человечество, и соответственно – господствовавшими верованиями, суевериями и мифами. Со временем появились религии Божественных Откровений[7] со своими сводами законов и предписании, касавшихся халяла и харама, возвышавших человека над всякого рода суевериями, мифами и племенным сознанием. Следует учитывать также, что монотеистическим религиям, возникшим задолго до Ислама, были известны некоторые временные запрещения и разрешения, учитывавшие специфические условия жизни людей определенного региона и их территориальное окружение. Например, определенные запреты Аллах наложил на сынов Израиля в наказание за их непослушание. По этому поводу в Коране приводятся слова Иисуса (мир ему):

"И [я пришел], чтобы подтвердить истинность того, что было ниспослано до меня в Торе [8], чтобы разрешить вам кое-что из того, что было запретно вам..." (Коран, 3:50).

В итоге, когда человечество созрело для того, чтобы обрести последнее послание от Всевышнего, пришел Ислам со своим полным, всеобъемлющим и вечным законом. В подтверждение этого, после упоминания о запретной пище, Аллах заключил:

quot;Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам" (Коран, 5:3).

Исламское понимание дозволенного и запретного достаточно простое и ясное. Оно является частью того великого доверия Аллаха, от которого отказались небеса, земля и горы, но принял человек. Это божественное доверие облекает человека наместнической ответственностью за то, что творится на земле. За содеянное он будет или вознагражден, или наказан, когда предстанет перед судом Божиим. Во исполнение возложенной на человека миссии Аллах наградил его разумом, волей, а затем направил к нему Своих Посланников и передал через них Откровения. Человеку не пристало задаваться вопросами типа "зачем существуют халял и харам?", "почему я не вправе делать то, что мне вздумается?", "почему мне не дана свобода выбора в полной мере?" Такого типа самоограничение и лежит в основе испытания человека свободой выбора. Более того, человек не является ни чисто духовным существом, как ангелы, ни животным, движимым одними инстинктами. Скорее он занимает промежуточное положение: обладая всем необходимым, чтобы достичь или даже превзойти духовную высоту ангелов, он может в то же время пасть до уровня самой примитивной твари и даже ниже.

В то же время весь свод законов Ислама, регламентирующий халял и харам, направлен на то, чтобы содействовать благополучию человечества; упрощению и облегчению его повседневной жизни путем ограждения от вредных, обременительных обычаев и суеверий; очищению души, тела и разума каждого человека, а также решению проблем всех слоев общества: богатых и бедных, правителей и подданных, мужчин и женщин, в общем всех людей, независимо от их цвета кожи, гражданства, родственных отношений и места жительства.

Эта религия пришла к людям как Божественная всеобъемлющая милость в момент, когда человечество достигло последней стадии своего развития. Говоря о Посланнике Аллаха (Мир ему), в Священном Коране подчеркивается:

"Мы направили тебя [,Мухаммад,] посланником только как милость к обитателям миров" (Коран, 21:107).

И недаром сам Пророк (Мир ему) уточнял: "Я – милостивый дар" [9].

Это означает, что Пророка следует воспринимать как неотъемлемую часть названной выше всеобъемлющей милости Господа. Другой составляющей этой милости является высвобождение мусульманской уммы из оков фанатизма, прекращение вседозволенности и распущенности, царящих в среде идолопоклонников и обладателей Писания, где они накладывают запреты на благое и дозволяют мерзости.

Всевышний говорит:

"Моя милость распространяется на все сущее. И посему Я предопределю милость богобоязненным и тем, которые раздают закят, веруют в наши знамения и следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и [позднее] в Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает [есть] приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от бремени и оков, которые были наложены на них [прежними религиозными учениями]" (Коран, 7:156,157).

Исламский критерий в определении халяла и харама ясно сформулирован в двух аятах, открывавших эту книгу:

Скажи, [о Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам Своим, – запретны?" Скажи, [о Мухаммад]: "Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный День". Так Мы разъяснили аяты людям сведущим. Скажи: "Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение, признание других богов наряду с Аллахом, о чем Он не ниспосылал никаких предписаний. [Запретил Он] и возводить на Аллаха то, чего вы не знаете"» (Коран 7:32-33).

Поскольку халял и харам, несомненно, важнейшая тема для каждого верующего, мы уповаем на то, что эта книга, несмотря на ее относительно небольшой объем, займет достойное место в библиотеках мусульман, поможет справиться с тем изобилием проблем, что наполняют нашу личную, семейную и общественную жизнь, ответит на многие вопросы, в частности, что нам разрешено, а что запрещено; какова причина допущения одного и отказа в другом.

Заканчивая введение, хотел бы выразить признательность ученым мужам Аль-Азхара и Департаменту исламской культуры за доверие, оказанное мне в таком важном вопросе. Надеюсь, что их чаяния оправдаются и мне удастся достичь поставленной цели.

Молю Всевышнего Аллаха, чтобы мой труд пошел на пользу людям и чтобы Господь направил нас по правильному пути в наших словах и делах, уберег наши помыслы и труды от заблуждений. И пусть Всевышний ведет нас прямой стезей. Лишь Он один внемлет нашим мольбам.

 

Д-р Юсуф Кардави сафар 1380/август 1960 г.

 

ГЛАВА I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных