Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИМПЕРАТИВЫ ИСЛАМА, КАСАЮЩИЕСЯ ХАЛЯЛА И ХАРАМА




 

  1. Основой всего является дозволенность.
  2. Разрешение и запрещение – прерогатива одного лишь Аллаха.
  3. Запрещение халяла и разрешение харама сродни ширку.
  4. Запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и вредностью.
  5. В халяле – избавление от харама.
  6. Ведущее к хараму уже есть харам.
  7. Недопустимо выдавать харам за халял.
  8. Благие намерения не оправдывают совершения харама.
  9. Остерегайтесь сомнительного, дабы не впасть в харам.
  10. Харам запретен для всех.
  11. Исключительная необходимость снимает запрет.

 

Выяснение того, что относится к халялу, а что к хараму, было одной из важных проблем, в разрешении которой еще до прихода Ислама народы мира пытались обрести истину, но сбивались с пути, блуждали, дозволяя многое из того, что является нечистым, и запрещая чистое.

И конца-краю не было этим заблуждениям, этим метаниям в потемках из одной крайности в другую. Уклон вправо вел к аскетическому брахманизму (в Индии) и монашеству у христиан. Находились такие, кто прибегал к самобичеванию, отказу от вкусной пищи и воздержанию от многих радостей жизни, дарованных Аллахом. Монашество достигло своего апогея в средние века, когда сознательный отказ от добротных и просто чистых вещей сделался эталоном поведения тысяч монахов, когда даже мытье ног стало приравниваться к греху, а за посещение бани следовало взывать о прощении и раскаиваться.

К уклону влево можно отнести маздакизм, возникший в Персии и провозгласивший неограниченную свободу действий, вплоть до попрания общечеловеческих ценностей.

Арабы доисламского периода (джахилийи) – яркий пример жуткой путаницы по части разрешаемого и осуждаемого. Они не противились употреблению спиртных напитков, ссужали что-либо под огромные проценты, издевались над женщинами и спокойно взирали на многое другое. Дошло до того, что дьяволы из числа джиннов и людей настолько заморочили обывателям головы, что те в угоду дьяволам стали убивать собственных детей, подавляя естественные родительские чувства. Вот что сказал Всевышний Аллах по этому поводу:

"Точно так же их божества внушили большому числу многобожников, что убиение своих детей – благо. И это для того, чтобы погубить их [самих] и внести путаницу в их веру" (Коран, 6:137).

Манипулируя страхом людей перед угрозой голода и нищеты, подлинной или мнимой, запугивая неминуемым позором в случае рождения дочери, выдвигая множество других, веских в глазах простого аравитянина того времени, аргументов, эти «сотоварищи» настоятелей идолов добивались того, чтобы отцы умерщвляли своих дочерей (рождение которых считалось позором), обещая, к примеру, в случае принесения в жертву сына, приближение родителей к божеству.

Как это ни покажется странным, но эти же самые люди, рассматривая убийство своих детей путем перерезания им горла или закапывания живьем в землю как дозволенное, в то же время считали запретным употребление в пищу отдельных зерновых культур и мяса животных. Удивительно что такие запрещения язычники причисляли к неотъемлемым атрибутам своей религии, более того, приписывали их указаниям Аллаха[10]. Но Создатель отверг их наветы:

«Многобожники говорят: "Вот эти посевы и скот запретны. С них может кормиться только тот, кому мы соизволим [разрешить это]". Так утверждают они [заблуждаясь]. [Они запрещают также] ездить верхом и возить грузы на [некоторых видах] верблюдов и при этом не упоминают имени Аллаха при их заклании, измышляя против Него ложь. Воздаст Он им за то, что они измышляют!» (Коран, 6:138).

Коран развеял заблуждения тех, кто дозволял запретное и объявлял разрешенным недопустимое. Господь сказал:

"В убытке оказались те, которые убивали своих детей по недомыслию и по невежеству и запрещали то, что давал им Аллах в удел, возводя [при этом] напраслину на Аллаха. Воистину, заблуждаются они и не следуют прямым путем!" (Коран, 6:140).

Ислам пришел в общество отошедших от прямого пути и заблудших язычников, коим было все едино: что запретное, что разрешенное. Поэтому одной из первоочередных задач новой религии была выработка юридических норм, на которых бы зиждилось понимание людьми дозволенного и запретного. Расставив все по местам, руководствуясь принципом справедливости, Ислам восстановил баланс между дозволенным и запретным. Отринув крайности заблудших и отошедших, возникшая мусульманская умма заняла в интересующем нас вопросе своего рода промежуточное положение, образно говоря, стала уммой середины, о чем Всевышний Аллах сказал:

"Вы - лучшая из общин, созданная на благо людей" (Коран, 3:110).

 

 

  1. ОСНОВОЙ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ДОЗВОЛЕННОСТЬ*

 

 

Первый императив, установленный Исламом, заключается в том, что изначально все, сотворенное Аллахом для человека, разрешено.

Ничто не может быть объявлено харамом помимо того, на что наложен запрет конкретным и достоверным насом [11], восходящим к Всевышнему. Если нас не достоверный, как, например, в случае со слабым хадисом или если нет четко подтвержденного указания на запрет, в силу вступает принцип дозволенности.

Императив «основой всего является дозволенность» исламские богословы вывели, опираясь на следующие аяты:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных