Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Но запретно вам охотиться на суше, покуда вы пребываете в состоянии ихрама..." (Коран, 5:95-96).




Второй случай, когда человек находится в священных границах Мекки. Данная территория объявлена Исламом территорией мира и безопасности для всех живых существ, будь то птица, летающая в небе или произрастающее на земле растение. Пророк (Мир ему) запретил в этом месте охотиться на дичь, рубить деревья и нарушать спокойствие1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Нарды

Любой вид азартных игр считается харамом. Независимо от того, выиграет или проиграет человек, это будет считаться азартной игрой, которая в Коране приравнивается к алкоголю, идолам и стрелам для гаданий. Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто предложит своему другу: "Пошли, поиграем в азартную игру", он должен выплатить милостыню»2, имеется в виду, что за одно лишь приглашение на азартную игру человек должен искупиться милостыней.

Игра в нарды с заключением ставок является харамом. Что же касается игры без ставок, то мнения ученых разделились, некоторые считают ее харамом, другие - макрухом. Те, которые считают ее харамом, исходят из переданных Бурайдой слов Пророка (Мир ему): "Тот, кто играет в нарды, подобен тому, кто прикасается руками к мясу и крови свиньи"3.

Те же ученые цитируют хадис, переданный Абу Мусой аль-Ашари, где Пророк (Мир ему) сказал: "Кто играет в нарды, тот ослушался Аллаха и Его Посланника"4.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

3. Передано Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом.

4. Передано Ахмадом, Абу Даудом, Ибн Маджой и Маликом в книге "Аль-Муватта".

 

Эти два изречения Пророка (Мир ему) применимы к игрокам, делающим ставки или не делающим.

Аш-Шаукани говорит: "Передают, что Ибн Мугаффал и Ибн аль-Мусайиб разрешили игру в нарды без ставок, возможно трактуя хадисы лишь как запрещение играть в нарды как в азартную игру".

 

Шахматы

Одним из популярных развлечений являются шахматы, и мнения ученых в отношении них различны. Некоторые считают их халялом, другие макрух, а третьи харамом.

Сторонники запрета обосновывают свое мнение хадисом Пророка, однако специалисты хадисоведы утверждают, что шахматы появились лишь после смерти Пророка (Мир ему) и, таким образом, все хадисы на данную тему - простой вымысел.

Сами сподвижники Пророка придерживались различных точек зрения относительно игры в шахматы. Ибн Умар сказал, что они еще хуже, чем нарды. Али считал эту игру азартной (возможно, имея в виду случаи, когда игра в шахматы включала ставки), другие же всего лишь высказывали свое неодобрение.

Некоторые сподвижники и их последователи разрешили данную игру. Среди них были Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам Ибн Урва, Сайд Ибн аль-Мусайиб и Сайд Ибн Джабир. Это мнение светил Ислама, а известный императив гласит: «основой всему является дозволенность», при этом нет запрещающего эту игру наса. Более того, кроме функции развлечения, шахматы также являются упражнением для ума, требующим работы мысли, что не присуще нардам. Поэтому они говорят: при игре в нарды игроки полагаются на случай, как при гадании на стрелах, шахматы же требуют тренировки и мастерства, как в соревновании по стрельбе из лука.

Однако для игры в шахматы необходимо исполнение следующих трех условий:

1. Игра не должна быть причиной опоздания на намаз, поскольку известно, что шахматы требуют много времени.

2. Недопустимо делать ставки.

3. Игроки не должны сквернословить и выражаться непристойно.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не будет выполнено, то игра будет запретной.

 

Пение и музыка

Среди развлечений, наслаждающих душу, радующих сердца и слух, является пение. Ислам разрешает пение при условии, что оно не содержит пошлости, непристойности или того, что ведет к греху. Нет ничего предосудительного, если музыка не возбуждает.

Чтобы создавалась атмосфера радости, рекомендуется петь по случаю какого-либо торжества, как, например праздника, свадьбы и рождения ребенка.

Айша рассказывала, что когда она выдавала женщину замуж за мужчину из ансаров, Пророк (Мир ему) спросил: "Айша, как они развлеклись? Воистину, ансары - большие любители развлечений!" 1.

1. Передано аль-Бухари.

 

Ибн Аббас тоже пересказал: «Айша выдала свою родственницу замуж за мужчину из ансаров. Пророк (Мир ему) пришел и спросил: "Выдали ли вы девушку замуж?" Они ответили: "Да". И он снова спросил: "А вы отправили с ней певцов?". Айша ответила: "Нет". Тогда Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Ансары любят лирику, было бы хорошо, если бы вы послали с ней тех, кто поет: "Мы здесь, мы прибыли к вам, приветствуйте нас, а мы поприветствуем вас"»2.

2. Передано Ибн Маджой.

 

Айша рассказала, что в дни Мина (в праздник Ид аль-Адха) две девушки были вместе с ней, и они пели и били в бубен. Пророк (Мир ему) находился с ними, при этом он покрыл свою голову одеянием. Затем вошел Абу Бакр и стал бранить девушек. Пророк (Мир ему) приоткрыл лицо и сказал ему: "Оставь их, Абу Бакр. Ведь сегодня праздник"3.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

В своей книге "Воскрешение наук о вере" имам аль-Газали упоминает хадисы о поющих девушках; об абиссинцах, которые метали копья в мечети Пророка, где Пророк подбадривал их словами: "Давайте же, о Бани Арфида!", и он спрашивал свою жену Айшу, хочет ли она посмотреть это, после чего сам стоял возле нее, пока она не устала и не захотела уйти; рассказы о том, как Айша играла в куклы с подругами.

Затем имам объясняет: "Все эти хадисы переданы аль-Бухари и Муслимом, и они ясно доказывают, что пение и игра не являются харамом. Из них мы можем сделать следующие выводы:

Первое: о допустимости игр, так как традиция абиссинцев танцевать и играть не была отвергнута.

Второе: о допустимости таких занятий в мечети.

Третье: произнесенные Пророком слова: "Давайте же, О бани Арфида!" - звучат как повеление и просьба играть; как после этого можно считать это харамом?

Четвертое: пророк (Мир ему) не дал Абу Бакру и Умару бранить поющих и играющих и препятствовать им. Он говорил, что праздник - это веселье, а поют, чтобы развеселиться.

Пятое: в том, что Пророк в течение долгого времени стоял с Айшой, наблюдая за играющими абиссинцами и слушая вместе с ней пение девушек, подтверждает, что проявление добродушия, желание доставить удовольствие женщинам и детям лучше, чем выражение грубой аскетичности и отрешенности от мирских благ.

Шестое: пророк (Мир ему) сам предлагал Айше: "Ты бы хотела посмотреть?1

Седьмое: допустимость пения и игры на бубне девушкам.

В этом духе имам аль-Газали продолжает рассуждения в своей книге.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Многие сподвижники Пророка и их последователи (да будет доволен ими Аллах) передают, что они слушали пение и не видели в этом ничего предосудительного. Что же касается хадисов, выступающих против пения, то многие правоведы и хадисоведы подвергают сомнению их достоверность. Известный судья Абу Бакр аль-Араби говорит: "Не существует достоверного хадиса, в котором запрещалось бы пение". Ибн Хазм подчеркивает: "Все, что относится к запрету, - недостоверно".

Поскольку пение и музыка во многом ассоциируются с роскошью, хмельным застольем и непристойными ночными гулянками, многие ученые объявили их харамом или макрух. Некоторые из них утверждают, что пение - это собираемые досужие россказни, о чем сказал Всевышний:

"Среди людей есть и такой, который собирает досужие россказни, чтобы совратить (людей) с пути Аллаха, высмеивая этот путь. Подобным людям уготовано унизительное наказание" (Коран, 31:6).

Ибн Хазм поясняет: "В этом аяте описывается действие, за совершение которого человек становится неверным, поскольку высмеивает путь Аллаха. Человек станет неверным, если купит экземпляр Корана, чтобы сделать его объектом своих насмешек и сбивать им с пути Аллаха. Именно такое поведение осуждается Аллахом, но никак не собирание досужих россказней с целью отдохнуть и развлечься, без всякого намерения сбить людей с пути Аллаха".

Ибн Хазм также отбрасывает утверждение, основывающееся на цитате из Корана:

"Что (может быть) помимо истины, если не заблуждение?" (Коран, 10:32),

что если пение не является истиной, то оно должно быть обязательно заблуждением. Он комментирует это место Корана следующим образом: «Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "О поступках следует судить по намерениям, и каждому воздастся по его намерению"»1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Кто вознамерился слушать песни, которые ведут его к нарушению предписаний Аллаха, тот грешник. И также в отношении любых других дел помимо пения. Кто же вознамерился отдохнуть, чтобы набраться сил для исполнения повелений Аллаха и добрых дел, является добросовестным мусульманином, и его деяния являются истинными. А кто не вознамерился совершить благое или дурное, то его проступок прощаем, подобно гуляющему по парку или стоящему и созерцающему небо, а также раскрашивающему свою одежду в синий или зеленый цвет и тому подобное".

Пение разрешено, если будут соблюдены следующие ограничения:

1. Содержание песен должно соответствовать исламской этике. А если, например, песня воспевает вино или приглашение к нему, то слушать ее харам.

2. Хотя само содержание может и не идти вразрез с учением Ислама, но манера исполнения песни может перенести ее из халяла в харам путем возбуждения у человека его низменных страстей.

3. Ислам борется против чрезмерности и излишеств во всем, даже в молитвах. Не является исключением и бесполезная трата времени на развлечения, ведь время - это жизнь! Не секрет, что излишество в разрешенном идет в ущерб обязанностям, как говорится, любое излишество в ущерб чему-то.

4. Каждый человек должен быть сам себе судьей. Если определенный вид или же манера пения возбуждает страсти и ведет к совершению греха, когда животный инстинкт возобладает над духовным, человек должен перекрыть путь тому, что вносит сумятицу в его сердце, религию и мораль.

5. По общему согласию, если пение сочетается с харамом, оно становится запретным, например пение в местах распития спиртного или же пение, чередующееся с совершением непристойности и греха. Пророк (Мир ему) предупреждал, что суровое наказание при таких проявлениях постигнет как тех, кто поет, так и тех, кто слушает. Он сказал: "Некоторые люди моей уммы будут пить вино, называя его другим именем, они будут слушать музыку (музыкальные инструменты) и певиц. Аллах сделает так, что одних из этих людей поглотит земля, а других превратит в обезьян и свиней"1.

1. Передано Ибн Маджой.

 

Это не значит, что они будут превращены в обезьян и свиней в буквальном смысле слова, но превращение это произойдет в их поведении и душе, т. е. они будут иметь в своих человеческих обличиях поведение обезьяны и душу свиньи.

 

Азартные игры сродни распитию спиртного

Разрешая разнообразные развлечения и игры, Ислам запрещает азартные игры, в которых человек что-либо приобретает или теряет. Мы раньше уже приводили высказывание Пророка: «Тот, кто предложит своему другу: "Пошли, поиграем в азартную игру", он должен (уже за это) выплатить милостыню».

Мусульманин не может наслаждаться и развлекаться в свободное время, играя в азартные игры, он также не может зарабатывать на этом ни при каких обстоятельствах.

Под строгим запретом на азартные игры заложены благородные цели:

1. Ислам призывает мусульманина зарабатывать на жизнь в соответствии с предписаниями Аллаха, с учетом логики вещей: заходить в дом через дверь, а ожидать причину от ее источника.

Азартные игры, включая лотерею, делают человека зависимым от воли случая, удачи и пустых надежд. Такие игры отвлекают от достойного и полезного труда, который представлен и предписан Аллахом.

2. Ислам запрещает посягать на чужую собственность и предписывает заниматься законным взаимообменом или предоставлять что-либо в виде подарка или пожертвования. Приобретение же посредством азартных игр незаконно.

3. Неудивительно, что игроки питают ненависть и вражду друг к другу, хотя и могут утверждать, что потери не волнуют их. Но всегда есть победитель и проигравший, обделяющий и обделенный. И хотя проигравший сохраняет спокойствие, за его спокойствием стоят гнев и злоба. Гнев от неосуществленной надежды, а злоба из-за потерянных средств. И стоит ему вспылить, как вся эта горечь выплескивается из него.

4. Неудача толкает побежденного к реваншу, в результате чего он надеется компенсировать свою потерю, а победитель, воодушевленный победой, стремится приумножить свой успех. Естественно, что удача переходит из рук в руки, проигравший становится победителем, а победитель - проигравшим, радость сменяется горечью потерь. И они, охваченные азартом, не могут остановиться. В этом заключается суть, игроки впадают в катастрофическую зависимость от игры.

5. Такая страсть становится опасностью как для общества в целом, так и для отдельных его членов. Эта страсть поглощает время и силы, делая игроков никчемными. Они становятся берущими и не отдающими, потребляющими и не производящими. Более того, игрок в азарте забывает об обязанностях перед Господом и перед собой, а также перед своей семьей и уммой. Игрок уже не в силах оторваться от игрового стола, становится готовым продать свою религию, честь и родину, а его привязанность к столу лишает его любой другой привязанности.

Не случайно и очень точно в Коране вместе упомянуты опьяняющие напитки и азартные игры, поскольку их вредное воздействие на человека, семью, общество и мораль одинаково. Более того, алкогольная зависимость сродни азартной, поэтому они часто соседствуют друг с другом.

В Коране точно подмечено и объяснено, что эти деяния - порождение Сатаны, что они подобны идолопоклонству и гаданию на стрелах, что это скверна, которой нужно всячески остерегаться:

"О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, азартные игры (майсир), жертвенники и стрелы (для гадания) - скверные деяния Сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает посеять среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от намаза. Удержитесь ли вы?" (Коран, 5:90:91).

Лотерея

Лотерея - это одна из разновидностей азартных игр. И нельзя в отношении ее допускать какое-либо послабление, будь то в целях благотворительной или гуманитарной акции. Кто считает лотерею допустимой для реализации подобных акций, тот подобен тем, кто собирает для этого пожертвования путем непристойных танцев и запретного "искусства". Но мы говорим той и другой группе: "Воистину, Аллах прекрасен, и Он принимает только прекрасное".

Общество, где прибегают к таким методам сбора средств, является лишенным чувства благотворительности, милосердия и благочестия, поскольку оно не в состоянии собрать средства без увлечения людей азартной игрой.

Ислам не приемлет таких отношений в обществе, поскольку верит в добродетель человека, и он изыскивает лишь благородные методы для достижения высоких целей. Методика такого сбора средств заключается в призыве к благочестию, состраданию, взыванию к вере в Аллаха и Судный день.

 

Посещение кинотеатров

Многих мусульман интересует позиция Ислама в отношении просмотра кинофильмов, театральных представлений и тому подобного. Разрешено это или нет? Без сомнения, кинофильмы являются важным средством информации и отдыха. Кинофильмы в данном случае подобны любым другим средствам, которые сами по себе нейтральны и безвредны, и любое предписание в отношении их зависит от того, как они используются.

Следовательно, кинофильмы могут считаться разрешенными и полезными, если выполняются следующие условия:

Первое. В содержании фильмов не должно быть пошлости, бесстыдства и всего того, что не соответствует исламскому вероубеждению, предписаниям и этике. Кадры, возбуждающие похоть, толкающие к греху, прославляющие преступления, пропагандирующие чуждые идеи или лживую веру и тому подобное, являются харамом, и мусульманин не может их смотреть или иметь к ним какое-либо отношение.

Второе. Просмотр кинофильмов не должен быть в ущерб религиозным и мирским обязанностями.

Пять ежедневных намазов являются главными предписаниями Аллаха для мусульман. Недопустимо просматривать какую-либо передачу в ущерб выполнению предписанного в свое время намазу. Аллах говорит: "Горе же тем молящимся, которые к своим молитвам небрежны" (Коран, 107:4,5), имея в виду тех, кто откладывает молитву, отступая от назначенного времени. Одна из главных причин запрещения алкоголя и азартных игр состоит в том, что они отвлекают людей от поминания Аллаха и совершения намаза.

Третье. Необходимо избегать в кинотеатрах тех мест, где происходит смешение посторонних друг для друга мужчин и женщин, поскольку это может привести к непристойным поступкам, особенно в условиях темноты в зрительном зале. Мы уже упоминали хадис: "Лучше проткнуть голову железной иглой, чем дотронуться до запретной женщины"1.

1. Передано аль-Байхаки и ат-Табарани.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных