Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Признаки, схема и этапы творческого акта.

Отличие творчества от предметной деятельности.

Предметная деятельность (по В.Н.Дружинину) предусматривает потенциальное соответствие цели и результата. Ее успешность оценивается с учетом того, насколько та или иная цель была воплощена в жизнь. Например, студент, который готовится к экзамену, хочет получить отличную оценку. Если это произошло, можно сказать, что он добился успеха.

В творческой деятельности, цель (замысел, программа и т.п.) и полученный результат часто не соответствуют друг другу. Например, в законченном виде поставленный балет или написанная музыка могут не отвечать первичному замыслу их создателей.

Творчество часто возникает в процессе предметной деятельности, создавая ее «побочные продукты» (см. разд. 2.1). Например, стараясь на уроке объяснить ученикам новый материал, учитель может спонтанно открыть новые приемы педагогического общения.

Признаки, схема и этапы творческого акта.

Главные признаки творческого акта (по В.Н.Дружинину) есть то, что он:

1. творческий акт является бессознательным, не контролируется волей и разумом, а также изменяет состояние сознания. В результате автор часто не признает себя творцом, ощущает отчуждение или отвращение к собственному произведению. Например, поэт Д.Байрон считал, что во время творческого акта человеком руководит «демон», а скульптор Микеланджело, что Бог. В.А.Моцарт был уверен, что он как композитор является лишь «орудием посторонней силы».

2. творческий акт часто случается во сне. Например, известно, что именно таким образом выдающийся российский химик Д.И.Менделеев, который долго работал над построением периодической таблицы химических элементов, наконец «увидел» ее.

3. творческий акт может происходить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Поэтому творческие люди, к сожалению, слишком часто злоупотребляют соответствующими «стимуляторами». Например, в подобном состоянии было написано немало рок- и поп-хитов, а также произведений в жанре бардовской песни. Однако, известно, что многие из авторов и исполнителей этих произведений, став жертвами алкоголя и наркотиков, рано ушли из жизни (Дж.Моррисон, Дж.Джоплин, Дж.хендрикс и др. не дожили даже до 30 лет).

4. творческий акт является спонтанным, и не зависит от внешних, ситуативных факторов. Например, готовясь к экзамену из математики, человек неожиданно для себя сочиняет лирическое стихотворение или песню.

Схема творческого акта( по В.Н.Дружинину):

- на этапе постановки проблемы, активную роль играет сознание;

- на этапе ее решения – бессознательное;

- на этапе проверки результатов – опять активизируется сознание.

В творческом процессе воображение и интуиция опережают мышление. Согласно стадийным теориям творческого процесса разных авторов в этом процессе выделяется различное количество стадий, но в их перечне проступает единая последовательность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Глава 3 Психология психологического эксперимента...........................................55


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных