Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов села Александровского Александровского района

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Посохова Л.Б.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов села Александровского Александровского района

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из - за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» [3]

Я считаю, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище. [3]

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, мною разработана Программа классного руководителя (срок реализации 4 года), в основе которой лежит знакомства учащихся с традициями народной культуры.

Этот выбор сделан неслучайно:

· Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

· Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

· Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

· Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

· В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

· Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:

· развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;

· воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

· создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

· развивать любознательность и познавательный интерес;

· воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

· создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

В этом учебном году наступил завершающий этап работы по реализации Программы. Достигая поставленной цели и задач, я планирую по окончанию I ступени обучения увидеть своих выпускников, обладающих следующим потенциалом:

· Ценностный потенциал:

1. Восприятие ценности семьи в своей жизни.

2. Понимание ценности дружбы со сверстниками.

3. Авторитет педагога.

4. Ценность природы родного края, её исторических памятников.

5. Доброта.

6. Честность.

7. Оптимизм.

8. Аккуратность.

· Познавательный потенциал:

1. Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.

2. Забота о здоровье.

3. Умение быстро и осмысленно читать.

4. Умение сопоставлять себя с героем устного народного творчества и историческими личностями.

5. Навыки этикета.

6. Внимание.

7. Воображение.

· Творческий потенциал:

1. Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения, анализировать свою деятельность.

· Коммуникативный потенциал:

1. Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

· Художественный потенциал:

1. Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально-песенном, декоративно-прикладном, танцевальном).

Это требует от классного руководителя большой и планомерной работы.

Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям: [4]

· воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

· воспитание нравственных качеств и этического сознания;

· воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

· воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека часто проходит через поисковую работу. Этот учебный год знаменателен тем, что в сентябре нашей школе исполнилось 100 лет. Но за год до этой даты, каждый класс получил определённое задание к 100-летнему юбилею школы. Мои ученики должны были найти интересный материал о выпускниках школы разных лет. В течение года ребята активно участвовали в поиске. В результате наш школьный музей пополнился тремя уникальными экспонатами – аттестатами 1939 года выпуска, 1943 года выпуска и 1955 года выпуска. За каждым из них стоит человек со своей нелёгкой, или трагической судьбой. В июне 1939 года нашу школу окончил Малушко Николай Георгиевич. В 1941 году он был призван в действующую армию и погиб в самом начале войны. Его имя записано на мраморных плитах около памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны учителям и ученикам нашей школы. В 1943 году аттестат об окончании нашей школы был выдан Посоховой Анне Ивановне. Он уникален датой выдачи - сентябрь 1943 года. Дети узнали, что во время оккупации села занятия в школе не проводились и, только после его освобождения, появилась возможность продолжить обучение, поэтому в этот год ученики остались без летних каникул. Аттестат зрелости 1955 года выпуска положил начало учительской династии Капунцовых, три поколения которой работают в разных школах нашего района.

В первой четверти этого учебного года к 135-летию нашего села, ребята опять провели поисковую работу, её результатом стал проект «Село моё родное». Работа проходила в творческих группах. Историки собрали материал по истории образования села Александровского, этнографы познакомили с традициями, фольклором, казачьими песнями и костюмами, краеведы представили легенды о природных памятниках села, художники познакомили с картинами местных достопримечательностей, написанными жителями села, литераторы подготовили стихи местных поэтов. Была организована выставка поделок из природного материала. Поделка Ермаковой Александры из местного песчаника в октябре этого года была отправлена в Ставрополь на краевой этап конкурса- выставки творческих работ «Осенние чудеса – 2012», посвященному 60-летию юннатского движения в Ставропольском крае. Так проходит работа по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде

Я считаю, что в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом мне помогают информационно-познавательные часы. Они направлены на формирование привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём селе, стране и мире. Например, такой информационный час мы провели на материале местной газеты «Александровская жизнь» по теме «Мои знаменитые земляки», цель которого познакомиться с биографиями людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Творчество поэтов – земляков помогает формировать уважительное отношение к защитникам Родины. Так стихотворение Л.Ф.Шубной выпускницы нашей школы, члена Союза российских писателей, Союза журналистов и Литературного фонда России, посвящённое памяти её дедушки участника Великой Отечественной войны Н.К.Брянцева, затронуло детские души, заставило задуматься о нашей действительности.

«Куплю медали, ордена…»

А в сердце болью отдаётся:

Чего ж мы стоим, коль война

Уже на вынос продаётся?

Кто знает цену орденам?

И как на литры кровь измерить

У тех, кто так хотели жить,

У тех, кто так умели верить?

На рынке в розницу война…

Ну, как душе с таким смириться?

Я человеку в орденах

Готова в пояс поклониться!

Выступая с этим стихотворением в октябре этого года на школьном литературном конкурсе «Белые журавли», посвящённом памяти всех воинов, погибших на полях сражений, ученики нашего класса заняли первое место.

При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому я провожу внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи. Мною разработана серия классных часов по культуре речи. Например, классный час «В миг по речи те спознали…» помогает детям овладевать этикетными средствами речи, формирует умение правильно формулировать свои мысли, учит работать в группе.

Четвёртый год мои ученики обучаются по УМК «Перспективная начальная школа». Одной из особенностей этого комплекта, присущей только ему, является организация участия школьников в работе не вымышленных, а реальных научных клубов, созданных при издательстве «Академкнига» специально для младших школьников.

В УМК выстраивается система интерактивного общения посредством клубной работы с помощью переписки. Участие детей в клубной работе способствует восстановлению почти утраченной культуры переписки (освоение этикетных форм вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки, воспитание потребности поздравить адресата с наступающими праздниками); является дополнительным источником предметной информации и способом контроля за ходом её освоения; помогает детям, нуждающимся в дополнительном общении с умным взрослым. [6]

Клубная деятельность детей строится через систему заданий, заложенных в учебниках и дополнительных заданий, формулируемых организаторами клубной деятельности в условиях индивидуальной переписки. [7] Для любителей естественных дисциплин это клуб «Мы и окружающий мир» или «Конструкторское бюро», для любителей гуманитарных дисциплин – клуб «Ключ и заря».

Мои ученики уже четвёртый год ведут активную переписку с разными клубами, являются их членами, что подтверждают их членские билеты. Ребята выполняют задания, отсылают свои сочинения, стихи, басни, рисунки, фотографии. На каждое письмо приходит персональный ответ

С разрешения ученика, приведу пример такой переписки

Москва Научный клуб младшего школьника «КЛЮЧ и ЗАРЯ»

Дорогой Толя!

Нам очень приятно, что ты нам написал.

Благодарим тебя за правильные ответы! Нам очень понравилась твоя история про обойные рисунки. Молодец! С удовольствием высылаем тебе в подарок открытку с изображением картины художника Марка Шагала «Прогулка».

Уверены, что скоро ты снова нам напишешь. Будем ждать писем с ответами на следующие задания!

Передай от нас привет и наилучшие пожелания своим родным и учительнице.

До свидания.

Дежурная по клубу Светлана

По окончанию начальной школы участники клуба получат сертификат советника клуба. Но для этого им необходимо участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах, опубликовывать свои работы в газете. Мои ученики уже третий год с удовольствием печатают свои произведения в школьной газете «Диалог», принимают участие и в разных олимпиадах. В прошлом учебном году Митенко Марина стала призёром Всероссийского «Молодёжного чемпионата «Старт», Храмцова Елизавета заняла 3 место в краевой олимпиаде, посвящённой Году Российской космонавтики.

Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности. [3]

Убедиться в этом нам помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формировались в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.

В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале прошлого учебного года у нас прошёл классный час «Правила поведения в школе и на уроках», в ходе его проведения, у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь во время перемены?» Мы решили исследовать эту проблему. Результатом этих исследований стало выступление на III районной научно-практической конференции младших школьников в марте 2012 года по теме «Влияние шума на здоровье младших школьников». За активное участие творческая группа была награждена грамотами. Классный час, проведённый во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Классные часы «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день с введением в школе предмета «Основы духовно – нравственной культуры России», у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник [1]. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

 

 

Литература

1. А.И.Баркан, «Его Величество Ребёнок»./ М.:1996г., с.4

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

3. А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

6. Чуракова Р.Г. Очно – заочная форма повышения квалификации учителя начальных классов сельской школы.// Методист.- 2004. - № 2

7. Чуракова Р.Г. Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Методист. – 2004. - № 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тематика контрольных работ. Примерная тематика контрольных работ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных