Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Языковое разнообразие




Вступление

Работа над книгой «Славянское христианство» была начата еще в 1992 году, когда я заинтересовался движением новгородско–московских верующих пятнадцатого столетия. Результатом моего первого исследования была вышедшая спустя несколько лет небольшая книжечка под названием «Еретики, или люди, опередившие время». С тех пор исследование темы славянского христианства периодически выходило на передний план моих интересов, и тогда работа над новой, расширенной редакцией книги продолжалась. Но только сейчас у автора достало времени переработать и пересмотреть собранные материалы, скомпоновать их, добавить некоторые новые источники и идеи. Надеюсь, книга поможет тем, кто хотел бы взглянуть на малоизвестные, но отнюдь не маловажные, страницы истории русского христианства. С тем, возможно, чтобы еще раз ответить самим себе на извечные вопросы: кто мы? откуда? куда идем?

Что касается названия книги — понятно, что не может быть христианства славянского, германского, американского, и т. д. «Когда христианство впервые возникает», – утверждает Альбер Камю, – «оно не представляет собой философию, но гармоничное сочетание высоких стремлений веры, которые помещены в определенный контекст, и в нем же ищут свои ответы»[1]. Религия, безусловно, имеет свое социо–культурное выражение, которое обычно определяется во–первых, господствующей церковной традицией, а во–вторых — культурной традицией народа. Говоря о славянской христианской традиции автор имеет ввиду особенности вероучения, религиозного обряда и повседневной практики верующих, присущие семье славянских народов (чехи, моравы, болгары, русские, украинцы и др.) до развития в их среде Римско–католической (у западных славян) или Греко–православной (у восточных славян) традиций.

Первая книга из серии истории славянского христианства ставит своей целью рассмотреть ранние периоды восточно–европейского, или славянского, христианства с учетом тех многоразличных факторов, которые в своей совокупности и очертили самобытные контуры славянской, в том числе и Русской, христианской традиции. Вторая книга фокусируется на одном конкретном проявлении этой традиции – Новгородско–московском движении, разгром которого во многом определил успех новой, заимствованной из Византии религиозной традиции.

Первая книга показывает также, каким образом европейские и азиатские группы христиан иудео–христианской традиции повлияли на формирование Восточноевропейской христианской культуры.

Данное исследование повествует о нелегком пути русского христианства, о борьбе двух вышеназванных традиций в первые века своего сосуществования. Читателю предлагается взгляд на историю русской Церкви, который учитывает не только видение исторического процесса с точки зрения восторжествовавшего на определенном этапе византизма, но и те исторические перспективы, которые открываются сегодня исследователям, проявляющим интерес к русской и славянской духовности.

 

О. А. Жиганков, доктор исторических наук

Глава I

Восточная Европа

Прежде чем начать разбор религиозной истории славян, нам необходимо взглянуть на территорию их обитания, на их взаимодействие друг с другом, и на то, как и откуда в славянские земли приходило христианство. Достаточно близкое расположение друг ко другу и плотное взаимодействие славянских народов являются важными факторами их религиозной и культурной жизни. Такое расположение неизбежно приводит к ассимиляции и диссимиляции идей. Поэтому, краткий обзор того географического пространства, которое мы называем Восточной Европой, будет вполне уместен.

Национальное разнообразие современной восточной Европы сформировано длительной историей нашествий, гражданских и внешних войн, вынужденных и добровольных миграций населения, территориальных переделов, политических и религиозных преследований. Сегодняшняя восточная Европа представлена более чем 140 миллионами жителей, восьмью государствами, по крайней мере дюжиной языков, двумя алфавитами, находящимися в обращении, а также шестью религиями и сотнями деноминаций.

Языковое разнообразие

Большинство жителей современной Европы используют в своей речи языки индоевропейской группы. Подсчитано, что примерно 83 миллиона восточноевропейцев являются славяноговорящими и что три пятых всех жителей восточной Европы – славяне. Также примерно 200 миллионов славян проживает на территории бывшего Советского Союза. Славян делят на три главные группы:

— западные славяне, представленные поляками, чехами, моравами (жителями Моравии, исторической области в Чехословакии – прим. ред.) и словаками.

— восточные славяне, произошедшие от меньшинства, проживавшего в Рутении (территория Закарпатья).

— южные славяне, или югославы, включившие в свой состав словен, хорватов, сербов и болгар. Хотя болгары были завоевателями на этих территориях, племенем, говорящем на языке урало–алтайской группы, их серьезно уменьшенная численность сподвигла более многочисленные группы местного населения на принятие языка славянской группы.

В восточной Европе говорят на множестве других языков индоевропейской группы. Второй по важности после славянской стоит иллиро–балканская группа, представленная албанским и румынским языками. Следующей группой является финно–угорская, корни которой лежат в восточном урало–байкальском регионе. Совершенно не относящаяся к германским, славянским и индоевропейским языкам, финно–угорская группа вошла на территорию центральной Европы в конце 9 века в результате длительного паломничества, которое вело венгерцев от пределов Урала к прекрасным равнинам среднего течения Дуная.

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!