Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первое знакомство с христианством




О серьезных предпосылках проникновения христианства к прославянским племенам можно говорить с начала II века. Эти предпосылки были связаны с тем, что римские императоры, начиная с Трояна (98 — 117 гг.) выселяли многих приверженцев новой религии на окраины империи, в том числе на территорию современной Молдавии и Причерноморья. Здесь и могло произойти первое знакомство славянских племен с христианством. Некоторые исследователи предполагали наличие у уличей и тиверцев во времена Диоклетиана (284 — 305 гг.) епископской кафедры, т. е. допускали возможность влияния Рима на Древнюю Русь.

Предки славян — Угличи, Тиверцы и племя киевских полян – стали первыми из прославянских народов, кто соприкоснулся с христианскими народами Римской империи.[21] Угличи и тиверцы жили на Днестре и от Днестра до нижнего Дуная. «А улучи (неправильно вместо угличи, как это правильно сохранилось в некоторых позднейших летописных сводах) и тиверцы сидят по Днестру… Город Пересечень, который воевода Игорев Свенельд осаждал три года и который вероятно принимать за столицу позднейших угличей – тиверцев, видят в нынешнем большом селе Пересечина, находящемся в Огреевском уезде Бессарабской области.[22] Как пишет историк Е. Е. Голубинский, угличи и тиверцы были покорены последним дакийским царем Децебалом.[23] О христианстве в Дакии говорят Тертуллиан и Иероним, и если у первого можно разуметь римских колонистов, поселенных Траяном в Дакии, то у второго уже необходимо разуметь варварских жителей страны, между которых славяне составляли преобладающее большинство.[24]

Вот как описывает А. В. Карташев, этот процесс в своей книге «Очерки по истории Русской церкви»: «Но вот в конце второго начале третьего века на просторах Великой Скифии, на Дунае осели христиане готы. Они покорили живущие здесь разрозненные племена тиверцев, угличей и других наших предков.[25] Здесь была образована епархия в г. Томи, епископом был гот Вульфила.[26] Конечно же все это откладывало свой отпечаток на местных жителей, наших предков. Хотя мы не имеем точных утверждений что они приняли христианство но общение с южанами было неизбежно. Если верить летописцу, то киевские Поляне Резко отличались от других русских Славян своими нравами. Тогда как другие русские Славяне живут «звиринским образом, по скотски», Поляне имеют обычай относиться кротко и в стыде, к своим снохам, сестрам, матерям, к родителям своим, свекрам и деверям. У них существуют настоящие браки, чего не было у других русских Славян.[27] По этому видно что на какое то время христианство могло водвориться среди Полян. Хотя, как утверждает Е. Е. Голубинский: «при начале времен исторических не было у Полян совершенно никакой памяти о христианстве».[28]

Во времена гонений христиане вполне могли найти в покоренных народах Причерноморья благоприятную почву дляраспространения своей веры. Это подтверждается и некоторыми археологическими находками III‑IV вв.[29] Важно помнить, однако, что в первые века своего существования христианство не имело значительного числа культовых принадлежностей, так что судить о распространенности христианства в том или ином регионе исходя из отсутствия прямых археологических данных было бы поспешно.

В четвертом веке христианство было принято готами, которые кочевали на территории жней Руси. Но и это навряд оставило существенный след в истории собственно славянского христианства.

Фракия и Скифия

По мнению болгарского ученного В. Николаева проникновение христианства на Русь было вполне возможно через Фракию и скифов[30]. Фракия к тому времени имела несколько епископских кафедр и сложившуюся своеобразную христианскую традицию, переданную затем болгарам, скифам и антам. Нельзя исключать, что некоторые элементы культуры были получены славянами от завоеванной ими Фракии[31].

Как известно, примерно в тот же период, когда христианство в Римской империи стало доминирующей религией (около 325), славянские племена начали свое массовое переселение на Балканы. Создавшиеся при этом благоприятные условия для взаимопроникновения культур особенно проявились после IV в. Это происходило в основном посредством наймов в императорскую армию славянских вождей и воинов, а также расселения славян вдоль границ Византийской империи. В ходе славяно–византийской войны 550—551 гг. возможно начался первый значительный этап проникновения христианства в славянские земли, что моглосыграть решающую роль в христианизации восточных славян.[32] Еще в V в. церковный писатель Иероним, конечно, преувеличивая, писал: «Холода Скифии пылают жаром веры», разумея под Скифией нашу страну.[33]

Церковный историк Д. Поспелов отмечает что уже в IV‑V в. в. христианство проникает на Русь из греческих колоний в Крыму и на Кавказкам побережье Черного моря, которые вели бурную торговлю со словяно–скифами и готскими племенами. «Торговали и Армяне, у которых утвердилось христианство в качестве государственной религии даже до Феодосийского эдикта. В Грузии первая епархия возникла тоже в IV веке, а государственной религией православие там стало в 609 г.». [34]

Миссии к славянам

Не следует исключать и роли христианских миссионеров, добровольных и официальных посланников Церкви. До нас дошли лишь несколько имен наиболее выдающихся из них: Адальберт, Бруно, Яцек,[35] однако, безусловно, были и тысячи безвестных миссионеров.Они представляли те церкви, которые располагали людскими и материальными ресурсами для организации христианских миссий.

Из последующих попыток привития христианства на Руси мы знаем о миссионерском путешествии Колумбана, который в 613 году обратил многих немецких язычников в христианство и хотел проповедовать это учение и в землях славян. Но, «устрашенный их дикостию», возвратился без успеха. Славяне не любили христиан, и известны случаи, когда ими приносились в жертву купцы–христиане.

Любая из религий проникала прежде всего в знатные дома князей, купцов, дружинников, где, возможно еще в IX в. появились домашние церкви. Именно это имел в виду Е. В. Аничков, говоря, что «христианство вышло из сеней теремного двора»[36].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных