Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новгородско–Московское движение в исторической перспективе




Возникновение, распространение и поражение новгородско–московского движения тесно связаны с политической, социальной и религиозной ситуацией в средневековой Руси. Даже самые первые упреки в «жидовстве», как они представлены в источниках, были связаны с определенными политическими и социальными обстоятельствами. Таким образом, исследование новгородско–московского движения в его исторической перспективе является неотъемлемой частью данного исследования и необходимо для понимания подлинной сущности этого движения.

Расцвет новгородско–московского движения совпал со временем крупномасштабного объединения русских земель последним великим князем и, фактически, первым царем Руси Иваном III (1440–1505). Некоторые историки советского периода полагают, что новгородско–московское движение было вдохновлено и поддерживалось Иваном III, который посредством этого движения пытался достичь определенных целей в своей церковной и государственной политике[100].

Иосиф Санин постоянно выражал недовольство тем, что ближайшее окружение князя впало в ересь. Санин конкретно называет имя Федора Курицына, главы правительства, брат которого Иван Волк стал лидером еретиков. Даже невестка Ивана III Елена Стефановна и ее сын Дмитрий приняли учение субботников. Санин также заявляет, что еретический митрополит Зосима был поставлен на место великих Московских святых иерархов Петра, Алексея и Ионы[101]. Наверное, невозможно вычислить, насколько Иван III был заинтересован в продвижении новгородско–московского движения. Но движение находило поддержку не только среди высокопоставленных людей. Иосиф Санин с горестью отмечал, что по всем городам мужичье ныне во всех худых местах (т. е. не в церквах) о вере толкует. «Толико прельстиша и в жидовство отведоша, яко ни исчести можно». Однако поражение этого движения хронологически совпадает с переменами в русской политике, как будет показано ниже[102]. Таким образом, представляется важным вкратце взглянуть на эпоху Ивана III и на многообразие взглядов, появившихся на свет в результате его социальной и политической активности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных