Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические и религиозные последствия кризиса




Несмотря на поражение в высших кругах общества, движение субботников еще длительное время пользовалось популярностью в среде простого народа. В 1511 году Иосиф Санин требовал от царя Василия новых преследований еретиков, которые, якобы, были угрозой православному христианству Руси. Василий незамедлительно повиновался этому требованию. Итак, субботники были удалены из Кремля; восторжествовала партия Софьи; умер, наконец, Иван III, и жизнь русского народа пошла привычным путем. И хотя русская инквизиция не достигла масштабов католической инквизиции, все же сожжение еретиков под руководством архиепископа Геннадия во всем было подобием западной инквизиции[167].

Царствование Василия (1505–1533) было ознаменовано жестокостью и возвратом к невежеству. Василий настолько был вовлечен в дела церкви, что даже такой историк как Зернов, горячо поддерживающий «дружественное сотрудничество князей с церковью»[168], должен был признать, что Василий «нарушил баланс внутри христианской общности и попрал свободу людей; отношения между церковью и государством были нарушены, и народ оказался на краю гибели»[169]. Единственным достижением Василия стало подчинение еще большего числа русских земель власти Москвы.

Личная жизнь Василия сложилась неудачно. Он развелся со своей первой женой, потому что она не смогла подарить ему наследника[170]. И хотя прошло немало лет в ожидании наследника от новой жены, все‑таки сын и наследник у него остался. Он вошел в историю под именем Ивана IV (1531–1584), или Грозного – кровавого правителя и основателя государственного терроризма на Руси. Следует заметить, что и во время его правления не переводились люди, соблюдающие седьмой день недели – субботу. «Стоглавый Собор», созванный при правлении Ивана IV в 1551 году, принял решение, которое до сих пор не отменено Православной церковью. Оно гласит, что помимо воскресного дня христиане должны покоиться и совершать богослужения и в субботний день во всех пределах Русской Православной церкви. Это соборное положение заверялось авторитетом апостолов Петра и Павла[171].

Выводы

Основываясь на исторических данных, можно предположить, что та система верований, которая найдет свое воплощение в новгородско–московском движении, уже сложилась ко времени митрополита Филиппа (1470). Мы склонны к тому мнению, что центром развития субботников был Новгород Великий, наиболее веротерпимый и свободолюбивый город тогдашней Руси. Республиканский стиль правления города способствовал как тесным отношениям с Западом, так и со всеми частями Руси[172].

Возникновение, распространение и поражение движения субботников находятся в тесной связи с процессами, которые происходили в средневековом русском обществе и оказали серьезное влияние на дальнейший ход развития русской истории. Государственная власть, в начале поддерживающая, а впоследствии обрушившая гонения на движение субботников, сыграла важную роль в истории этого движения. Биллингтон верно заметил, что «Московия по большому счету являлась более религиозной цивилизацией, нежели политическим порядком»[173].

Движение субботников не было достаточно сильным, чтобы преодолеть византийские традиции, укрепленные прибытием Софьи, второй жены Ивана III. Византийская форма религии, пришедшая на Русь с Софьей, явилась, по словам Фрера, «как уже четко сложившееся и завершенное целое, подразумевающее, что это и есть единственно возможная правая вера; и горе тому человеку, который бы в этом усомнился!»[174].

В следующей главе будет представлена реакция официальной церкви на попытки новгородско–московских диссидентов реформировать религиозную жизнь Руси.

Глава III

Полемическая литература: Архиепископ Геннадий Гонозов, Иосиф Санин и другие источники

Данная глава рассматривает обвинения, выдвинутые против новгородско–московского движения его первыми двумя оппонентами — архиепископом Геннадием Гонозовым и Иосифом Саниным, а также их менее известными современниками.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных