ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Биография Иосифа ВолоцкогоИван Санин, известный в монашестве как Иосиф Волоцкий, родился 14 ноября 1440 года в деревне Язвище–Покров недалеко от города Волоколамска. В семь лет он был отдан старцу в Крестовоздвиженский монастырь для получения образования. Иван стал чтецом и певчим в монастырской церкви[201]. В двадцать лет Иван выбирает тропу монашеского подвижничества, оставляет родительский дом, чтобы идти в пустынь близ Тверского Саввина монастыря, где жил известный старец Варсонофей. 13 февраля 1460 года Варсофоней постриг Ивана как начинающего монаха Иосифа. Иосиф провел последующие семнадцать лет в монастыре Пафнутия. Перед закатом жизни Пафнутия Иосиф становится священником, и в согласии с последним желанием Пафнутия был назначен настоятелем в Боровский монастырь[202]. По представлению Иосифа Боровск нуждался в изменении монашеской жизни в соответствии со строгими иноческими принципами. Сильная оппозиция братьев–монахов принудила его учредить новый монастырь со строгими монашескими правилами: Иосиф отправился с семью монахами–единомышленниками в Волоколамск, вотчину князя Бориса Васильевича, брата Великого князя Ивана III. Князь Борис позволил расположиться Иосифу на окраине своего княжества на месте слияния двух рек – Струги и Сестры. Здесь Иосиф построил деревянную церковь в честь Успения Богородицы в июне 1479 года[203]. Основными религиозными убеждениями Иосифа были полное подчинение воли монахов старцам и постоянная работа. Без благословения игумена никто из братьев не мог ничего взять в свою келью: даже книгу. Монахи были заняты переписыванием и собиранием богослужебных книг и патристической литературы. Их собрание вскоре стало одним из выдающихся среди русских монастырских библиотек[204]. Иосиф занял активную позицию в социальных и политических вопросах встав на сторону новой централизованной политики Московского владычества. Он был одним из основателей теории Третьего Рима — утверждения, что русская церковь является преемником и носителем древнего экуменического благочестия[205]. Эта теория была сформулирована старцем Филофеем из Псковского Спасо–Елеазаровского монастыря: «Два Рима пали (Рим и Константинополь), третий стоит (Русское православное царство), а четвертому не бывать»[206]. Интересен тот факт, что вскоре после смещения Геннадия с новгородского архиепископства (к новгородской епархии принадлежал Волоколамск), Иосиф был отлучен от церкви преемником Геннадия за «неканонический перенос монастыря в юрисдикцию Московской метрополии»[207]. Представления Иосифа нам известны благодаря его Просветителю – осуждению жидовствующих и первому составленному кодексу русского православного богословия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|