Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эллинский летописец и обвинения в отклонении от христианства




На странице 233 Черный отмечает словом зри историю Иакова, брата Господня. Поскольку православная традиция настаивает на том, что у Иисуса были только сводные братья, пометка Черного может отражать попытку четко представить, что у Иисуса был брат по крови. Для предвзятого критика этот эпизод может показаться как приравнивающий Иисуса к обыкновенному человеку. Кроме того, церковное прославление целибата, общепринятое в средневековой русской православной традиции, также могло быть поставлено под сомнение этой заметкой – если у Иакова была та же мать, что и у Иисуса, следовательно, Мария не оставалась все время девственницей.

Клибанов видит еще один возможный разрыв с ортодоксией в том, что Черный никак не выражает своего отношение к истории о деятельности Петра Белильника. В одной из позднейших редакций Эллинского летописца эта история снабжена следующим кратким комментарием: «От Петра Белилника пръвое быс миро освящати в церкви и на богоявление устави богородицю именовати повеле в службе и верую во единого Бога на обедни»[379]. Этот комментарий не принадлежал Черному. Как справедливо отмечает Клибанов, Черный не выступает с осуждением ереси Евтихия. Вместе с другими евтихианцами Петр Кнафей (иное имя Петра Белильника) верил, что Христос обладал только божественной природой[380]. Из этого Клибанов делает вывод, что Черный симпатизировал евтихианству. Мы вернемся к рассмотрению этого вопроса несколько позднее.

Библейский сборник

Другой книгой, переписанной Черным, является Библейский сборник [381]. Все пометки, сделанные Иваном Черным на полях этого манускрипта, приведены в РДР вместе с отрывками из самого манускрипта[382].

Общие тенденции

Исследователи единодушно связывают Библейский сборник с движением субботников[383]. Эта книга была написана анонимно, а ее переписчиком являлся Иван Черный[384]. Клибанов отмечает, что данная книга характеризуется «строгим и педантичным отношением к библейским текстам — отличительной характеристикой реформаторов»[385]. Он также указывает: «В самом деле, список пропусков, искажений смысла в нашем сборнике значительно меньше, чем в почти современном ему геннадиевском собрании»[386]. Известный русский историк В. Ключевский дает следующую оценку данному сборнику: «В сравнительно небольшой группе книг Священного Писания у Ундольского имеется большая ценность: это — кодекс библейских книг XV века, содержащий в себе все ветхозаветные книги, за исключением некоторых пророческих, а также переведенных с латыни»[387]. Ключевский выделяет данный сборник как древнейший среди прочих древнерусских ветхозаветных сборников. Более того, он отмечает, что перевод в данном манускрипте более точен, чем современный Синодальный текст[388].

На второй странице документа представлена миниатюра, не имеющая аналогов в русской иконографии. Целью данной миниатюры, по всей видимости, было представить и объяснить происхождение библейских книг. На миниатюре изображен архангел Гавриил, передающий откровение Моисею от Бога. Моисей держит левую руку на сердце, а его правая рука и голова направлены в сторону Гавриила. Моисей твердо стоит на земле, в то время как Гавриил лишь слегка касается ее. Манускрипт в руке у ангела почти касается головы Моисея, увенчанной нимбом. Моисей и ангел, таким образом, почти неотделимы друг от друга. Благословляющая рука Божья над ними завершает картину. Ниже сделана надпись: «Божий есть предстатель от него ж повелен бывь яко да восприемиши благодати в сердци своем, божественное сказание о бытии небеси и земли и всякой плоти, иже сотвори Бог вся дела своа исперва и да напишеши сиа в книги».

Наряду с библейскими книгами в манускрипт дополнительно включены исторические книги, что вполне соответствует традиции древней Руси. Библейский сборник содержит истории четырех великих империй: Вавилона, Персии, Греции и Рима; также включена история Египта, история Константина Великого и несколько историй других христианских правителей. У Библейского сборника и Эллинского летописца много общего. Это относится и к богословским акцентам. Например, автор выделяет пометками такие библейские тексты как Исх. 20:2–4; 23:13; 24:17–18; Втрз.5:7–9 и другие места, осуждающие идолопоклонство. Библейский сборник и Эллинский летописец подчеркивают негативное отношение к лжепророкам, волхвам и вызывателям духов. Черный последовательно добавляет пометки к тем библейским историям, которые осуждают людские предрассудки. В свете традиционного учения Православной церкви о почитании мощей и реликвий и о чудесах, совершаемых ими, позиция автора могла быть с легкостью воспринята противниками как призыв к реформации.

Наряду с другими общими тенденциями в этих сборниках можно отметить и критику автором молитв, совершаемых за мертвых, и осуждение идолопоклонства. Акценты Черного постоянно выражены за счет «зри» и «дивно».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных