ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Псалтирь жидовствующихЭтот документ, обнародованный архиепископом Геннадием, является полностью православным. Здесь содержится ясное свидетельство того, что Федор Еврей был обращен в христианство и пытался поделиться своей верой с другими русскоязычными евреями. Псалтирь жидовствующих начинается так: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, жизнь дающей и нераздельной Троицы, и пресвятой матери, и всех святых. От Федора крещеного, которому открылся свет, а не тьма, который испытал святое крещение и православную христианскую веру, который обновил сердце ветхого закона еврейской веры». Это весьма странные слова для проповедника иудаизма. В своем Письме Федор Еврей обращается в первую очередь к вопросу о божественности Иисуса Христа. Он взывает к своим друзьям евреям, чтобы они приняли Христа как истинного Мессию, который был распят их отцами и воскрес на третий день. Затем Федор подходит к вопросу вознесения Иисуса и ниспослания Духа Святого в день Пятидесятницы. Далее следует защита доктрины о Троице при помощи традиционной ссылки на историю, где Аврааму являются три мужа: «И Бог явился Аврааму в Троице на равнинах Мамре. Авраам же предложил Ему немного хлеба, заколол теленка и испек его, затем принес Им. Дал также и воды на ноги. Таким образом, хлеб обозначает евхаристию, вода для ног – святое крещение, а теленок, которого закололи – самого Иисуса Христа, который умер во исполнение пророчества, а также воскрес из мертвых на третий день. Потому, вы неправы, когда говорите, что Аврааму явились три ангела. Сам Бог явился в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Бог не послал бы трех вестников к одному человеку, но решил открыться Сам Своему святому как трехликий Ангел»[555]. Таким образом, Федор представляет в поддержку доктрины о Троице те же аргументы, что и Иосиф в своей работе[556]. Декалог Архиепископ Геннадий усматривает элементы жидовствования в соблюдении еретиками Десяти Заповедей. Церковная история показывает, однако, что соблюдение Десяти Заповедей не являлось особым знаком иудаизма. Здесь будет уместен комментарий Ньюмана: «Большое число субботствующих движений в Венгрии, Богемии, Моравии, России и Англии… требует христианской приверженности Моисеевым законам… Официальная церковь выразила свое отношение к этим сектам, прокляв их, конечно же, как еретические. Все‑таки их частота, численность, непоколебимость в христианстве сделало их весьма значительным фактором. Свидетельство об их доктринах, типе жизни, расширении влияния и деятельности достаточно обширно и справедливо заслуживает внимания. Они утверждают уникальный и поразительный феномен в христианских анналах и указывают на значительное влияние, проистекающее из Ветхого Завета внутрь самой сердцевины христианства»[557]. Клибанов соглашается с тем, что «интерес русских реформаторов к Ветхому Завету не указывает на их склонность к иудаизму»[558]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|