Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Динамика Просветителя Иосифа




Для того чтобы оценить этот документ, следует понять динамику этой книги. Как уже было упомянуто, первые четыре главы Просветителя являются категоричной попыткой рассмотреть неразбавленный иудаизм. Эти главы были написаны в качестве незамедлительного ответа на письмо Геннадия. Иосиф, живший отшельнической жизнью в монастыре в лесу[573], получил письмо от Геннадия не раньше 1493 года. Ответ Иосифа показывает, что он получил лишь минимум информации – столько же, сколько получили и другие адресаты Геннадия. Видимо, в своей ревностной попытке защитить православие Иосиф намеренно расширяет то количество информации, которое он получил от Геннадия, так что тему его письма можно было бы обозначить как иудаизм. Вот почему первый ответ Иосифа явился долгой дискуссией по поводу опасности иудаизма в общем и антитринитаризма в частности. Целью этого ответа, по оценке самого Иосифа, являлась возможность дать адекватный контраргумент по поводу попыток евреев обратить христиан в иудаизм. Иосиф, являвшийся одним из приемников щедрости Геннадия, реагирует незамедлительно, без особого критического осмысления неясных фраз Геннадия. Он неожиданно находит другое, в данном случае практическое, как ему кажется, применение своему старому письму Вассиану по поводу тринитарных вопросов.

Как скоро мишень Иосифа –иудаизм – вырисовывается из неясных фраз Геннадия, Иосиф становится главным борцом с ересью, доктрина которой, по мнению многих ученых, была выдумана самим Иосифом. Панов осторожно замечает: «Кажется, что автор (Иосиф) руководствуется мыслью, что, борясь с иудаизмом, он борется с новой ересью»[574]. На самом деле, первые четыре главы Просветителя представляют собой скорее общее описание иудаизма, чем описание какой‑либо конкретной ситуации. Иосиф пускается в длинные тринитарные дискуссии, которые были у составлены им несколькими годами раньше. Ничего, по сути, не зная о природе новгородской ереси, Иосиф пытается построить свою защиту тринитаризма исключительно исходя из Ветхого Завета. Причина ясна: «Евреи и еретики не принимают ни свидетельства апостолов, ни традицию, а лишь только пророческие свидетельства»[575] считал тогда Иосиф. Это было опрометчивое суждение.

Панов комментирует, что «те еретические учения, которые подвергаются критике в первых главах Просветителя, не имеют даже малейшей логической связи с теми учениями, которые подвергаются критике в последующих главах»[576]. Сервицкий замечает, ссылаясь на последние главы Просветителя: «Резкое отвержение основных учений христианства не было характерным для всех жидовствующих, но только для части, как это явствует из Просветителя. Другие не отвергали учение о Троице прямо, но лишь сомневались в нем, а также в некоторых текстах Писания, относящихся к Троице, говоря, что неверно изображать святую и животворящую Троицу на иконах»[577].

Последующие главы Просветителя отражают постепенное накопление Иосифом фактического знания о еретиках. Однако, как уже упоминалось, это знание не было «из первых рук». Иосиф не покидал своего монастыря вплоть до 1503 года, и его знание о ереси никогда не было из первых рук.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных