Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дополнительные источники 1 страница




Артамонов, М. И. История Хазар. Ленинград, 1962.

Барбашев, А. Витовт: последние двадцать лет княжения, 1410–1430. СПб: тип. И. Н. Скороходова, 1891.

Бегунов, Ю. К. Козьма пресвитер в славянских литературах. София: Болгарская Академия наук, 1973.

_________. Кормчая Ивана Волка Курицына. " Труды отдела древней русской литературы ", №12 б. д., с. 141–159.

Бедржицкий, Л. Литературная деятельность жидовствующих. " Журнал Министерства Народного Просвещения ", №32, 1912, с. 113.

Белокуров, С. Послание инока Саввы. В О ереси жидовствующих, ред. С. Белокуров, i-12. М.: Московский университет, 1902.

Боцяновский, В. Ф. Богоискатели. СПб: М. О. Вольф, 1911.

_________. Русские вольнодумцы. " Новое Слово ", №12, 1896, с. 171.

Брун, Ф. и Карпов Г. Ф. П амятник дипломатических сношений Московского государства с ногайскими ордами. В Сборник русского исторического общества, гл. 1, XLI, с. 76–77. Цит. по: Зевакина Е. С. и Пенчко Н. А. О черки по истории Генуэзских колоний на западном Кавказе. В Исторические Записки, в 3–х т., ред. Б. Д. Греков. М.: Академия Наук СССР, 1938, т. 3, с. 80.

Брутскус, Ю. Захария, князь Таманский. Цит. по: Лурье, Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI веков. М.: Академия Наук СССР, 1960.

Буганов, В. И. и Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской Православной церкви. М.: Издательство политической литературы, 1991.

Будовниц, И. У. Русская публицистика XVI века. М.: Академия Наук СССР, 1947.

Булгаков, М. История русской церкви. В 12 т. СПб: Патриаршия типография, 1857–1883.

Булгаков, С. Параклет. Париж, 1936.

Бушуев, А. В. и Миронов Г. Е. И стория государства Российского. М.: Книжная палата, 1991.

Востоков, А. Х. Описание рукописей Румянцевского музея. СПб: Тип. Императорской Академии Наук, 1842.

Гальковский, Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913.

Голейзовский, Н. К. Послание Иосифа Волоцкого иконописцу и его адресат. М.: Наука, 1970.

Голубинский, Е. Е. История русской церкви. В 2–х т. М.: Московский университет, 1900.

Дмитриев, А. Д. Церковь и идея самодержавия в России. М.: Атеист, 1930.

_________. Инквизиция в России. М.: Полиграфкнига, 1937.

Долгов, С. О. О ереси жидовствующих. М.: Московский университет, 1902.

_________. Московский Собор 1490 года против жидовствующих. В Новые материалы о ереси жидовствующих, ред. С. А. Белокуров, с. 113–125. М.: Московский университет, 1902.

Еремин, И. П. Иосиф Волоцкий как писатель. В: Зимин А. А., Лурье Я. С. ред. Послания Иосифа Волоцкого. М.: Академия Наук СССР, 1959.

Жмакин, В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. М.: Московский университет, 1881.

Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы. Ленинград: Лениздат, 1991.

Зевакина, Е. С., Пенчко, Н. А. Очерки по истории Генуэзских колоний на западном Кавказе. В Исторические Записки, в 3–х т., ред. Б. Д. Греков, т. 3, с. 59–86. М.: Академия Наук СССР, 1938.

Зимин, А. А. Россия на рубеже XV – XVI столетий. М.: Издательство политической литературы, 1982.

_________. Русская публицистика конца пятнадцатого – начала семнадцатого веков. М.: Издательство политической литературы, 1959.

_________. О политической доктрине Иосифа Волоцкого. " Труды отдела древнерусской литературы ", №9, 1953, с. 159–177.

Зимин, А. А., Лурье, Я. С. ред. Послания Иосифа Волоцкого. М.: Академия Наук СССР, 1959.

Ианин, В. Л. Новгородские посадники. М.: Московский Государственный Университет, 1962.

Иванов, Ю. Богомольские книги и легенды. София, 1925.

Иконников, В. С. Собрание трудов, в 2–х т., Киев: Тип. Императорского университета св. Владимира, 1915.

_________. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской церкви. Киев, 1869.

Иловайский, Д. О Зосиме. " Современные известия ", №266, 1884, с. 4.

Ильинский, Ф. И. Митрополит Зосима и дьяк Курицын. " Богословский Вестник ", №10, 1905, с. 212–235.

_________. Русские богомилы пятнадцатого века. " Богословский Вестник ", №7, 1905, с. 436–459.

Истрин, В. М. Книги временныя и образныя Георгия Мниха. В 3–х т. Прага: Российская Академия Наук, 1920–1930.

Калайдович К., Строев, П. Обстоятельное описание славяно–русских рукописей Ф. А. Толстого. М.: Тип. С. Селивановского, 1825.

Калачев, Н. В. Архив историко–юридических сведений, относящихся к России. М., 1850.

Калугин, В. Струны рокотаху. М.: Современник, 1989.

Клибанов, А. И. Реформационные движения в России XIV – первой половины XVI веков. М.: Академия Наук СССР, 1960.

Ключевский, В. О. Отзывы и ответы. Прага: Издательство отдела народного просвещения, 1918.

Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 2–х т. СПб: Типография Стасюлевича, 1873–1876.

Лавров, Л. И. К истории русско–кавказских отношений в пятнадцатом веке. Цит. по: Лурье, Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике XV – XVI веков. М.: Академия Наук СССР, 1960.

Лилайенфельд, Ф. Иван III и Федор Курицын (о некоторых чертах раннего Ренессанса на Руси и в Германии). В Культурное наследие древней Руси. Истоки. Становление. Традиции, ред. В. Г. Базанов, с. 116–123. М.: Наука, 1976.

Литкин, Г. С. Древнепермский язык. М., 1952.

Лихачев, Н. П. Разрядные дьяки XVI века. СПб, 1888.

Лурье, Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике XV – XVI веков. М.: Академия Наук СССР, 1960.

________. Источники по истории "новоявившейся новгородской ереси". В Jews and Slavs, ed. W. Moskovich, vol. 3, p. 199–223. Jerusalem, 1995.

Любимов, В. П. Списки Русской Правды. В " Правда Русская ", ред. Б. Д. Греков, т. 1, с. 80–120. М., 1940.

Малинин, В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послание. Киев, 1901.

Мещерский, Н. А. К вопросу об изучении переводной письменности Киевского периода. Петрозаводск: Карело–Финский Педагогический институт, 1955.

Милюков, П. Н. Древнейшая разрядная книга официальной редакции. М., 1901.

Мордовцев, Д. Л. Калики перехожие. СПб: Тип. Н. А. Лебедева, 1888.

Мочульский, В. Н. Историко–литературный анализ стиха о "Голубиной книге". Варшава: Тип. М. Земкевича, 1887.

Мякотин, В. А. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. СПб: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1913.

Невоструев, К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева. СПб: Тип. Императорской Академии Наук, 1870.

Никитский, А. И., Замысловский, Е. Е. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде. " Журнал министерства народного просвещения ", №1, 1879, с. 213–222.

Никольский, Н. М. История русской церкви. М.: изд–во политической литературы, 1983.

Орлов, А. С. Древняя русская литература XI – XVII веков. М.: Академия Наук СССР, 1939.

Панов, И. Ересь жидовствующих. В ЖМНП, №1, 1877, с. 12–32.

Павлов, А. С. Курс церковного права. М.: Сергиев Посад, 1902.

________. Памятники древнерусского канонического права. СПб, 1908.

________. Вопрос о ереси жидовствующих на шестом археологическом съезде. М.: Московский университет, 1884.

Перетц, В. Н. Новые труды о жидовствующих пятнадцатого века и их литературе. Киев, 1908.

________. К вопросу о еврейско–русском литературном общении. " Славия ", №5, 1926–1927, с. 268.

Петров, Н. И. О судьбе вена Константина Великого. " Труды Киевской духовной академии ", №12, 1865, с. 492–493.

Петухов, Е. В. Русская литература. СПб: Издательство А. С. Суворина, 1916.

Порфиридов, Н. Г. Древний Новгород. М.: Академия Наук СССР, 1947.

Пресняков, А. Е. Образование Великорусского государства. Петроград: Девятая государственная типография, 1920. Цит. по: Lur’e, Y. S. Problems of Source Criticism (with Reference to Medieval Russian Documents). “ Slavic Review ”, №28, 1968, p. 2–12.

Приселков, М. Д. История русского летописания XI – XIV веков. Ленинград: Ленинградский государственный университет, 1940.

Прохоров, Г. М. Прение Паламы "с ксионы и турки" и проблема жидовски мудрствующих. " Труды отдела древнерусской литературы ", №27, 1972, с. 353–438.

Пыпин, А. Н. История русской литературы. В 2–х частях. СПб: Стасюлевич, 1898.

Райнов, Т. Наука в России XI – XVII веков. М.: Академия Наук СССР, 1940.

Руднев, Н. А. Рассуждения о ересях и расколах. М.: Синодальная типография, 1838.

Сахаров, Н. Сказания русского народа. В 8–ми т. СПб, 1849.

Святский, Д. О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси XV века. " Мировед ", №16, 1927, с. 1–35.

Седельников, А. С. К изучению "Слова кратка" и деятельности доминиканца Вениамина. " Труды комиссии по древнерусской литературе Академии Наук ", №1, 1932, с. 33–57.

Сервицкий, А. И. Опыт исследования новгородских еретиков или "жидовствующих". " Православное обозрение ", №7, 1862, с. iv – 17.

Симонов, Р. А., Стяжкин, Н. И. Историко–логический обзор древнерусских текстов. " Философские науки ", №5, 1977, с. 132–143.

Снесаревский, П. Крах агрессивной политики Ватикана в России XV‑XVI веков. М.: Министерство Просвещения РСФСР, 1951.

Соболевский, А. И. "Логика" жидовствующих и "Тайная тайных". СПб: Тип. В. С. Балышева, 1899.

_________. Переводная литература Московской Руси XVI – XVII веков. СПб: Императорская Академия Наук, 1903.

Соколов, М. Послание Федора Жидовина. В О ереси жидовствующих, ред. С. А. Белокуров. М.: Московский университет, 1902.

Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. В 29–ти т. М.: Типография В. Готье, 1851–1879.

Сперанский, М. Н. Тайнопись в южнославянских и русских памятниках письма. Ленинград: Академия Наук СССР, 1929.

_________. Из истории отреченных книг: Аристотелевы врата или Тайна Тайных. СПб: Тип. М. А. Александрова, 1908.

_________. Псалтирь жидовствующих в переводе Федора Еврея. М.: Московский университет, 1907.

Стрешнев, Н. Жидовское пленение. В 2–ух т. СПб: Тип. Сойкина, 1905.

Строев, П. М. Хронологический указатель материалов отечественной истории. ЖМНП, №2, 1831, с. 148–172.

Тихомиров, М. Н. Исследование о Русской Правде. М., 1941.

Тихонравов, Н. С. Сочинения. В 3–х т. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1898.

Успенский, Ф. И. Очерки по истории Византийской образованности. СПб: Тип. В. С. Балашева, 1891.

Хрептович–Бутенев, Флоренция и Рим в связи с двумя событиями из русской истории пятнадцатого века. М.: Типография А. Снегиревой, 1909.

Хрущев, И. Исследования сочинений Иосифа Санина. СПб, 1868.

Черепнин, Л. В. Русские феодальные архивы. В 2–х т. М.: Академия Наук СССР, 1951.

Эйзенштейн, С. Иван Грозный, 1943.

Ягич, И. В. Рассуждения старины о церковно–славянском языке. СПб, 1895.

Allerhand, J. Die Judaisierenden in Rusland. “ Kairos ”, №21, 1979, p. 264–272.

Augsburger, D. The Sabbath and the Lord’s Day During the Middle Ages. In The Sabbath in Scripture and History, ed. K. A. Strand, p. 190–214. Washington, DC: Review and Herald, 1982.

Backus, O. P. Motives of West Russian Nobles in Deserting Lithuania for Moscow, 1377–1514. Lawrence, KS: University of Kansas Press, 1957.

Bannan, A. J. and Edelenyi A., eds. Documentary History of Eastern Europe. New York: Twayne Publishers, 1970.

Barnard, L. W. The Graeco‑Roman and Oriental Background of the Iconoclastic Controversy. Leiden: Brill, 1974.

Berman, H. J. Freedom of Religion in Russia. In Proselytism and Orthodoxy in Russia, ed. John Witte, Jr., and Michael Bourdeaux, p. 265–283. New York: Orbis Books, 1999.

Billington, J. H. The Icon and the Axe. New York: Alfred A. Knopf, 1966.

Birnbaum, H. On Some Evidence of Jewish Life and Anti‑Jewish Sentiments in Medieval Russia. “ Viator ”, №4, 1973, p. 225–255.

Bratton, F. G. Maimonides. Boston: Beacon Press, 1967.

Brian‑Chaninov, N. The Russian Church. London: Burns Oates, 1931.

Bryer, A. and Herrin, J. Iconoclasm. Birmingham: University of Birmingham, 1977.

Broadbent, E. H. The Pilgrim’s Church. New York: Fleming H. Revell Company, 1955.

Brun, F. Black Sea Region: Collection of Research Articles. Odessa, 1879.

Brutskus, J. Judaisierende. “Encyclopedia Judaica”. Berlin, 1930. vol. 9, p. 520–522.

Burgess, S. M. The Spirit and the Church: Antiquity. Peabody, MA: Hendrickson, 1984.

Damsteegt, G. P. Foundations of the Seventh‑day Adventist Message and Mission. Grand Rapids: Eerdmans, 1977.

________. Seventh‑day Adventists Believe…: A Biblical Exposition of 27 Fundamental Doctrines. Washington, DC: Ministerial Association, General Conference of Seventh‑day Adventists, 1988.

Dan, R. Judaizare – the Career of a Term. In Antitrinitarianism in the Second Half of the Sixteenth Century, ed. R. Dan and A. Pirnat, p. 25–34. Budapest: Akademiai Kiado, 1982.

Denisoff, E. Aux Origines de l’Église russe autocéphale. RES, №23, 1947. Quoted in Billington J. H. T he Icon and the Axe. New York: Alfred A. Knopf, 1966.

De Wette. W. Briefe, Sendschreiben und Bedenken. Berlin, 1827.

Deamony, Letter to Directors of San‑Georgio Bank, 1482, Atti, IV, p. 257–258. Цит. по: Зевакина Е. С. и Пенчко Н. А. О черки по истории Генуэзских колоний на западном Кавказе, в Исторические записки, в 3–х т., ред. Б. Д. Греков. М.: Академия наук СССР, 1938, т. 3, с. 80.

Fedotov, G. P. The Russian Religious Mind. 3 vols. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1966.

Fennell, J. L. The Attitude of the Josephians and the Trans‑Volga Elders to the Heresy of the Judaisers. “ Slavonic and East Europian Review ”, №73, June 1951, p. 490–502.

________. A History of the Russian Church. London: Longman, 1995.

________. Ivan the Great of Moscow. London: Macmillan, 1961.

Fine, J. Fedor Kuritsin’s Laodikijskoe Poslanie and the Heresy of the Judaisers. “Speculum”, №41, 1966, p. 500–504.

Flier, M. S. Sunday in Medieval Russian Culture. In Medieval Russian Culture, ed. H. Birnbaum and Michael S. Flier, p. 105–149. Los Angeles: University of California Press, 1984.

Florinsky, M. Russia, A History and an Interpretation. 2 vols. New York: Macmillan, 1953.

Frere, W. H. Russian Church History. London: Faith Press, 1918.

Freydank, D. Der ‘Laodicenerbrief’ (Laodikijskoe poslanie): Ein Beitrag zur Interpretation eines altrussischen humanistischen Textes. “Zeitschrift fur Slawistik”, №11, 1966, p. 355–370.

Geiger, L. Das Studium der hebraeischen Sprache in Deutschland vom Ende des 15ten bis zur Mitte das 16ten Jahrh. Breslau, 1870.

Gero, S. Byzantine Iconoclasm During the Reign of Constantine V. Louvain: Secretariat Corpus SCO, 1977.

Greenberg, L. The Jews in Russia. 3 vols. New Heaven: Yale University Press, 1944.

Grey, I. Ivan III and the Unification of Russia. London: English Universities Press, 1964.

Gudzy, N. K. Early Russian Literature. New York: Macmillan, 1949.

_________. History of Early Russian Literature. New York: Macmillan, 1949.

Hall, S. G. Doctrine and Practice in Early Church. Grand Rapids: William B. Eerdmans, 1991.

Halperin, C. J. Judaizers and the Image of the Jew in Medieval Russia. “ Canadian‑American Slavic Studies ”, №9, 1975, p. 141–155.

Haney, J. V. The Laodicean Letter: Some Possible Sources. “ Slavic Review ”, №30, 1971, p. 832–842.

Harrison, J. A. The Founding of the Russian Empire. Coral Gables, FL: University of Miami Press, 1971.

Haugh, R. Photius and the Carolingians: The Trinitarian Controversy. Belmont, MA: Nordland, 1975.

Hösch, E. Sowjetische Forschungen zur Häresiegeschichte Altrusslands: Metodische Bemerkungen. “ Jahrbücher Für Geschichte Osteuropas ”, №18, 1970, p. 279–312.

House, F. Millennium of Faith. New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1988.

Iswolsky, H. Christ in Russia. Kingswood: World’s Work, 1962.

Juszczyk, J. O badaniach nad Judaizantyzmem. “ Kwartalnik historiczny ”, №76, 1969, p. 111–151.

Kaminsky, H. A History of the Hussite Revolution. Berkeley, CA: University of California Press, 1967.

Kazemzadeh, F. Reflection on Church and State in Russian History. In Proselytism and Orthodoxy in Russia, ed. John Witte, Jr., and Michael Bourdeaux. New York: Orbis Books, 1999.

Klaassen, W. Anabaptism: Neither Catholic nor Protestant. Waterloo, ON: Conrad Press, 1973.

Klibanov, A. I. History of Religious Sectarianism in Russia (1860–1917). Oxford: Pergamon Press, 1982.

Kljuchevskii, V. O. A History of Russia. 5 vols. New York: Russell and Russell, 1960.

Koestler, A. The Thirteenth Tribe: the Khazar Empire and Its Heritage. London: Pan Books, 1977.

Kroker, M. L. Martin Luter: Tischreden in der Matheischen Sammlung. Leipzig, 1905.

Lehrer, M. G. Transylvania: History and Reality. Silver Spring, MD: Bartleby Press, 1986.

Lilienfield, F. Das Laodikijskoe Poslanie des grossfürstlichen D’jaken Fedor Kuritsin. “ Jahrbücher für Geschichre Osteuropas ”, №24, 1976, p. 1–22.

________. Die Hairesie des Fedor Kuritsin. “ Forschungen zur osteuropäischen Geschichte ”, №24, 1978, p. 39–64.

________. Uber einige Züge des Frühhumanismus und der Renaissance in Russland und Deutschland: Johannes Trithemius und Fjodor Kuritsin. “ Jahrbuch für fränkische Landesforschung ”, №36, 1976, p. 23–35.

Lincoln, W. B. Between Heaven and Hell. New York: Viking, 1998.

Losskii, V. The Mystical Theology of the Eastern Church. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press.

Louth, A. Denys the Areopagite. Wilton, CT: Morehouse Publishing, 1989.

Lur’e, Y. S. Problems of Source Criticism (with Reference to Medieval Russian Documents). “ Slavic Review ”, №28, 1968, p. 2–12.

________. Unresolved Issues. In Medieval Russian Culture, ed. H. Birnbaum and M. S. Flier, p. 150–171. Los Angeles: University of California Press, 1984.

________. Zur Zusammensetzung des Laodicenischen Sendschreibens. “ Jahrbücher für Geschichte Osteuropas”, №17, 1969, p. 161–169.

Maier, A. Züm judichen Hintergrund des sogenannten Laodicenischen Sendschreibens. “ Jahrbücher für Geschichte Osteuropas”, №17, 1969, p. 3–11.

Maxwell, M. Chrysostom’s Homilies Against the Jews: an English Translation. Ph. D. dissertation, University of Chicago, 1966.

Morfill, W. R. Russia. London: T. Fisher Unwin, 1890.

Newman, L. I. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York: AMS Press, 1966.

Obolenskii, D. The Bogomils. Cambridge, 1948.

Old, H. O. Leading in Prayer. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 1995.

Omark, R. The Decline of Russian Religious Power – Church and State, 1439–1503. “ Social Compass ”, №21, 1974, p. 207–214.

Orwell, G. 1984. New York: Signet, 1984.

Pelikan, J. The Emergence of the Catholic Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1971.

Philips, J. The Reformation of Images: Destruction of Art in England, 1533–1660. Berkeley: University of California Press, 1973.

Pierling, P. La Russie et le Saint‑Siège. Paris, 1886.

Pinomaa, L. Faith Victorious. Philadelphia, PA: Fortress Press, 1963.

Platonov, S. F. History of Russia. New York: Macmillan, 1925.

Puech, H. C. and Vaillant A. Le Traité contre les Bogomils de Dosmas le Prêtre. Paris, 1945.

Rashdall, H. The Idea of Atonement in Christian Theology. London: Macmillan, 1920.

Robertson, A. The Origin of Christianity. London, 1962.

Rorem, P. Pseudo‑Dionysius. Oxford: Oxford University Press, 1993.

Sarachek, I. The Doctrine of Messiah. In Eschatology in Maimonidean Thought, ed. Jacob I. Dienstag, p. 12–47. New York: Ktav Publishing House, 1982.

Seebert, R. Text‑Book of the History of Doctrines. Grand Rapids: n. p., 1958.

Slutskii, Y. “ Khazars ”. Encyclopedia Judaica. New York: Macmillan Company, 1971, vol. 10, p. 944–954.

Snyder, C. A. Anabaptist History and Theology. Kitchener, ON: Pandora Press, 1995.

Spector, I. An Introduction to Russian History and Culture. Princeton: D. Van Nostrand, 1954.

Taube, M. The Kievan Jew Zacharia and the Astronomical Works of the Judaizers. In Jews and Slavs, ed. W. Moskovich, №3, p. 168–198. Jerusalem: Hebrew University.

________. The “Poem on the Soul” in the Laodicean Epistle. “ Harvard Ukrainian Studies ”, №19, 1995, p. 671–685.

________. The Spiritual Circle in the Secret of Sekrets. “ Harvard Ukrainian Studies ”, №18, 1994, p. 342–355.

Uzzell, L. A., trans. Federal Law No. 125–FZ (September 26, 1997), Appendix A, Emory International Law Review, №12, 1998, p. 657–680.

Vernadskii, G. The Heresy of the Judaizers and the Policies of Ivan III of Moscow. “ Speculum ”, №8, 1933, p. 436–454.

________. The Mongols and Russia. New Heaven: Yale University Press, 1953.

________. Political and Diplomatic History of Russia. Boston: Little, Brown and Company, 1936.

________. Russia at the Dawn of the Modern Age. New Heaven: Yale University Press, 1959.

________. ed. A Source Book for Russian History from Early Times to 1917. New Heaven: Yale University Press, 1972.

Von Eckardt, H. Russia, Past and Present. New York: Alfred A. Knopf, 1930.

Witte, John Jr., Introduction. In Proselytism and Orthodoxy in Russia, ed. John Witte, Jr. and Michael Bourdeaux. New York: Orbis Books, 1999.

Zernov, N. The Russians and Their Church. London: S. P. C. K., 1964.

Zguta, R. The “Aristotelevy Vrata” as a Reflection of Judaizer Political Ideology. “ Jahrbücher für Geschichte Osteuropas”, №26, 1978, p. 1–10.

 


[1] Поскольку названия «новгородско–московское движение» и «движение жидовствующих» используются в исторической литературе взаимозаменяемо, я буду использовать их как синонимы. Я также буду употреблять термин субботники (соблюдающие субботу), поскольку соблюдение субботы, согласно Приговору Собора 1490 года, было единственным верованием, разделяемым всеми новгородско–московскими верующими. См. Соборный приговор, рукопись БИЛ, Музейное собрание, №3271, с. 11–15.

[2] Волоцкий Иосиф. Послание старца Иосифа к великому князю Василию на еретики. ГИМ, Синодальный архив, №791, с. 4, серия XVI в., l, с. 20. Текст этого письма также был опубликован в: Казакова Н. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.: Академия Наук СССР, 1955, с. 519–522.

[3] Gudzy N. K. History of Early Russian Literature. New York: Macmillan, 1949, p. 236.

[4] Клибанов А. И. Книги Ивана Черного. М.: Академия Наук СССР, 1958, с. 224.

[5] Настоятель Волоколамского монастыря, Иосиф был общественным деятелем и поборником сильного централизованного Московского государства. Однако наибольшую известность он получил как противник новгородско–московского движения и автор полемической книги Просветитель.

[6] Волоцкий Иосиф, Просветитель. М.: Издание Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1993, с. 19.

[7] Сервицкий А. И. Опыт исследования новгородских еретиков или жидовствующих. Православное Обозрение, №7, 1862, с. vi‑viii; Никитский А. И. и Замысловский Е. Е. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде. В Журнал Министерства народного просвещения [ЖМНП] №1, 1879, с. 213–222; Панов И. Ересь жидовствующих. ЖМНП 1, 1877, с. 12–32.

[8] См.: Зимин А. А. Русская публицистика конца пятнадцатого — начала шестнадцатого веков. М.: Издательство политической литературы, 1959, с. 22; Перец В. Н. Новые труды о "жидовствующих" пятнадцатого века и их литературе. Киев, 1908; Стрешнев Н. Жидовское пленение. СПб: Типография Сойкина, 1905, т. 2, 1:17; Булгаков Макарий, История Русской Церкви, в 12–ти т. СПб: Патриаршая типография, 1857–1883, т. 4, с. 82.

[9] Greenberg L. The Jews in Russia, 3 vols. New Haven: Yale University Press, 1944, vol. 1, p. 5–7.

[10] Панов, с. 12–32; Павлов A. Вопрос о ереси жидовствующих на шестом археологическом съезде. М.: Московский университет, 1884.

[11] В прошлом веке Николай Руднев поднял вопрос, на который до сих пор не был дан адекватный ответ: «Какого рода ересью это было?» Он отмечает: «Этот вопрос особенно важен, поскольку остался незамеченным». Руднев Н. А. Рассуждения о ересях и расколах. М.: Синодальная Типография, 1838, с. 102–103. Руднев был одним из первых, кто усомнился, что эта ересь имела отношение к иудаизму. В своем исследовании, однако, он, как и прочие православные ученые, не мог отвергнуть авторитет Иосифа Волоцкого, провозглашенного Русской Православной Церковью преподобным – ранг, почти равный святому.

[12] Казакова и Лурье, РДР, с. 119.

[13] Witte John, Jr. Introduction in Proselytism and Orthodoxy in Russia, ed. Witte John, Jr. and Bourdeaux Michael. New York: Orbis Books, 1999, p. 1.

[14] Например, в своей недавней статье Firuz Kazemzadeh пишет о некоторых новгородских священниках (участниках новгородско–московского движения), «которые сформировали секту, отвергавшую Троицу, воплощение, таинства и церковную иерархию». Kazemzadeh F. Reflection on Church and State in Russian History, in Proselytism and Orthodoxy in Russia, p. 230.

[15] См.: Berman, Harold J. Freedom of Religion in Russia, in Proselytism and Orthodoxy, p. 265–283.

[16] Историки указывают на позитивное влияние изучаемого движения в области интеллектуального, культурного, экономического и политического развития русского государства. См.: Kлибанов A. И. Реформационные движения в России XIV — первой половине XVI веков. М.: Академия Наук СССР, 1960, с. 7–8; Буганов В. И. и Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской Православной Церкви. М.: Издательство политической литературы, 1991, с. 40–41.

[17] Среди этих источников: Русские феодальные архивы четырнадцатого–пятнадцатого веков. М.: Издательство Института Права, 1951; Стоглав. СПб: Типография Императорской академии наук, 1863; Пушкарев Л. Н. Документы по истории пятнадцатого–семнадцатого веков в Материалы по истории СССР, в 2–х т., ред. Лихачев Д. С. М.: Академия Наук СССР, 1963, т. 1, с. 115–326.

[18] Гонозов, Послание епископу Прохору Сарскому. Манускрипт GPB, Q. XVII. р. 64, собрание Федора Толстого, II, №68.

[19] Калайдович K. и Строев П. Обстоятельное описание славяно–российских рукописей Ф. А. Толстого. М.: Тип. С. Селивановского, 1825.

[20] Хрущев И. Исследования о сочинениях Иосифа Санина. СПб, 1868.

[21] РДР, p. 309–312.

[22] Гонозов, Послание епископу Нифонту Суздальскому. Манускрипт GPB, Q. XVII. 50, собрание Федора Толстого, II, №341.

[23] Клибанов, А. И. Реформационные движения в России XIV – первой половины XVI веков. М.: Академия Наук СССР, 1960.

РДР, p. 312–313.

[24] Гонозов, Послание Иоасафу, бывшему архиепископу Ростовскому. Манускрипт БИЛ, собрание Троицкого, №730.

[25] РДР, p. 315–320.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных