ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели и задачи дисциплины. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса, разрабатывающая психологические основы процессов обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и социально значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебных групп; психологические основы самой педагогической деятельности (психология учителя). Педагогическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19 – 20 вв. (в 1906 – 1916 гг. было проведено 5 всероссийских съездов по проблемам педагогической психологии), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике начали реализовываться значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. К.Д. Ушинский считал, что "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологии. Педагогическая психология включает три раздела – психологию воспитания, психологию обучения и психологию педагогической деятельности. Задачи психологии воспитания: разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей); установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т.д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Психология педагогической деятельности изучает структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Исследования по педагогической психологии имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной и социально-педагогической работы образовательного учреждения и применяемых в нем мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории. Целью дисциплины является повышение профессионально-педагогической, психологической компетенции будущих специалистов-педагогов: расширение психолого-педагогической компетентности, формирование навыков проектирования и решения образовательных задач с учетом их психологических характеристик, развитие метапрофессиональных качеств специалиста. Задачи дисциплины: • ознакомить с предметом, проблемами и современными тенденциями в развитии педагогической психологии; • сформировать психологические умения и качества, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях; • раскрыть специфику психологии обучения и воспитания на разных воз-растных этапах учащихся; • провести обучение навыкам профессионального самосохранения в условиях реализации профессионально-педагогической деятельности; • сформировать психологическую готовность к реализации профессио-нально-педагогической деятельности будущих специалистов-педагогов. Особой воспитательной целью дисциплины является развитие педагогической ответственности и активной личностной позиции обучающегося как будущего педагога. Педагогическая психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов педагогического профиля. В связи с этим является важным привитие навыков сохранение и углубление непосредственного общения будущего педагога с учащимися, а также использование положительного потенциала их взаимоотношений. Педагоги должны хорошо разбираться не только в преподаваемом предмете, но и в педагогических ситуациях, межличностных отношениях, которые складываются у них как с учащимися, так и с другими субъектами образовательного процесса. Задача выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогическая психология» – самостоятельная подготовка студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, нацеленная на овладение ими педагогическими умениями и знаниями психологических феноменов, встречающихся и необходимыми в профессиональной деятельности педагога.
Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению Контрольная работа по дисциплине «Педагогическая психология» состоит из следующих элементов: • титульного листа (приложение 1); • трех выполненных заданий контрольной работы; • списка использованной литературы; • приложение. Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий.
Вариант 1. Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педагогической психологии Петра Яковлевича Гальперина. Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия развития восприятия учебного материала учащимися. Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей памяти. На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей памяти (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития памяти и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов. Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 2. Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Лидии Ильиничны Божович. Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития памяти как познавательного процесса. Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей внимания. На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей внимания (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития внимания и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов. Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 3. Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Натальи Александровны Менчинской. Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития внимания как познавательного процесса. Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мышления. На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей мышления (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития мышления и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов. Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 4. Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Василия Васильевича Давыдова. Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития мышления как познавательного процесса. Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей обучаемости, общих способностей. На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей обучаемости, общих способностей (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни обучаемости, общих способностей и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов. Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 5. Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Даниила Борисовича Эльконина. Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития творческого мышления и воображения как познавательных процессов. Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности. На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни сформированности мотивации учебной деятельности и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов. Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В работе должны быть использованы не менее 20 источников, при этом не более 4-7 источников – учебные пособия. Литература ранжируется по срокам издания (в списке основной литературы издания не позднее 2009-20010 гг., в списке дополнительной литературы издания старше 2005 года выпуска). В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|