Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 7 . Творчество Феофана Грека.

Феофан Грек (1370 – 1408) Мирянин. Иконописец, миниатюрист. Его жизнеописание встречается в письмах Ефимия Премудрого, в связи с недошедшим до нас рисунком Ф.Г. Текст относится к 1415 г., то есть вскоре после смерти художника. Известно, что он расписал немало монастырей. Преимущественно жил и работал в Москве, где прославился не только живописцем иконником, но и философом. (Более 40 церквей в различных странах, «зело философ хитр», Феофан «гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех», через Кафу (Феодосию) и Киев приехал в Новгород в поисках места для применения своего таланта). В Московское государство, очевидно, был приглашен для росписи Кремля, в т.ч. для светской росписи жилых покоев. «Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством, искусством высокопрофессиональным, и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы рубежа XIV–XV вв.

Прославился уже при жизни как философ и богослов, художник. (работая над росписями вел ученые философские беседы). Его особую художественную манеру отмечали уже тогда. Он не во всем следует канону, избегает точного копирования образцов, т.е. иное отношение к живописи. Т.е. Ф.Г. – художественная и культурная элита эпохи. Он приезжает в Москву и напрямую делится своими навыками и подходом к изображению с учениками. В первую очередь с Рублевым. Кроме того, он приносит с собой современный ему византийский стиль – палеологовский ренессанс (владение формой, ракурсами, цветом, светотеневой моделировкой и пр.). В период становления и формирования Ф.Г. в Греции ведутся споры вокруг исихазма - учения о личном спасении, которое возможно путем произнесения длительных молитв. По учению Георгия Паломы бог присутсвует на земле через нетварную нефизическую энергию. Фаворский свет в момент Преображения является доказательством существования таковой. Человек различным путем может достичь просветления, он начинает излучать свет, подобный фаворскому. Эти идеи сильно повлияли на религиозную живопись. Обожженную плоть стали изображать «светящейся», применяя пробела. Русь осталась в стороне от религиозных диспутов вокруг исихазма, поэтому новый живописный язык мог остаться ей неизвестным, если бы не приезд Ф.Г. на Русь.

По тому же письму Епифания Премудрого известен примерный перечень написанных Ф.Г. работ, однако мало что сохранилось. Единственной достоверной работой (есть сведения в летописи) является роспись Ц. на Ильине улице в Новгороде (1378). Поновлял после пожара Донскую Богоматерь (БМ.) (1392), однако надо учитывать и более поздние записи и пр. утраты. Знаем, что расписывал частично соборы Московского Кремля, но были переписаны. Возможно, что первоначальная иконография местами сохранена. Есть и другие предположения, в том числе возможно расписывал Успенский собор в Коломне.

Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице. В Новгороде в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича Мошкова и уличан Ильиной улицы он расписал церковь Спаса Преображения во славу тех, кто томился в Московской земле.

В 1378 году сделаны росписи, вскоре пожар и поновление. Пожар затемнил колорит, однако и изначальный был тоже темным и высветленными участками – пробелами. Часть росписи было застроено до пожара, и там колорит тоже темный. Раскрыты росписи из-под штукатурки и масляной живописи только в 20м веке. Сохранились фрагменты – купол барабан, Троицкий придел и столпы (фрагменты Благовещения).

Вседержитель в куполе – жест и благословения и из иконографии сошествия во ад (101 псалом). Это расширяет трактовку. Это и победа над смертью, жест страшного суда.

Вокруг – 4 архангела 2 серафима и 2 херувима. Текст из псалма 101 «Ибо склонился с высоты святой своей Господи с небес на землю, чтоб услышать воздыхания окованных, разрешить сынов умервщленных». «Христос боже праведников спаситель».

Регистр пророков и праотцов в барабане. 8 штук рядом. Набор необычный – Адам, Сиф, Авель, Ной, Енох, Мельхеседек, Илья, Иоанн предтеча. Набор необычный. Всех персонажей объединяет факт общения с богом, боговидение.

Центральная апсида – Апостольская евхаристия. Лишь небольшие фрагменты – Андрей, Иуда. Раскрытые в нижнем регистре фрагменты

В дьяконнике и на стенах 15 фигур святых разной сохранности. Дионисий Ареопагит и др. святители. Вообще изображений святых очень много. На верхних регистрах столбов угадываются фигуры 4х трубящих ангелов, что лишний раз говорит о большой роли эсхатологической темы в росписях этой церкви

Живописная система уникальна. «Живопись Феофана Грека почти монохромная, красно-коричневых и желтых охр, оттенки которых дают, однако, необычайное красочное многообразие. Необычайного лаконизма Феофан достигает благодаря тому, что он избегает резких контурных и внутренних линий, мельчивших форму. Ее моделируют пробела самого разного рисунка: пятна-кружки, «запятые» и пр. Эти как будто небрежно брошенные мазки сливаются на расстоянии воедино, создавая иллюзию выпуклой формы и образ живого человека».

Монохромность (очень много оттенков коричневого и охр). Темная коричневая карнация (тварный мир плоти) и резкие контрастные белильные высветления (преображение плоти божественным, нетварным светом, энергией). Они как позволяют моделировать фигуру светотенью, так и несут в себе сакральный смысл. Очевидно ее отличие от светотеневой лепки. Белильные штрихи положены штриховкой, что создает ощущение вибрирования света, сотканности из света. Беспокойный ритм сцен. Каждая фигура живет как в целом ансамбля, так и сама по себе, своей жизнью – внутреннее движение, вибрация.

Форму лепит не цветом, а рисунком, контуром, ракурсом. Пробела так же помогают изобразить форму. Все это позволяет создать образ аскетов.

Интересно, что красота духовная у него сочетается с физической, более того, многие из них имеют индивидуальные черты. «Феофан вопреки всем живописным канонам создал индивидуальные характеристики святых, образы необычайной притягательной силы. Вместе с тем Авель, Енох, Сиф, Илья, Иоанн – при всей их индивидуальности – некий собирательный образ, в котором Феофан выразил свой нравственный идеал. Но самые выразительные из них – святые, написанные в Троицком приделе. Сверхчеловеческое внутреннее напряжение, духовная драма, разлад между телом и духом, борение греховной человеческой природы и одерживающего в этой борьбе победу торжествующего духа, интеллекта читаем мы на этих удивительных лицах. Безмятежное счастье и покой им не ведомы».

Троицкий придел. Молельня со своей нишей для алтаря. Фигуры вписаны в сложный рельеф стены. Центральная композиция – Троица ветхозаветная. Над ней – София. (Легкость, подвижность рисунка). По одной стене – 5 столпников, но сгруппированы 2 и 3 – в соответствии с изгибом стены. По другой стороне – отшельники и подвижники. Т.е тема служения Богу и через него приход к состоянию богосозерцания. Как праотцы и пророки видели Бога, так и эти подвижники удостоились богосозерцания.

Столпники. В центре – 2 (Симеон) и на выступах – 3. Олимпий, Даниил, Давид. Столпничество – крайняя степень монашеского подвига. Задача – изобразить крайнее напряжение полное отрешение от мира и боговидение. Часто сравнивают с богоносными сосудами. Столпы по форме напоминают литургический сосуд. Замершие, неподвижные фигуры (сравни центральная динамичная композиция Троицы).

На другой стене – подвижники и основатели монашества. Макарий. – высшая ступень е аскезы, изображен в молитве – жест рук, которые переданы в ракурсе. С одной стороны изображение очень реалистичное, а с другой – полное отсутствие плоти, он соткан из света. «И хотя на их грозных лицах лежит печать покоя, внутренне в них все клокочет и бурлит» (Лазарев В.Н. История русского искусства. М., 1954. Т. 2. С. 158–159)

Б.М. Знаменья и Архангел. Особенно очевидна причастность к столичной школе Константинополя: очень точный, уверенный рисунок: жесты, ракурсы, наклон головы. Сюжет неслучаен: тема первого боговоплощения в человеке – во чреве Б.М.

Храм – место встречи и единения с богом. Через росписи льется фаворский свет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Граница кредитования и ее отражение в банковском учете | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных